Одна из основных тем недельной главы Хаей Сара - это подведение итогов жизни Сары. Любой персонаж и любой сюжет Торы призван открыть нам что-то качественно новое, обозначить начало нового процесса изменяющего мир. Есть известная история о р. Йосеф Каро - авторе сборника еврейских законов - Шулхан Арух. Рав Йосеф Каро провёл много времени для того чтобы понять принцип действия одного из законов, но глубинный смысл и суть закона ускользала от него. Внезапно, одной ночью, он осознал смысл проблемы над которой он трудился столько времени.
К своему удивлению на следующее утро он услышал как один из учеников в его же ешиве задаёт тот же вопрос, который мучил его столько времени другому своему ученику, причём ответ был получен сразу же, без секунды размышления. Как это могло произойти? Дело в том что когда один человек понимает суть какого-то явления, то результаты его трудов становятся доступны абсолютно всем. Можно сказать что происходит открытие канала с помощью которого можно воспользоваться плодами трудов других людей.
Довольно часто в книге Зоар новые комментарии начинаются словами: "Раби патах..." - "раввин открыл...". Понятно что речь идёт не о том что раввин открыл собрание или какое то заседание. Подчёркивается то что именно этот автор открыл ключи к пониманию именно этого явления. Похожие процессы можно заметить в истории научных открытии когда после открытия одного учёного в почти то же время другие исследователи приходит к тем же результатам - они просто получают "канал доступа" к новой информации.
В чем же заслуга Сары, почему нам так важно знать о её жизни и смерти? Тора зачем-то сообщает нам о месте смерти: "Сара умерла в Кириат Арбе то есть в Хевроне"(Брейшит 23:2). Вспомним о роли которую были призваны сыграть Авраам и Сара. После падения Адама и Хавы в мир приходит разрушение. Четыре базовых элемента мироздания (огонь, вода, земля и воздух) находятся в состоянии хаоса. Авраам и Сара начинают приводить мир в "человеческий вид".
Ор аХаим говорит что место в котором похоронена Сара - Кириат Арба (в переводе поселение четырёх) намекает на соединение четырёх элементов. Использование же второго имени этого города - Хеврон (производное от слова "хибур" (соединение)- указывает на то что эти элементы были связаны). Сара начала работу по соединению фрагментов реальности которые были разрушены в результате падения Адама и Хавы.
Почему же сказано что Сара умерла в Кириат Арбе - Хевроне? Это и есть тот урок который мы извлекаем из этого отрывка Торы: что такое смерть? Смерть это разделение души и тела с последующим распадом тела. Так как всю свою жизнь Сара была занята исправлением мира и соединением разрушенного, то согласно принципу "мида к`негед мида" - "мера за меру" ее смерть не превратилась в распад и разрушение. В следующем мире мы просто напросто продолжаем заниматься тем же чем и занимались в этой жизни. Если человек соединял в этом мире то он будет двигается по этому привычному пути и дальше, в случае же пассивности или что ещё хуже создания хаоса ушедший из этого мира ощущает на самом себе результаты своей жизнедеятельности.