Летучие голландцы с гандикапом.

Oct 28, 2015 18:41

А вы читали писателя Пи.Джи. Вудхауза? Очень позитивная и успокоительная проза из рода "комедия положений".
Если да, то вам наверное знакомые двое его самых известных героя, Дживс и Вустер.
Есть у него глава в романе, про проповедь с гандикапом, про которую я усиленно вспоминала: http://mreadz.com/new/index.php?id=140122&pages=39 они заключали пари на длину проповедей провинциальных священников на деньги.
Вспоминала не без некоторого удовольствия, причём без отрыва от работы, в прямой связи с ней. Только у нас вместо проповедей был оперный спектакль, а именно "Летучий голландец" Вагнера.
Летучий Голландец идёт в первоначальной редакции: с парой небольших купюр и отсутствием антракта.
А так же выезжающим на публику прямо над оркестровой ямой кораблём-призраком ( в нотах о появлении корабля предупреждает надпись карандашом).
О том, что происходит на сцене я знаю, но весьма приблизительно ( либретто добросовестно прочла).
Певцам в главных ролях лет к пятидесяти обоим ( вагнеровские голоса созревают поздно), и поют они отлично.
Поэтому похоже это на Баден-Баден, куда ссылают богатых немецких старичков и старушек, и они кокетничают друг с другом, сидя в кафе. Сама наблюдала. Страсти там нешуточные кипели.
Певица в роли матери главной героини была её явно младше лет на десять, выше на голову и в прекрасной спортивной форме. Своей мускулистой фигурой и крупными чертами лица она скорее напоминала трансвестита.
Оперные условности, да...
Но нам не до них, мы при деле, у нас хроматические пассажи бегут в бодрых темпах и разных направлениях.

Но нам, оркестру, было предложено развлечение другого рода: смена дирижёров, которая очень явно сказывалась на длине спектакля.

В воспоминаниях кого-то из актёров МХАТа рассказывалось о следующей зловредной проделке: если актёры знали, что один из них куда-то спешит, и хотели его позлить, то они начинали тянуть время.
Немного позже отвечали на реплики, затягивали паузы, медленнее двигались, и.т.д.
И могли таким образом растянуть спектакль минут на пятнадцать.

Сперва дирижировал худрук. Он вообще уютненький такой с виду, плавный, и темпы не превышает.
Только странно вышло. На премьером спектакле нам потребовалось 2 часа 20 мин ( против 2 часов 9 мин на генеральной репетиции).
Певцы от души пели, и не менее от души замедляли, паузы держали, и вообще чувствовали себя привольно. Так же и на втором спектакле ( 2 часа 23 мин).
На третий спектакль нам подсунули руководителя студии ( Studienleiter).
Он очень мило улыбался, очень странно дирижировал по принципу "я делаю загадочные пассы руками, и очень доволен собой", но был энергичен и позитивен, чем сэкономил нам целых шесть минут ( 2 часа 17 минут).
Я сидела помошником и думала, что оно так хорошо, потому что жест его не очень "читался".
А на следующий спектакль пришел дирижёр-гость. Он очень энергично дирижировал, довольно понятно, доброжелательно сиял лицом и даже улыбался, когда это не запрещалось сюжетом.
Все темпы были быстрее, и оркестровые фрагменты и вокальная ткань и уложились мы с ним в 2 часа 7 минут.
Все остались друг другом довольны, и публика тоже очень долго и громко вызывала ( аплодисменты я здесь не засчитывала).
В следующий раз пришёл следующий гость: высоченный блондин невозмутимого вида.
Но хотя лицо у него оставалось невозмутимым в течение всего спектакля, кисть правой руки поначалу явственно дрожала.
Я теперь всегда новым или молодым дирижёром на правую руку смотрю.
Некоторые хитрят, прячут её между страницами партитуры, когда не дирижируют, а говорят с оркестром.
И хотя у него дрожала рука, темп он задал в прологе такой, что только в ушах свистело. Лично я в своих хроматических пассажах в этом спектакле беру под свою ответственность только первую и последнюю ноты, за остальное не ручаюсь.
Но зато оркестровые фрагменты получились залихватскими, как ни у кого другого. А певцов он при не торопил. Отыграли с ним за 2 часа 12 минут.
А последний спектакль был опять руководителем студии.
Тут вышло вообще интересно.
На Вагнера, Верди и другие оперы с большим составом нужна самая глубокая яма, потому что тогда могут быть использованы все боковые и задние части ямы.
А из-за поломки яму невозможно было опустить на нужный уровень.
Поэтому состав струнников немного сократили, и втиснули всех на оставшуюся площадь, как могли.
А во время спектакля выехал корабль.
Так вот, если бы дирижёр был рослый, как второй гость, то точно по лбу получил бы днищем корабля. А "студиец" как раз невысокий был, компактненький такой.
Так что в газеты мы не попали.
Доиграли себе, покланялись и разошлись по домам ( 2 часа 16 минут).

Оркестр, Летучий Голландец, Яма, Опера, Вагнер, Висбаден, Дирижёры

Previous post Next post
Up