Следопыт

May 19, 2011 02:36


Цикл "Жизнь и Смерть манси"

- Чо, как сам?
- Как сала килограмм!
- Ну, тогда иди вперед.



Налимы и соболя - главные жертвы этого очерка, а герои все те же: я да Сия.

Мы пересекли довольно свежие лосиные следы, и вовремя - дальше для бурана было не натоптано. Повезло с одной стороны. С другой - не очень, потому что вскоре выяснилось, что «лось ушел на дальний кордон».

Погода была самая дрянная для лыжных прогулок. Холодно, позёмка, деревья шумят и качаются, сыплют за шиворот кухту.
1


Для охоты на копытных лучше не придумать. Большеухий лось не слышит, как крадется охотник.
2


Автор Игорь Бушнев

И вот мы на Лопсии. В тех самых краях, которыми сманил меня с Лепли Сия. Это его промысловая избушка и летняя дача, где можно отдохнуть от деревни.
3


Изба находится на угодьях, доставшихся от неродной бабки, минуя отца. Такое бывает. За земельку пришлось побороться. Соседи - два брата, не хотели пускать Сию на свою «площадку» и устраивали всяческие козни. Пришлось пару раз подраться, чтобы узаконить свои притязания. А вы говорите - тайга ничья. Да за «ничейный» кусок леса можно пулю схлопотать. Когда сосед зек со стажем охотится рядом - ухо надо держать востро.
4


Граница между Сией и братьями проходит по грандиозному завалу на Лопсии. Граница - это, конечно, не столбики, и не забор, а так, буферная зона, шириной с совесть, или наглость. Река здесь разбилась на многочисленные рукава, образовались острова, заводи вперемешку с заломами леса. Самые лосиные места. Но даже в таком месте лосю надо прикормиться, пообвыкнуться. А его шугают сразу, как только он зайдет.

Сия увидел вчерашние следы и всё - «пропал человек». Вожжа под хвост, впрыгнул в лыжи и вперед. Я проводил его взглядом и стал ковырять ножом новые дырки в кожаных тесемках. Сия прихватил для меня абсолютно новые лыжи, предназначенные для продажи - сыромятная кожа на креплениях с трудом поддавалась ножу.
Пошел следом, включил навигатор. Думаю - буду постигать науку следопыта - запишу трек.
5


Записать я, конечно, записал, но вот понял что, вряд ли. Для меня так и осталось загадкой как Сия из многочисленных хаотично (на мой взгляд) направленных следов избирает единственно верный (почти прямой) путь через лосиные цепочки и лежки. Это лабиринт, где входной и выходной след один. Но чтобы распутать его с ходу в чащобном лесу надо быть провидцем, или опытным охотником.
Нагнал Сию на болоте - он запыхался - снег держал лишь местами - тропить было тяжело. Матуха с годовалым дитем практически по прямой уходили от реки - их явно что-то напугало. Сия расстроился - догнать по такому снегу невозможно.
6


Обматерив соседей, свернули к завалу - дать круг на всякий случай. Тропили по очереди. Я как-то уже говорил, что традиционные местные крепления держатся на самом кончике носка - фактически на большом пальце ноги - ну очень узкая ножная петля. У всех! Ремень вокруг пятки не дает выскочить кончику обуви из ножной петли.
7


Когда проваливаешься в снег по колено даже на охотничьих лыжах, нога начинает регулярно выстегиваться, сильно перенапрягается голеностоп. Короче, не люблю я эти традиционные крепления. Сноровки много надо. Я привык к своим деревяшкам-голицам, где самодельные жесткие металлические крепления идеально подогнаны и мертво держат ногу по курсу.

