Вышел очередной
материал о злоключениях Автономной некоммерческой организации "Пермь - 36". В материале рассказывается о том, как благородно и правильно все было устроено на месте кучинской колонии. Дескать, музейщики и их консультанты бережно относились к предметам быта политзоны (и понастроили новоделов, понаставили стендов пропагандистского содержания, какие-то рисунки бывших заключенных и проч.), как хорошо взаимодействовали государство и гражданское общество (краевые власти под руководством Олега Чиркунова передавали средства некоммерческой организации, а она делала, что хотела), какие хорошие люди создавали и опекали музей (оправдывающие бандеровцев и "лесных братьев" и борющиеся с "мифом о Победе").
"Окном вечности (в смысле шанса до нее допрыгнуть), всегда уникальным, был и фестиваль «Пилорама», последний раз в 2012 году собравший даже под проливным дождем более 10 тысяч поклонников рока и политических рефлексий". Я напомню, о каких "политических рефлексиях" идет речь, просто процитировав самые яркие выступления со сцены "Пилорамы": "Я готова, а ты готов поджигать ночью машины ментов?", "Ваш Путин - фашист!", "Любит наш народ всякое г**но..." Публику развлекали то выставками на темы панк-молебна в Храме Христа Спасителя, то инсценировкой гомосексуального полового акта на сцене. В общем, весьма умело "гражданское общество" распоряжалось государственной поддержкой.
Но это, если хотите, наше с автором различное восприятие одних и тех же событий. Выборочно-субъективное восприятие. Он видел политически рефлексирующее гражданское общество, а я - шабаш. Он видел музей, а я - пропагандистский центр. В конце концов, он лично знаком с достойнейшими людьми - музейными работниками и спикерами "Пилорамы". И даже упоминает, что, к сожалению, не успел обсудить с губернатором Чиркуновым ряд политических вопросов. Я наблюдал деятельность "Перми-36" не как посвященный в демократию, а со стороны - как "ватник" с немодернизированным сознанием.
Но вот о некоторых фактах спорить можно всерьез. "Новая газета" пишет об участии движения "Суть времени" в "травле" замечательных историков и выдающихся правозащитников: "Они так же парились от жары, как и мы, в 2011-м, и так же мокли под дождем в 2012-м, но среди тысяч участников фестиваля и зрителей они выделялись своим маскарадом и особым, как будто в легком помешательстве, выражением глаз. Они не скрывали, что целью их организованного приезда был именно срыв фестивалей, и в особенности дискуссий, они злоупотребляли стилизованной советской символикой и выставляли стенды «Суть времени» с портретами Ленина и Сталина". Какой маскарад? Ребята были в походных одеждах, как и все приезжие - спали в палатках, готовили на костре. Про "легкое помешательство" даже готов согласиться: ребята несколько ошарашены были оголтелой пропагандой антиконституционных действий, несшейся с фестивальной сцены, а также топорными, однообразными, монологичными "дискуссионными площадками", на которых рассказывалось, что народ России - это "желудочно-кишечный тракт", который не способен понять демократию, власть пора сбрасывать оранжевым методом, чтобы устроить эту самую демократию, которая не власть большинства (как эти "помешенные" полагают), а "права меньшинств". В общем, приехали ребята на политический форум, где можно предъявлять и отстаивать (как это всячески заявлялось) свою точку зрения. И предъявляли, и отстаивали - как умели. Можно познакомиться со взглядом участников "Антипилорамы" (левопатриотического лагеря на "Пилораме") на форум 2011 (см.:
1) и 2012 (см.:
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10) годов - по ссылкам есть видео.
"...Кургинян ведь имел возможность приехать на любую из «Пилорам» (как сделал, например, после удаления от Кремля Глеб Павловский) и выступить на семинаре. Вместо этого из несколько таинственного (во всяком случае, с точки зрения финансирования) пермского отделения виртуальной «Сути времени» на фестивали высыпались десятки очень даже конкретных ребят. Они приезжали не спорить, а закрикивать всех заранее выученными речовками, и в конце концов, по-моему, всегда сдержанная Людмила Улицкая была вынуждена сказать им в лицо, что они просто театрализованный сброд, клака". Кургиняну (скажу по секрету) "Пилорама" была не интересна. Его, в отличие от Павловского, никто на нее не приглашал, да он и не поехал бы, я думаю. Участвовать в форуме решили сами "сутевцы", по своей инициативе. Поясню специально для автора. На тот момент "Суть времени" была совсем виртуальной, это был клуб даже не единомышленников, а людей с общими интересами (слушали и читали Кургиняна, а вместе с ним Хазина, Кара-Мурзу и многих прочих - эклектика в 2011 году главенствовала). Они собрались вокруг Кургиняна - и решили участвовать в политической жизни. Под их инициативу сделать "Антипилораму" собрались и другие люди с патриотическим настроем. Например, был на "Антипилораме" Саша Стефановский, недавно погибший в боях под Луганском - настоящий герой и патриот России, никогда не бывший членом "Сути времени", но всегда по-товарищески относившийся к "сутевцам" и принимавший активное участие в их "политических бранях". Ему, если память не изменила "Новой газете", Улицкая "сказала в лицо", что он "сброд". Там, кстати, были и пожилые люди - с трудовыми и прочими заслугами.
