В Магаданской области вся тяжесть работы по перевозке различных грузов на немалые расстояния всегда лежала на плечах автотранспорта, единственном реальном виде транспорта в регионе. Насколько я знаю, героический многолетний трудовой подвиг магаданских автотранспортников, был монументально увековечен всего тремя памятниками в виде отслуживших автомобилей. Это автопамятник Зил-164 в Магадане, Татра-111 в Берелехе и Маз-200 в Палатке. Только три ржавеющих памятника олицетворяют титанический подвиг колымским шоферов! Правда, это, не считая обелисков на Колымской погибших в ДТП водителей, которым несть числа((
Самый последний из двухсот автомобилей ЗИЛ-164, трудившихся на магаданском предприятии Автотэк, был установлен на постамент в 1980 году на площади перед предприятием. Ранее в моем ЖЖ уже было это
фото, там же в коментах, мы обсуждали с френдами как Зил-164 обзавелся третью осью и смог увеличить свою грузоподъемность. Этот памятник магаданскому автомобилю символизирует трудовой подвиг всех шоферов и ремонтников.
С автомобиль ЗИЛ-164 находится за бетонным забором Автотэка, что не дает рассмотреть его поближе. Еще недавно этот памятник выглядел сносно, когда я фотографировал его вблизи, пройдя на территорию автопредприятия. Однако, недавно стало известно, что вандалы разбили боковое стекло и украли детали интерьера кабины. Еще ЗИЛ-164 подвергается сильной коррозии, с машины пропали эмблемы, краска выцвела - печальный вид!
Один из последних автомобилей «Татра-111» был установлен работниками Берелехской автобазы на постамент в поселке Берелех Сусуманского района.
Берелехская автобаза была укомплектована Татрами еще в 1956-м году. Двигатель воздушного охлаждения прекрасно показал себя на холоде и не нуждался зимой в воде. Грузоподъемность Татры-111 была 10 тонн, но часто они буксировали за собой два 20-тонных прицепа, доведя массу автопоезда до 60 тонн. За это коллектив Берелехской автобазы постоянно находился в лидерах соцсоревнований между автотранспортниками и получал правительственные награды.
В настоящее время автопамятник Татра-111 в Берелехе стал бесхозным и быстро разрушается! Еще раз, не поленюсь и задам риторический вопрос, неужели наши героические предки, обустроившие Магаданскую область, заслужили такого забвения и беспамятства?
В 1981 автомобиль МАЗ-200, котрый был переделан из грузовика в наливную машину, был установлен на пьедестале возле проходной Палаткинской автобазы. Хотя в безалаберные 90-е годы автопамятник Маз-200 подвергался атаке вандалов и потерял запчасти и стекла, но недавно он был заботливо реставрирован ветеранами Палаткинской автобазы.
В Дополнение. Список восьми автобаз, которые входили в состав УАТ СВЗ (Управления автотранспорта объедения "Северовостокзолото"). (Со слов моего деда. Требуется уточнение).
1. Палаткинская автобаза (Автобаза №1 по классификации Дальстроя)
2. Аткинская автобаза (Автобаза №2 по классификации Дальстроя)
3. Ягоднинская автобаза (Автобаза №3 по классификации Дальстроя)
4. Автотек (Автобаза №4 по классификации Дальстроя)
5. Берелехская автобаза (Автобаза №5 по классификации Дальстроя)
6. Омсукчанская автобаза
7. Эдвикинотскя автобаза (Чукотка, здесь не уверен)
8. Автобаза Зеленый мыс (Чукотка, здесь не уверен)