О моем паломничестве (зиярате) в Кербелу

Jan 20, 2012 12:00

          
                                         


Когда пал режим Саддама, иранцы стали массово переходить границу с соседним Ираком, чтобы совершить паломничество к месту мученической гибели внука Пророка Хусейна ибн Али (А). В одной такой группе был старик, согнутый годами и нуждавшийся в помощи более молодых, чтобы продолжать путь. Один из паломников сказал ему: «Хорошо, мы молодые еще можем выдержать такую дорогу, но тебе-то это зачем?» Тогда старик спросил: «Я смотрю, ты идешь туда в первый раз?» Он сказал: «Да». - «Я иду уже в сороковой. Когда ты побываешь там, сам поймешь, зачем я сейчас иду». И рассказчик добавлял, улыбаясь: «Когда я побывал там, на самом деле всё понял».

Зиярат к Непорочным (да будет мир над ними!) - это одна из мощнейших ступеней духовного подъема, которая возносит душу человека на качественно новый бытийный уровень.

Место упокоения Ахль уль-Бейт (А) является средоточием сакрального компонента, там бытие сгущается и кристаллизуется в новые формы, там небеса ближе к земле. Таким образом, каждый, кто попадет в этот топос сакральной географии, тем самым оказывается в луче особого Присутствия, начинает дышать воздухом Единобожия. Машхады - это ворота в трансцендентное. Присутствие Бога сказывается во всем тварном, но есть особые аяты, особые знамения, через которые оно выражено наиболее совершенным образом. Места упокоения Непорочных (А) - одни из таковых.

А потому паломничество к могилам Имамов (А) является неотъемлемой частью шиитской традиции. Тот, кто ни разу не делал зиярат, не может быть шариатским ученым и не может до конца прочувствовать вкус и аромат Ислама. Как бы он ни совершенствовал свои знания и свое поклонение, останется ступень, на которую можно подняться только благодаря зиярату - пребывание в прямых лучах Непорочных.

Теперь Ирак. С легкой руки лже-ориенталистов шиизм стало принято ассоциировать с «персидским» ответвлением Ислама, наделенным специфически иранским акцентом - вплоть до того, чтобы объявить его «иранским исламом», якобы созданным вопреки исламу «арабскому» (или «арийским» вопреки «семитскому»). На самом деле такая позиция основана на элементарном незнании истории: именно шиизм дольше других течений был «арабским» явлением, неотрывным от той среды, в которую было ниспослано Откровение. В Иране шиизм получил более-менее массовое распространение после приезда сюда восьмого Имама Резы (А), но и несмотря на это Персия оставалась преимущественно суннитской вплоть до 17 столетия от Р. Х., когда завоевавшие ее турки-кызылбаши установили шиизм в качестве государственного вероисповедания.

В действительности живым сердцем шиизма, его эзотерическим центром всегда был и остается гораздо менее известный на мировой арене Ирак. Прежде всего потому, что основные события истории шиа иснаашария разворачивались здесь, и эти земли вдоль и поперек истоптаны ногами Имамов (мир им), так что их дух и присутствие в буквальном смысле смешались в Ираке с «почвой» и «судьбой».


Здесь же находятся и главные святыни шиизма - Кербела, где погиб со своими сподвижниками Имам Хусейн (А); Наджаф, где находится гробница повелителя верующих Али (А) и центр шиитского богословия; Куфа, которая была столицей его халифата (А) и где читали молитву 700 древних Пророков. В шиитской части Багдада располагается комплекс Казимейн, украшенный двумя золотыми куполами: там захоронены седьмой Имам Муса ибн Джафар, по прозвищу аль-Казим («обуздывающий гнев»), и его внук, девятый Имам Мухаммад ибн Али, по прозвищу аль-Джавад («великодушный»), мир им. В преимущественно суннитской Самарре, бывшей некогда столицей аббасидского халифата, задуманной как «новый Вавилон», покоятся вместе десятый и одиннадцатый имамы, Али ибн Мухаммад (Хади) и Хасан ибн Али (Аскари) - их комплекс носит название Аскарейн: не так давно он подвергся террористической атаке и был практически уничтожен прогремевшим изнутри взрывом. Мы удостоились посетить этот машхад - он активно восстанавливается, воскрешая тем самым живой ритм шиитской истории - снова и снова возрождаться из руин гонений и изгнаний. Рядом с Аскарейн находится место сокрытия Последнего Имама, Повелителя эпохи и времени - подвал в доме его отца, также являющийся местом шиитского зиярата.

Ирак - это колыбель человеческой цивилизации; здесь, на благодатных землях Месопотамии, в Междуречье Тигра и Ефрата расцветали Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия, здесь найдены самые древние остатки письменности, и призыв библейских Пророков был преимущественно связан с этой землей, которая, таким образом, оказывается словно пропитана духом Единобожия. В Наджафе рядом с гробницей Али (А) захоронены Адам и Ной (А), и праотец Авраам (А) вышел из земель Ирака, и в Вавилонское царстве звучал призыв Иезекииля (коранический Зуль-Кифль) и Даниила. Апостол Фома основал в Ираке одну из первых общин последователей Христа.

Каждый город, каждая деревня здесь вплетена в вязь истории - священной истории человечества.

           

                                    Земля Ирака: всё как в те времена, когда Авраам (А) пас своих овец

В 636 году эта область была завоевана арабами, которые принесли сюда Ислам. После того, как халифат перешел к Али (А), он сделал Месопотамию центром своего правления. Военные лагеря Куфа и Басра стали шиитскими, их солдаты и офицеры, смешиваясь с местным населением, распространили Ислам Семейства Пророка также и среди них, и с тех пор история Ирака становится неотделимой от истории шиизма.

Сегодня большинство населения Ирака является шиитским (от 70 до 80 %), населяя юг страны со священными городами Наджаф, Кербела, Куфа, Басра. Смешение арабов с остатками древних цивилизаций этого региона, а также - что особенно важно - самая большая концентрация потомков Пророка (так называемых сейидов), породила здесь исключительно красивый и благородный - я бы сказал, грациозный - человеческий тип, наделенный неким врожденным чувством вкуса и достоинством. В этом проявляется особый символизм - Ахль уль-Бейт (А) избирают в свои шииты только самых лучших (это же касается и другого великого шиитского народа Ближнего Востока - персов, о которых когда-нибудь мы напишем отдельно).
               
                                                                              Дорога в Кербелу

история, Ислам и шиизм, мир, имамат

Previous post Next post
Up