Няксимволь

May 04, 2011 12:24



Цикл "Жизнь и Смерть манси". Часть седьмая
 

Мне всегда нравилось название Няксимволь. Магическое сочетание букв, французский слог чудится. Однажды я сделал этот поселок местом действия рассказа. Но сам тут не был вплоть до марта 2011 года.

И вот, продрогший, залепленный снегом, в обнимку с двумя собаками в санях, я ехал туда. Зима еще стелила дорогу.

«Должно быть, мы уже скоро будем в селе, мне хочется чаю, легкая утренняя дрожь пробегает по телу, и я окрикиваю ямщика.
Он, не останавливая бега оленей бурана, поворачивается ко мне, кивает весело головой и смеется. Ему смешно, что меня занесло всего куржаком и снегом. Но хорош и он, - его мохнатая голова в оленьем меху стала еще больше и похожа скорее на ком снега, а лица совсем не видать, и только одни живые, черные, веселые глаза смотрят, мигают из снега.
- Скоро ли пауль? - кричу я ему.
- Молех, молех (скоро, скоро), - отвечает он. Но я хорошо уже знаю этот вогульский «молех», в другой раз успеешь соснуть, пока доедешь с ним до юрты».
В точности так мог написать и я, - ей богу, как будто ничего не изменилось за 100 лет, кроме транспорта.
1


Уже в ночи мы добрались до Няксимволя. Сия, не сбавляя хода, проскочил в дальнюю калитку, под развешенным бельем, вокруг дома, прямо ко крыльцу.

100 километров позади. С Сией мы выехали с Лепли сразу после вояжа за лосятиной, не отдохнув толком. В Няксимволь я вообще не собирался, но Сия сказал: «А что тебе тут делать? Поехали со мной, я тебе запор покажу, и до избушки мотанёмся. Знаешь, какая у меня классная избушка на Лопсии». «Лопсия, запор - туманно представлял я, - ну, поехали».
2


запор на Лопсии

Учитывая то, что Вова (главный мой информант на Лепле) укатил в Ивдель, а он-то мне и был нужен, я решил подчиниться воле дороги и ехать куда зовут.

Вася тоже с нами хотел рвануть и уже прямодушно планировал свой отдых в Няксимволе: «Забухаю на неделю, а там видно будет, можно и на две!» Сия долго и упорно отговаривал его от дешевого сюжета залечь на дно в Няксимволе. Ведь это значит, что Вася задарма пропьет 10 соболиных шкурок, что мы взяли реализовать, и одну выдряную, и, возможно, собаку.
3


Начался снег. Долго его уже не было, и охоты, считай, никакой, тоже. Выдает старый снег хрустом. Все ждали «нову» - так здесь называют свежий снег. Сия заторопился в Няксимволь, пока не перемело путь. Вася отдал ему молодую рабочую сучку в счет бензопилы, и за прочие услуги.
4


Леплинская свора тут же смекнула, что расстаются навсегда и устроила проводы с лаем и драками. Собачка эта впервые в жизни ехала в санях, и все происходящее ей было безумно интересно.
5


На привязи и под присмотром, она все-таки умудрилась выпасть из саней. На скорости, да с веревкой на шее, это чревато, и мне пришлось оперативно хватать ее за шкирку и затягивать назад.
Не отъехав и километра от Лепли, мы сломали деревянное водило, (то самое, которое делали взамен железного) но быстро его починили. 
Потом была Усть-Манья в кромешной пелене снегопада. Печальная картина. Это самое верхнее на Сосьве селение, куда можно доехать на легковушке по зимнику. Дальше не чистят, но ездят. На Ивдель из Усть-Маньи уходит неофициальный зимник, который топчут геологи по своей нужде. Также дорожная ветка уходит в верховья Сосьвы, опять же к геологам, и дальше на Урал есть буранный след - по нему, по долине реки  Луцоулья, туристы-снегоходчики поднимаются на хребет Мань-Пупы-Нёр, известный своими огромными скалами-останцами.
Людей в Усть-Манье кот наплакал. Мы попили чай в убогом балке у местного маргинала. Снова зимник, и, к сожалению, колонна бензовозов на нем, в хвост которой мы пристроились. Скоро нас заметили и пропустили. Некстати задрало брезент, и все водилы смотрели на большую рогатую голову лося. Она им призрачно подмигивала, или мне так показалось.

Изначально Няксимволь был небольшой мансийский поселок при впадении Няйса в Большую Сосьву.
6


Если быть точным его имя звучит Няхсамволь-павл. Однозначного мнения о происхождении названия нет: деревня у грязного плёса, деревня в устье Няйса, деревня одноглазого налима. Апологеты мансийской филологии Е.И. Ромбандеева и Т.Д. Слинкина считают, что правильным будет «деревня на открытом повороте реки» - Сосьва здесь слабо изгибается. Но мне, конечно, больше нравится вариант «деревня одноглазого налима», потому что сам придумал.

