Кемска волость, Кемска волость... Та самую, которую чуть не отдали шведам в знаменитой гайдаевской комедии "Иван Васильевич меняет профессию".
Правда, территория прежней волости была значительно больше территории нынешнего административного образования. Районный центр Кемь получил статус города 16 мая 1785 Указом императрицы Екатерины II. Указ о придании "городку Кемскому" статуса уездного города привёз в глушь карельского севера тогдашний губернатор Олонецкого края Гаврила Романович Державин. На старинном (утвержденном в 1788 году ) гербе города Кеми изображено жемчужное ожерелье как напоминание о процветавшем здесь когда-то жемчужном промысле:«В голубом поле, сделанный венок, в знак того, что из протекающих рек от лапландских гор вынимается много раковин, и из них довольное количество жемчуга».
Вообще по преданию еще есть вариант появления названия. Правда хулиганское. Говорят когда Екатерина отправляла на каторгу в эти места, то говорила " к е**ной матери", так и появилась Кемь.
Герб города Кеми относился к тому времени, когда город входил в состав Олонецкой губернии. А в 1796 году город Кемь с уездом отошел к Архангельской губернии, в пределах которой он находился до 1920 года. Сегодня это промышленный и культурный центр на севере Карелии.
Само название города и реки Кемь происходит от слова «Кем» или «Кям» - большая вода. Скорее всего, названию поселению дали карелы, исследующие территории, чтобы найти более плодородные земли, более рыбные реки, леса, где водится много дичи. Но на поиск таких мест отправлялось всего несколько смельчаков, которые, обнаружив, искомое, возвращались в своё родное поселение. И, чтобы наиболее точно дать координаты, они говорили примерно так на своём языке: «Идти, туда, куда заходит солнце, пройти три озера и там будет большая вода, где много рыбы».
А так, как река Кемь славилась рыбой и была полноводна, то и получила название «Большая вода», а следом и поселение первых людей в этой местности получило такое же имя. на ней стоит одна из ГЭС входящих в ГТК1
В советский период провинциальную тишь городка нарушило его географическое положение - близость Соловецкого архипелага. Пока существовал соловецкий лагерь особого назначения, через Кемь шла проторенная тропа, по которой безвозвратно ушли морем несчётное количество зэков. Именно в Кеми им давали понять: здесь кончается власть советская и начинается власть соловецкая. Некоторое время в здании, где сейчас находится налоговая инспекция, располагалась жутковатая организация, именуемая УСЛОН - управление соловецкого лагеря. В том же здании был ресторан, куда отбирались в официантки зэчки посимпатичнее.
Быт городка в советское время очень хорошо описал Солженицын в своем "Архипелаге ГУЛаг", поэтому на нем я останавливаться не буду, а расскажу-ка я вам лучше про беломорские петроглифы, о которых, уверен, многие из вас даже не слышали.
Древние наскальные изображения - одни из наиболее ценных археологических объектов. Они известны на всех континентах нашей планеты. По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
"Каменная летопись", "Библия каменного века" - так характеризуют карельские петроглифы современные исследователи. Ценность карельских их, по оценкам специалистов, сопоставима с такими памятниками, как Кижи и руны "Калевалы".
Петроглиф (греч. petra - скала, glyphe - резьба) - это высеченные на поверхности прибрежных скал, сложенных гранитами, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей и непонятных знаков. Рисунки выбивались кварцевыми отбойниками на глубину 2 - 3 мм.
Из всех открытых петроглифов исследователям удалось истолковать меньше половины. У ученых не возникает вопросов по поводу фигур людей и животных. Но много и других знаков, не похожих на известные предметы. Такие рисунки некоторые ученые относят к солярно-лунарному типу, т.к. считают, что они обозначают Луну или Солнце. Но другие исследователи уверены, что древние люди видели какие-то летательные аппараты и изобразили их. В этом случае петроглифы подтверждают неоднократно высказываемую теорию о том, что некогда на Земле существовала высокоразвитая цивилизация, технологии которой позволяли даже летать по воздуху на летательных аппаратах.
Как бы там ни было, за каждым рисунком кроется глубокий смысл: эти символы, прежде чем появиться на скалах, возникли в сознании людей.
