Краткая история информационных войн. Первые залпы.

Mar 08, 2014 10:39


Наверное, ни для кого уже не секрет, что современные войны идут не на море, не на земле, и даже не в воздухе. Современные войны идут в информационном пространстве. Телевидение, радио, газеты и журналы, а сегодня плюс ко всему ещё и интернет - любое изобретение человечества, способное доставлять на территорию противника боевые информационные заряды, используется в полной мере. Человеческая сущность не меняется: любая технология может использоваться как во благо, так и во вред, она может быть как удобнейшим мирным инструментом созидания, так и опаснейшим военным средством разрушения.

Традиционные ракеты, бомбы, самолёты, корабли, танки, пушки и пехота постепенно превращаются в инструменты устрашения или во вспомогательные средства, позволяющие лишь проводить так называемые «зачистки» после массированных информационных ударов. Причём, зачастую, далеко не бескровных: информационное оружие используется для детонации внутренних противоречий или проблем атакуемого общества, и довольно часто эта детонация заканчивается кровопролитными уличными стычками демонстрантов с полицией или с другими демонстрантами. Общество дестабилизируется и саморазрушается, и только когда процесс этот достигает нужной кондиции, на атакуемую территорию вводятся войска, которые усмиряют горячие головы и позволяют победителям заниматься переустройством завоёванной территории.

В свете последних событий на Украине я захотел немного покопаться в этой теме, чтобы понять, как обстоят дела у России на этом фронте. И, если честно, просто был ошарашен: тема оказалась настолько глубокой и интересной, что по ней можно защищать докторскую диссертацию или писать многотомный труд. К сожалению, до пенсии мне ещё далеко, докторскую писать поздно, и свободного времени на подготовку глубоко изученного материала у меня нет. Оставлю эту весьма интересную задачу кому-нибудь другому, а сам лишь кратко намечу основные ключевые моменты истории информационных войн, ограничившись средствами массовой информации.

Первые залпы

Для начала поясню, какие СМИ я отношу к информационному оружию. На самом деле определить его не так уж и сложно: любые СМИ, которые финансируются одной страной и осуществляют целенаправленное вещание на аудиторию другой страны, являются информационным оружием. На самом деле таким оружием могут являться даже те каналы, вещание которых осуществляется и для своих, и для чужих, но делается это опосредованно, как бы между прочим, от случая к случаю. Причём, это может быть даже мультяшный канал или тот же Discovery, но и эту весьма интересную тему я пропущу. Меня больше интересует история таких СМИ, которые целенаправленно создавались в качестве пропагандистского оружия, направленного против других стран.

Итак, с чего же всё началось и когда? Могу сказать, что информационное оружие в том виде, в котором мы его знаем сейчас, начало использоваться восемьдесят пять лет назад - в 1929 году. Уже сюрприз. Но ещё больший сюрприз в том, что первое в мире информационное оружие было создано... в СССР. 29 октября 1929 года начала своё вещание радиостанция «Московское радио» (сегодня известное, как «Голос России», вещание продолжается до сих пор). Первые программы вышли в эфир на немецком языке, в том же году к нему прибавились французский и английский языки. К 1941 году вещание производилось уже на 14 языках, в том числе и на китайском. Эфир был исключительно «живой» (запись звука тогда оставляла желать лучшего), и целью этой радиостанции являлась, естественно, пропаганда достижений социалистического государства.

Чтобы вы могли более наглядно представлять себе всю дальнейшую историю боевых СМИ, я попробую использовать аналогию с морским флотом. Таким образом можно сказать, что «Московское радио» стало первым в мире «информационным линкором» - мощным, непотопляемым и вооружённым до зубов кораблём, способным выполнять боевые задачи в любой точке мира.

Я не знаю, какой эффект на мировую общественность произвело появление советской радиостанции, вещающей для иностранной аудитории, но, думаю, эффект был вполне ощутимый. Естественно, западные политики осознали значение подобного источника информации, лишающего локальные СМИ возможности трактовать события в другой стране в угоду собственным национальным интересам. И первыми ответили на вызов англичане: в 1932 году вышли в радиоэфир первые международные программы уже существовавшей 10 лет British Broadcasting Corporation (BBC). Я, правда, не в курсе, было ли вещание на русском языке, но на тот момент это было, в общем, не так уж и важно: до холодной войны, прославившей информационное оружие, было ещё далеко. К слову, пресловутая радиостанция «Голос Америки» впервые вышла в международный эфир только 24 февраля 1942 года, и основной целью было противодействие немецкой пропагандистской машине, созданной Геббельсом.

Продолжение

политинформация, информационная война, история

Previous post Next post
Up