Храм Воскресения Христова в Кадашах

Jul 19, 2015 19:42

Храм Воскресения Христова в Кадашевской слободе, называвшийся жемчужиной Замоскворечья, сохранился до наших дней. С 1992 года в храм вернулась церковная жизнь, позднее при приходе появился краеведческий музей. В 2009-2010 годах Кадаши стали местом противостояния строительной компании и общественности: возведение комплекса "Пять столиц" угрожало сохранности исторических построек, охраняемых государством. Тогда протесты горожан привели к приостановлению сноса и пересмотру плана застройки в Кадашевском тупике. Но уже при новых городских властях вновь обсуждается вопрос застройки Кадашей.




Первое упоминание о деревянной церкви обнаружено в грамоте московского воеводы, князя Ивана Юрьевича Патрикеева, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. С 1625 года в Патриарших окладных книгах появляются регулярные записи о храме. В 1657 году было возведено первое каменное здание, но уже в 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Он построен в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Резьбой по белому камню украшены наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. Стены храма расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным. Предположительно, архитектором был Сергей Турчанинов, а строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы - купцов Добрыниных.



1882 год: https://pastvu.com/p/5141

В 1695 году была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня высотой 43 метра, она получила в народе название «свеча». Воскресенский храм с древних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол весил 400 пудов (около 6,5 тонн), он был отлит в 1750 году известным мастером Константином Слизовым и славился удивительно мягким и бархатистым звоном.



С колокольни можно осмотреть окрестности, наверх ведёт узкая винтовая лестница.

























В советские годы храм был закрыт, а колокола передали в Большой театр, где они и удерживаются до сих пор. Говорят, колокола звонят в «Борисе Годунове». Как резонно заметил старший звонарь Московского Кремля И.Коновалов, почему бы не использовать во время спектакля фонограмму, ведь "они же не выносят на сцену настоящий трон из Оружейной палаты".

По мнению архитекторов, церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском. Главенство Воскресенского храма было выражено в порядке городского колокольного звона: вслед за первым ударом колокольни Ивана Великого в Кремле начинали звонить колокола этого храма, и только после него вступали в звон все посадские храмы.










Первоначальная покраска церкви была иная - стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой.

В 1812 году храм был разграблен, ценности расхищены, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. После изгнания французских оккупантов началось восстановление, продолжавшееся до 1863 года.



















В 1848 году было решено вновь расписать храм, так как прежняя потемневшая живопись, по мнению клира «древности к искусству не заключает». Выполнил эту работу художник П.Щепетов. Роспись (а также лепная отделка сводов того периода) сохранилась до наших дней.































Говорят, что двери в храм и металлические полы были изготовлены на знаменитых демидовских заводах.













Воскресенский храм был центром духовной жизни православной Москвы. В начале ХХ века его настоятелем стал протоиерей Николай Смирнов (1868-1922). Отец Николай подвижнически призывал народ в храм, идя с проповедью в окрестные трактиры, чайные и столовые. При отце Николае кадашевский хор славился большим количеством певчих и совершенством исполнения. Настоятель организовал детский приют для бедных детей дошкольного возраста, средства для которого собирала приходская молодежь, открыта богадельня для престарелых женщин. При храме проводились организованные паломничества по святым местам; в ближние пешие паломничества по окрестностям города иногда ходило до двух тысяч человек. В дальние поездки (Киев, Чернигов, Саров, Дивеево, Соловки, Валаам) отправлялось до тысячи паломников. При храме была создана приходская библиотека, открыты Богословские курсы, во время Первой мировой войны организовано два лазарета для раненых воинов, сестричество. В первые послереволюционные годы, во время кампании по изъятию церковных ценностей, настоятель мужественно защищал свой храм. Исповедуя больного тифом, отец Николай заразился и скончался 15 июня 1922 года. Москва проводила пастыря колокольным звоном и многолюдной похоронной процессией.

Службы продолжались вплоть до закрытия храма в 1934 году. Священники Илья Громогласов и Александр Андреев были арестованы и расстреляны в 1937 году, Гавриил Мелекесский и Василий Воскресенский провели годы в тюрьмах и ссылках.

Нельзя не упомянуть еще об одном человеке, который немало сделал для храма. Николай Григорьев, выходец из семьи ярославских крестьян, стал успешным предпринимателем и создал в Москве крупное колбасное производство. Фабричные корпуса примыкали к подворью Воскресенского храма. Григорьев оказался настоящим меценатом, который заботился о нуждающихся и малоимущих, помогал храмам, на его пожертвования отреставрирован нижний храм, написаны фрески, вызолочена церковная утварь. После революции 1917 года имущество Григорьева конфисковали, фабрику закрыли, а самого фабриканта сослали под Углич, где он умер от голода.



