Четыре в одном.

Oct 28, 2007 20:02


Одна из основных тем недельной главы Хаей Сара - это подведение итогов жизни Сары. Любой персонаж и любой сюжет Торы призван открыть нам что-то качественно новое, обозначить начало нового процесса изменяющего мир. Есть известная история о р. Йосеф Каро - авторе сборника еврейских законов - Шулхан Арух. Рав Йосеф Каро провёл много времени для того чтобы понять принцип действия одного из законов, но глубинный смысл и суть закона ускользала от него. Внезапно, одной ночью, он осознал смысл проблемы над которой он трудился столько времени.

К своему удивлению на следующее утро он услышал как один из учеников в его же ешиве задаёт тот же вопрос, который мучил его столько времени другому своему ученику, причём ответ был получен сразу же, без секунды размышления. Как это могло произойти? Дело в том что когда один человек понимает суть какого-то явления, то результаты его трудов становятся доступны абсолютно всем. Можно сказать что происходит открытие канала с помощью которого можно воспользоваться плодами трудов других людей.

Довольно часто в книге Зоар новые комментарии начинаются словами: "Раби патах..." - "раввин открыл...". Понятно что речь идёт не о том что раввин открыл собрание или какое то заседание. Подчёркивается то что именно этот автор открыл ключи к пониманию именно этого явления. Похожие процессы можно заметить в истории научных открытии когда после открытия одного учёного в почти то же время другие исследователи приходит к тем же результатам - они просто получают "канал доступа" к новой информации.

В чем же заслуга Сары, почему нам так важно знать о её жизни и смерти? Тора зачем-то сообщает нам о месте смерти: "Сара умерла в Кириат Арбе то есть в Хевроне"(Брейшит 23:2). Вспомним о роли которую были призваны сыграть Авраам и Сара. После падения Адама и Хавы в мир приходит разрушение. Четыре базовых элемента мироздания (огонь, вода, земля и воздух) находятся в состоянии хаоса. Авраам и Сара начинают приводить мир в "человеческий вид".

Ор аХаим говорит что место в котором похоронена Сара - Кириат Арба (в переводе поселение четырёх) намекает на соединение четырёх элементов. Использование же второго имени этого города - Хеврон (производное от слова "хибур" (соединение)- указывает на то что эти элементы были связаны). Сара начала работу по соединению фрагментов реальности которые были разрушены в результате падения Адама и Хавы.

Почему же сказано что Сара умерла в Кириат Арбе - Хевроне? Это и есть тот урок который мы извлекаем из этого отрывка Торы: что такое смерть? Смерть это разделение души и тела с последующим распадом тела. Так как всю свою жизнь Сара была занята исправлением мира и соединением разрушенного, то согласно принципу "мида к`негед мида" - "мера за меру" ее смерть не превратилась в распад и разрушение. В следующем мире мы просто напросто продолжаем заниматься тем же чем и занимались в этой жизни. Если человек соединял в этом мире то он будет двигается по этому привычному пути и дальше, в случае же пассивности или что ещё хуже создания хаоса ушедший из этого мира ощущает на самом себе результаты своей жизнедеятельности.

Ор аХаим, Каббала, Хумаш, Хаей Сара, Смерть

Previous post Next post
Up