Leave a comment

Comments 26

(The comment has been removed)

im_werden November 8 2013, 11:38:06 UTC
Ва алейкум ассалам, дорогой брат ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

im_werden November 8 2013, 13:38:26 UTC
Ва алейкум ассалам ( ... )

Reply


usuli November 9 2013, 18:09:12 UTC
Очень интересная дискуссия развернулась, которую очень редко встретишь в интернете. Я бы тоже хотел высказать некоторые соображения. Наверно, сначала нужно сформулировать несколько основных тезисов (аксиом), с которыми здесь никто не спорит и потом отталкиваться от них ( ... )

Reply


usuli November 9 2013, 18:10:25 UTC
Приводимая уважаемым братом модель выхода за наши привычные пространственно-временные рамки вполне приемлема, если мы говорим о знании Аллаха. Но знание это одно, а желание Аллаха, в данном случае, другое. Желание Аллаха может не предшествовать событию в линейном времени, в котором живут люди (или в 4-мерном пространстве-времени), но оно должно быть ПРИЧИНОЙ чего-то (поступка и т.д.). В противном случае, не понятно, что же это за желание Аллаха, которое не является причиной? В Коране прямо сказано, что желание Аллаха является ПРИЧИНОЙ возникновения чего-то («Будь»). Желание Аллаха не может быть СЛЕДСТВИЕМ поступков человека, не так ли? То есть, причинно-следственная связь (желание Аллаха - поступок) существует ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

usuli November 10 2013, 08:30:22 UTC
Алейкум ассалам, брат!

Насколько я понял, получается, что есть как бы два мира - Божественная реальность, где все предопределено, и наш мир, где мы абсолютно свободны. Но как же тогда слова "Не свобода и не предопределение, а то, что между ними"? Эти два мира "смешиваются" и получается нечто среднее? ))

Что касается трагедии Имама Хусейна, то здесь ничего недоступного пониманию человеческого разума нет, автор данного журнала много писал об этом. Об этом мы не спорим.

Пост-фактум во времени (нашем) не означает же в СЛЕДСТВИЕ чего-то, это можно объяснить действительно многомерными моделями.

Спасибо за ответ.

Reply

(The comment has been removed)


usuli November 9 2013, 18:11:02 UTC
Теперь соотнесем это с абсолютизированным принципом божественной справедливости. Этим принципом надо проверять все аргументы и размышления, как выше было сказано ( ... )

Reply

im_werden November 10 2013, 10:57:41 UTC
Ну, мне кажется, что в такой книге, как "Таухид" Садука, со слов Непорочных (А) достаточно полно раскрыт этого вопрос - относительно того, что достаточно знать для людей, а что касается полноты темы, то Имам Али (А) запретил к ней приближаться, назвав предопределение "морем, которое нельзя переплыть". Вот уважаемый брат Тарас Черниенко как раз переводил этот хадис в "Нахдж уль-балага ( ... )

Reply

im_werden November 10 2013, 11:14:48 UTC
от Имама Садыка (А), что он сказал ( ... )

Reply

im_werden November 10 2013, 11:30:29 UTC
Вкратце, решение тут в том, что Аллах - Владыка всех вещей и Определяющий над всеми вещами, в том числе над волей человека. Таким образом, нет смысла в словах школы кадарийа о свободе воли (будто бы человек совершает то, что захочет). Однако Аллах дает воле раба осуществиться, когда он желает совершать подчинение Ему. Что же касается неподчинения, то Он иногда дает воле раба осуществиться, а иногда встает между ним и его волей, так что она не осуществляется (через внешние обстоятельства или через внутренние). И если Он не дал его греховному желанию осуществиться, то это милость от Аллаха, а если позволил ему осуществиться, то не Он, а сам раб поступил так по своей воле, которую предоставил ему Аллах. Таким образом, Аллах не принуждает раба к совершению греха, и в словах школы джабарийа о предопределении также нет смысла ( ... )

Reply


usuli November 10 2013, 13:26:21 UTC
Ну,мне кажется, то, что ты написал, не противоречит моим репликам. Что касается хадиса, где как бы говорится, что вообще ничего нельзя сказать о предопределении, то у меня есть вопросы. Может быть, там вырвано из контекста что-то, и т.д. Другие хадисы тоже циркулируют, в том числе суннитские, с таким содержанием. Такой запрет и вынесение вопроса о предопределении вообще за рамки разума, несколько попахивает тем же скрытым джабаризмом. То есть, это не ваше дело, сидите не рассуждая, только подчиняйтесь и т.д. Вообще вопрос о божественной справедливости и судьбе человека в наибольшей степени предполагает себе вопрос "Почему"? Это самый сложный и опасный вопрос. Другие вопросы религии больше ориентированы на вопросы "Что"? "Как?" и т.д.

Вопрос "Почему", конечно, скользкий, потому, что он как бы затрагивает компетенцию Творца, Его замысла, желаний и т.д. поэтому, конечно, люди не могут полностью в этом разобраться. Но какие-то интуиции и рассуждения у них все же должны быть, не переступающие тонкую грань.

Reply

im_werden November 11 2013, 09:10:18 UTC
Очевидно, это надо понимать так, что глубины предопределения невозможно постигнуть - примерно так же, как нельзя постигнуть знание Аллаха. Но в общий какая-то схема, как это действует, может быть начерчена, и это делают риваяты в виде указания.

Reply


Leave a comment

Up