У завала вышли на лыжню соседей. Матюкнувшись, пошли по ней. Соседи тропили местных (с завала) лосей с полмесяца назад, но в итоге выжили их отсюда. Сия повел через завал, показывал какие-то протоки, волоки, старые, новые.
8


9


Я совсем запутался, очень сложная для ориентирования местность.
10


Поглядывая на gps, я с удивлением обнаруживал, что мы описываем правильный овал, и выходим точнехоньку к бурану. Пустые. Год назад здесь же в подобную же погоду Сия взял одного лося.
Вернулись в избу.
11


От избы до Няксимволя 25 километров. 20 из них - это путик (охотничья тропа, где ставят капканы) Сии. Другие охотники здесь не ездят (не по понятиям). Раньше Сия ходил по путику на лыжах, но вот уже третий год, пробил дорожку под буран. Назад ехали по своему следу, но на болотах трак уже успело замести. Я шел впереди, нащупывая ногами наст, а Сия догонял.
12


Капканы мы проверили еще по пути вперед. Их довольно много, но захлопнулись немногие. Расставлены так, что Сия просматривал их с ходу, слегка притормаживая. Больше половины железяк я даже не разглядел.
Общий принцип их расстановки понятен - на уступах речной террасы, или гривы, вдающейся в болото, с высоким кедрачом или мрачным буреломным ельником. Соболь любит такие опушки.
13


Попалось два. Одного кто-то немного поклевал, вызвав недовольство Сии.
14


Придется хитрить - дырку латать изнутри. Но сначала шкуру вывернут и на специальной доске растянут по "госту".
15


Попался еще сыч - я в птицах не очень разбираюсь, но жалко бедолагу, уж очень красивый. Польстился привадой, ночной хищник.
16


Сия сказал, что изредка филин попадается - такую большую сову можно и на чучело пустить.

Вернулись к началу путика, к запору. На Северной Сосьве, чуть ниже устья Лопсии у Сии на реке загородь на рыбу.
17


Это сооружение в виде забора до дна из штакетника, вмороженное в лед. Иногда запор перекрывает все сечение реки, а иногда лишь часть. Может быть стационарным, а может быть мобильным. Оставляются специальные проходы для рыб, которые закрываются либо мордами, либо переходят в небольшие «бассейны», откуда рыбу черпают по мере надобности. Морды - это мобильно, «бассейны» - стационарно. На реках где ледоход, "бассейны" не делают.
18


Автор - Олег Круглов (Омск)

Запоры - это довольно стабильный источник рыбы. На вид просто, но чтобы его сделать по уму, нужен навык.
Для Приобья сооружение весьма типичное. И оттого удивительно, что во всем Няксимволе только Сия ставит такой «большой» запор.
19


Еще один-два человека занимаются этим на Няйсе, но у них маленькие загороди.
Особо отмечу, что для Сереги это не семейная традиция, а навык, приобретенный в молодости от русских рыбаков в Няксимволе. Надо ли говорить, что запор Сии - это предмет зависти односельчан и мелкого пакостничества. К единичному воровству Сия относится философски: «за руку ведь не ловил, а так что болтать, лишь бы морду на место ставили".
20


Запор у Сии в основном на налима. Уловистый период с конца ноября по конец января. До мешка за ночь. Далее налим утихает и к концу марта совсем перестает попадаться. Один, два, три, за пару дней. Так случилось и в этот раз - две рыбы. Их мы забрали еще по пути вперед. Подивился морозостойкости налима. Замерз только через часов 5 в санях.
21


На обратном пути уже в сумерках решили срезать 50 метров по реке около запора, а в итоге, засадили в наледь буран. Собрались уже было идти пешком домой, но вспомнили, что на запоре есть совковая лопата - она то нас и выручила. Дыр-дыр, вперед-назад, отгребай, веточек не забудь.
22


Вылезли через полчаса на трак. Из ниокуда возникли две собаки Сии. Когда с утра собирались в лес, их во дворе не было. Непонятно, что они весь день делали в лесу. Вернее, понятно - проверяли капканы, но чьи? На нашем путике не наследили.

Всё! Домой! Есть налимов, запивать горячим чаем. Налимы, они, собаки, очень вкусные!

Вы прочитали восьмую часть из цикла "Жизнь и Смерть манси". Перейти в оглавление

Северный Урал, коренные народы, mansi, манси, этнография, Сибирь

Previous post Next post
Up