А вот пассаж про "с точки зрения финансирования" заслуживает отдельного разговора. Ведь что нужно для "Антипилорамы"? Собрать вещи (палатки, спальники и проч.), склеить плакаты - и приехать. Но появление лагеря "Антипилорамы" тут же вызвало вопросы: за чей счет? Потому что "Новая газета" и ее читатели не знают подлинного гражданского активизма. Если люди собираются и нечто делают, то им платят. Не идиоты ж они сами по себе политическим активизмом заниматься! А если идиоты, то как они организовались? Впрочем, автор статейки не про бюджет "Антипилорамы" намекнул, а про бюджет пермской ячейки. У пермской ячейки есть небольшой офис арендуемый, в офисе лежат плакаты и флаги, домашняя видеокамера иногда используется, пара диктофонов есть - и целая ежемесячная газета тиражом 4 тысячи экз. Все это собрано за счет личного труда активистов пермской "Сути времени". В организации даже взносов нет. Кто что может, тот то и делает. Кто-то ДВП для плакатов притащит, кто-то принтер приобретет, кто-то старый стол привезет, пять лет на балконе валявшийся. Кто-то просто на типографские услуги или на аренду офиса скинется. Я к чему это описываю? Видя скромный, затерявшийся между промышленными зданиями офис, самодельные стенды "с портретами Ленина и Сталина" (хоть я таких стендов и не припомню), ежемесячную 8-полосную газету, явно выполненную без услуг профессиональных дизайнеров и верстальщиков - все это видя, "Новая газета", тем не менее, считает, что финансовое происхождение пермской "Сути" "таинственно". Потому что "Новая газета" знает только гражданское общество в духе АНО "Пермь-36" (с грантами, связями и т.п.), а подлинный политический активизм для "Новой газеты" - "тайна".
"Зачем «Пермь-36» далась Кургиняну - бог весть. Может, просто подвернулась, он же им обещал сделать сеть. Может, он решил тиражировать «Поклонную гору» и катать ее по стране. А может быть, он «Пилораме» тайно завидует как режиссер, ему же ни разу так и не удался подобный проект. Но за развалом музея стоит он". Ну, где здесь Кургинян? Его близко не было, "театрализованный сброд" сам справился - без режиссера. Дорогая "Новая", зачем же врать? За развалом музея стоит сам музей, который не желал отказываться от идеологии, не желал сотрудничать с государством, всех, кто иные мнения выражал, называл "палачами", "клакой", "сбродом". Защитница музея пермский омбудсмен Татьяна Марголина пермскому министру сказала нечто вроде того, что он забыл свое место (не понимает, мол, свое ничтожество на фоне величия музея). Вот эта наглая ангажированность привела к обострению отношений между краевым минкультом и АНО "Пермь-36". А "Пилорама"... Знаете, как-то странно для власти участвовать в финансировании форума, на котором днем обсуждают сценарии московского майдана, а ночью поют про "поджигать машины ментов"... Вот губернатор Чиркунов эту странность проявлял. Теперь в качестве политического пенсионера пишет из Франции юмористические рассказы (как узнаем мы из "Новой газеты"). А что значит "(Кургиняну) так и не удался подобный проект"? Разве Кургинян когда-нибудь делал фестивали? Он другие "проекты" делал - например, упомянутую "Поклонную гору". Проект вполне успешный, между прочим. Кстати, "Поклонную" нельзя "тиражировать" и "катать". А вот "Пилораму" можно расчленять и подавать кусочками, что пермские либералы успешно делают - проводят свои мини-форумы, круглые столы, семинары.
Иными словами, "дух пилорамы" жив и продолжает воплощаться в различных публичных формах. И музей будет жить - и будет по-прежнему разоблачать сталинские репрессии (хотя, возможно, и не с таким антисоветским драйвом). И "Суть времени" будет отстаивать свой взгляд на историю и современность. А "Новая газета" будет лгать.