Археологический комплекс "
Беломорские петроглифы" включает в себя рисунки (выбивки) на скалах и более 30 обнаруженных стоянок древнего человека, датируемых периодом III - II тыс. до н.э. Но самим осматривать не рекомендую. Там работают ребята, истинные фанаты своего дела, попросите их рассказать и показать Вам все. Так будет на много лучше.
Петроглифы не имеют однозначной датировки. Наиболее убедительна их связь с географией долины Выга, которая постоянно менялась по мере таяния ледника и сейчас состоит из трёх террас, над уровнем моря около 15 м, около 25 м и около 30 м. Начало освоения устья Выга началось предположительно около 2800 года до н.э., когда уровень воды в Выге упал, а самая нижняя терраса ещё не была прорезана. Заселение началось с Залавруги, ныне одной из групп петроглифов. По-видимому, все дошедшие до нас петроглифы были созданы между 3000 и 1500 годами до н.э.
Территория, на которой находятся петроглифы, периодически оказывается затоплена водой, спускаемой из водохранилища. Поэтому если вы услышите сирену, немедленно ищите как можно более высокое место, так как ровно через 10 минут по руслу реки пройдет волна. Особенно внимательным стоит быть непосредственно в русле Выга, так как волна проходит именно там, и на Залавруге, так как при спуске воды она оказывается на острове, и вы рискуете быть отрезанными от мира до схода воды.
Первая, наиболее интересная группа петроглифов - Бесовы следки - насчитывает более 600 изображений, и известна многими уникальными объектами - такими, как старейшее в Европе изображение человека на лыжах или 12 следов босой ступни, ведущих к крупной фигуре "беса" - видимо, местного божка. Сейчас этот петроглиф законсервирован, так что увидеть его не удалось.
Петроглифы Залавлуги, по общему мнению исследователей, являются самыми древними наскальными рисунками в Карелии.
Вот что по вашему изображено на этом?
Территория Беломорских петроглифов, к сожалению, не сохранилась в первоначальном виде.
Она изменилась в связи со строительством Беломоро-Балтийского Канала и ГЭС.
Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной Выгостровской ГЭС. Над северной группой этого острова возведён защитный павильон из бетона.
Петроглифы никогда не находят разбросанными в случайных местах. Всегда - в определённых местах силы, в которых учёные могут регистрировать приборами аномалии, а люди, более чувствительные сами по себе - ощущать мистическое воздействие этого места на человека.
Изучая загадки истории инков и древних шумеров, тайны затерянных городов Африки или Юго-Восточной Азии, разыскивая легендарную Шамбалу, мы совершенно забываем о том, что подобными загадками богата и наша земля.
По предположению некоторых ученых, легендарная Гиперборея размещалась примерно в этих местах (по другим предположениям, о которых я рассказывал в посте о Самотлоре, она размещалась за Уралом, в Западной Сибири). В книге северных сказок «Игры, в которые играют Боги» издательства «Северная Сказка» внимательный читатель заметит сюжет о Гиперборее, легенду о том, как расселились гиперборейцы по земле, и как случилось, что остались в северных землях хранители старого знания, умеющие многое.
Вот небольшая часть сказки «О том, как Гиперборею спасали».
-А что теперь? - спросил Велес у Гераклита.
- Мои друзья останутся здесь. Они решили не покидать Гиперборею до конца, пока не начнёт угасать наше светило. Потом уничтожат защитные стены, нужно будет позаботиться о библиотеке, чтобы она сохранилась на века, а когда все будет сделано, будем жить с местными жителями, обучать их нашим знаниям для передачи из поколения в поколение памяти о Гиперборее.
- Правильно решили, оставайтесь с миром.
Правда ли это, или нет, мы сейчас вряд ли узнаем. Но, так или иначе, камень - это действительно наиболее надёжное хранилище знаний. И само существование петроглифов, которым многие тысячи лет, это подтверждает.
Есть предположение, что петроглифы создавались для и в процессе сверхопытных прозрений местных шаманов и волхвов.
Многие соглашаются с тем, что места с петроглифами - это места обрядов, посвящений, а некоторые и вовсе считают петроглифы древней магической энциклопедией, где можно узнать о том, как путешествовать между иными мирами и творить чародейство, курс молодого волхва, так сказать.
По приданию надо потереть это изображение на удачу. Интересно сколько людей до меня это делали?
Между иными мирами попутешествовать не удалось, поэтому мы покидаем музей-заповедник и обычным транспортом отправляемся на Соловки.
Не переключайтесь!
Самое интересное - впереди!