Это довольно крупное село по местным меркам. Среди болот и тайги. Ничего примечательного в нем нет. Точнее не было. Чуть более известным село стало недавно - это родина нового мэра Москвы С.С. Собянина. Кое-кто из местных еще помнит сына председателя сельсовета по кличке пескарь. Собянин покинул Няксимволь подростком, когда отца перевели на повышение в райцентр Березово. Однофамилец мэра сейчас есть на доске почета в Няксимволе, а в Ивделе и Ханты-Мансийске есть бюсты Собяниных- орденоносцев. Так что фамилия боевая.
7


8


Сегодня в Няксимоволе восемь сотен населения. Манси, зыряне, русские. Поселок переживает не лучшие времена: работы нет, дорог нет. Только зимник. Поэтому на улице чаще встретишь буран, нежели автомобиль.
9


Но еще чаще встретишь собак породы «полулайка» - это короли улиц. Добродушные северные псины, которые если и залают, то только от тоски по Коста-Рике. С ними надо дружить. Собак на привязи держать не принято, и они на вольном выпасе. Убегают очень далеко - могут капканы хозяина проведать втихаря, сожрать там приваду или того, кто на нее покусился. Шкоднический сепаратизм.
10


Как везде, в Няксимволе без своего кретина не обошлось, великовозрастная детина угоняет у своих транспорт, ведет беспорядочную, даже по местным меркам, жизнь, и регулярно совершает злодеяния. Своего участкового недавно упразднили, теперь на селе возрастает роль самосуда. При мне кретин угнал из соседнего пауля новый МТЛБ геологов, и угробил движок (не было тосола). Вездеход, стоимостью около 3 млн.рублей, теперь нуждается в капремонте. Хозяин это так не оставит, и молодого идиота ждет нескучная жизнь. Как его еще терпят, чаша терпения полна, и скоро этот человек пропадет. Не сам, так помогут - знаете, люди иногда бесследно пропадают в тайге.
В любом случае, если соберетесь погулять по поселку, советую найти трико с лампасами (желательны оттянутые коленки), валенки (желательно подшитые) и ватник (желательно замасленный и прожженный). Тем самым вы инициируете себя с местным населением, и не будете никому резать глаз своим попугайским нарядом. А он у вас попугайский, что бы вы ни думали!
11


Правильные штаны - и собаки зауважают

Но в целом Няксимволь производит добротное впечатление. Тихо и покойно. Люди вынуждены заниматься натуральным хозяйством. Для многих существовать на пособие по безработице удобнее, чем рыскать по лесу или шабашить на стороне.
Классический диалог:
- Что в лес то не едешь, погода вон какая?
- А что там делать! Дай 100 рублей.

Молодежь утекает в города. Охотиться и рыбачить продолжают только те, кто всю жизнь этим занимался. Манси, по кою душу меня занесло сюда, порядком обрусели и предпочитают жизнь деревенских маргиналов. В Няксимволе представлены практически все фамилии манси, встречающиеся на Сосьве. Но быт их ничем не отличается от быта здешних русских. Язык постепенно уходит, хотя его преподают в школе. Даже дома общаются в основном на русском.
На охоту ездят те, кому за 40. Тех манси, что прошли суровую школу жизни под названием «колхозное оленеводство», осталось 3-4 человека. Всем за полтинник. Сия, Сергей Петрович Самбиндалов, мой знакомец, из их числа.
12


рейсовый вертолет Советский-Няксимволь-Приполярный-Хулимсунт-Советский

А тем временем соболя в 90-е годы развелось много. Это при совке, когда за шкурку давали 100 рублей, его повыбили и за одним-двумя зверьками приходилось ездить под самый Урал. Один соболь - одна бочка топлива. Но все равно было выгодно, цена была твердая. С 90-х соболь обесценился, хотя вялый спрос на него есть и сейчас. Шкурка уходит за 1200-2000 рублей. Если трудиться, то за зиму можно словить 30-40 соболей. Сейчас он расплодился так, что можно добывать сразу за поселком. Об этом следующий пост. Только ведь это труд!

Зарисовка в тему. Встретил на улице местного мужика с коромыслом:
- Что-то я, …, заблудился. Где,…, река?
Даже не знаю, смеяться или плакать.
13


Сосьва по-прежнему главный колодец Няксимволя, потому что огородные колодцы пересыхают к середине зимы. За водой ездят на буранах с бочкой на санках.
14


Сия при езде по поселку проводит рестайлинг бурана - как вы заметили, вместо побитого капота из прошлых постов стоит целехонький красного цвета.
15


Самые большие и красивые здания в Няксимволе, конечно, у школы, больницы и котельной. Школа полная 11 классов, но так будет недолго, поскольку в 10-11 учиться практически некому. Общее количество учеников чуть больше восьмидесяти.
16


В детском саду на 20 приходящих детей 16 человек персонала. Еще 20 детей приходят время от времени.
17


Именно садик и школа стали причиной переселения сюда молодой семьи метеорологов. До этого они работали на отдаленной метеостанции в Эвенкийском автономном округе, но подрастающий ребенок заставил вернуться к людям.
18


Долго искали по всей стране работу, чтобы метеостанция располагалась рядом со школой, и предоставлялось служебное жилье. В Няксимволе оказалось такое жилье - военных времен изба, половина которой - рабочее место, половина - жилые комнаты.
19


Теперь вместо 20 тысяч рублей они получают в пределах десяти, но зато дети пристроены. Скучают по Эвенкии. Работа ведется по-старинке, вручную, срок каждые 3 часа, метеоплощадка под боком. Проводят все виды измерений, кроме определения высоты облачности.
20


Плюс снегомерная съемка по части гидрологии. На лето планируется монтаж автоматизированных установок комплексных метеонаблюдений - коробки с аппаратурой уже теснились в проходе. Прогресс шагает по планете семимильными шагами, но как только он пересекает границу России, то переходит на гусиный шаг. Наконец-то он добрался и до Няксимволя. Возможно, скоро отпадет необходимость трясти термометр каждые три часа на морозе.
21


Такая вот жизнь в таежном зауральском селе с поэтическим названием Няксимволь.
22

 Вы читали седьмую часть цикла "Жизнь и смерть манси". Оглавление в верхнем посте. Проследовать

Выдержка из: К.Д. Носилов. У вогулов: очерки и наброски, 1904, Москва. Переиздана в 1993, Шадринск, ПО "Исеть".

Северный Урал, коренные народы, mansi, манси, этнография

Previous post Next post
Up