Одаренных людей много, но развить свой талант могут, увы, единицы. В чем же секрет Тихонова, Леонова, Куравлева или Гундаревой?
Во-первых, в том, что это Тихонов, Леонов, Куравлев и Гундарева, но ни одного из них не было бы без педагогов, которые помогли раскрыть талант.
Все эти артисты велики, но они - уходящая (и даже ушедшая уже) эпоха. Мне же довелось взглянуть на тех, о ком будут писать и говорить уже через несколько лет - на молодых, но очень талантливых актеров.
Подошел к концу первый учебный год в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.
Для всех - и преподавателей, и студентов - - он стал экзаменационным, но в итоге оказалось, что и выбранная форма обучения - (своеобразная творческая лаборатория), и подобранный преподавательский состав - позволили создать условия, идеальные для раскрытия таланта тех, кто пришел сюда.
Можно понять механику устройства автомобиля.
Проанализировать основные социологические связи в обществе.
Выявить какие-то общие закономерности.
Но понять таинство рождения настоящего творческого чуда невозможно.
Хотя я и попытался, побывав на репетиции спектакля выпускников Академии, созданного под руководством Никиты Михалкова.
Сам спектакль, поставленный в творческой лаборатории, весьма необычен: это некий коллаж по мотивам произведений Чехова и Бунина, получивший название «Метаморфозы».
Собранная по кусочкам мозаика из произведений великой русской литературы («Бабы», «Ушла», «Без места», «Легкое дыхание», «Холодная осень», «Беззащитное существо», «Месть», «Загадочная натура», «Законный брак»), которая актуальна всегда.
Меняется мир, меняются эпохи, но ситуации, описанные классиками, остаются такими же.
Это ключ к тому, что называется «Русским миром», ключ к загадочной русской душе, который удивительным образом сочетает правду быта и сущность бытия.
Когда ты просто зритель, тебе кажется, что спектакль - это просто: легкая игра, практически никакого труда. Но на самом деле это пошаговая отработка практически каждой минуты жизни героев на сцене, репетиции по 10-12 часов, запись на камеру и тщательный анализ по окончании прогона.
Добавьте сюда работу над созданием костюма, свет, звуковое сопровождение, декорации - и вы получите по-настоящему сложный, многоуровневый процесс.
Появится ли у нас вторая Анастасия Вертинская или Нонна Мордюкова?
Думаю, что нет. Но зато появятся совершенно новые имена, которые не только будут не хуже, но и превзойдут своих великих учителей.