Кадашевская фабрика Н.Г.Григорьева. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/20614



Московский экспериментальный консервный завод. 1990 год: https://pastvu.com/p/39924

Позднее в колбасных корпусах обосновался Московский экспериментальный консервный завод. В его ассортименте была самая разная продукция, включая миниатюрные упаковки джема для пассажиров Аэрофлота.
















После закрытия храма в 1934 году иконостас и церковная утварь были разграблены, а в помещениях храма разместились различные учреждения, в том числе архив НКВД и спортивный клуб колбасной фабрики. Спустя три десятка лет состояние церковных зданий приблизилось к аварийному и Воскресенский храм передали в аренду реставрационному центру ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря. Бригаду реставраторов возглавила архитектор Гали Алфёрова, благодаря её стараниям храм обрёл исторический облик.










Церковная жизнь начала возрождаться в 1992 году, когда была создана приходская община во главе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым. Прихожане занялись благоустройством территории и на месте мусорных свалок появились цветники. Для совершения богослужений переоборудовали бывший каретный сарай, ставший церковью преподобного Иова Почаевского. Позднее под ним соорудили храм-усыпальницу, где покоятся останки иноков из нескольких московских монастырей, останки москвичей, захороненных в XII-XVIII веках, которые в ходе раскопок обнаружили археологи и передали для захоронения. Во время устройства этой усыпальницы было обнаружено древнее захоронение с полуразрушенным саркофагом из известняка.




От лесных угодий, государевых и монастырских садов не осталось и следа, но одна ботаническая достопримечательность сохранилась за церковью преподобного Иова Почаевского, это реликтовая липа, посаженная протоиереем Василием Воскресенским на рубеже XIX-XX веков.




Лишь в 2004 году арендаторы окончательно покинули Воскресенский храм и община смогла начать ремонтные работы. Внутри прихожане увидели поражённые грибком стены и бетонные перегородки, сооружённые в советские годы. Усилиями прихода внутреннее пространство очищено от всего лишнего, отремонтирована протекающая кровля храма, проржавевшие железные купола заменены на медные, позолочены купола и кресты. Впереди большая работа по научной реставрации.



1990-2000 гг.: https://pastvu.com/p/216665










При проведении строительных работ осуществлялись археологические раскопки. В 2004 году при храме открылся музей археологических находок, где представлены экспонаты, начиная с XV века (предметы быта горожан, глиняные сосуды, медные монеты «московское пуло» XV-XVI веков, нательные кресты, образцы печных изразцов, белокаменные надгробия).

Музейный комплекс «Кадашевская слобода» включает
храм Воскресения Христова в Кадашах 1695 года - памятник архитектуры федерального значения
колокольню 1695 года - знаменитую «Кадашевскую свечу»
музейную экспозицию, размещенную в исторических зданиях XIX века
художественно-ремесленную мастерскую

Музей получил свое название от ремесленной слободы, которая находилась в Замоскворечье прямо напротив Кремля. Жители этой слободы занимались ткацким производством для нужд царского двора. В XVII веке Кадашевская слобода была одной из самых больших и богатых в Москве. В музее собрана и коллекция предметов церковного обихода: старопечатные книги, облачения, иконы и утварь.













Как вскоре выяснилось, место в непосредственной близости от древнего храма приглянулось девелоперам, собравшимся возвести большой комплекс "Пять столиц" с жилыми, офисными и торговыми помещениями. Строительные работы представляли серьёзную угрозу церкви Воскресения, предполагался снос стены бывшей колбасной фабрики, которая является также стеной церковного флигеля. Конфликт между градозащитниками и охраной стройки достиг апогея к июню 2010 года, когда активисты не пропустили на стройплощадку экскаватор. История получила широкий резонанс благодаря вмешательству депутатов и федеральных телеканалов. Глава Москомнаследия Александр Кибовский признал, что за два последних десятилетия в центре Москвы построено больше новых зданий, чем за все годы Советской власти. "Исторический центр фактически превратился в полигон амбициозных строительных объектов,"- заявил Кибовский. Вскоре случились кадровые перестановки в Мэрии и девелоперы умерили свои аппетиты, но только на время.



Место потенциальной застройки Кадашевской слободы. 1990 год: https://pastvu.com/p/40077




В январе 2015 года протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма, искусствовед прокомментировал ситуацию:
"Вокруг храма, как памятника архитектуры федерального значения, находится охранная зона. Кроме того, этот квартал входит в состав заповедной зоны. Согласно законодательству, в охранных зонах разрешается только восстановление утраченных строений, никакого нового капитального строительства не допускается. Это очень хороший закон. Существует постановление Правительства Москвы о заповедной зоне.

Вопреки федеральному законодательству и собственному московскому постановлению, градостроительная земельная комиссия под председательством господина Собянина 30 октября 2014 года вынесла решение о застройке этого участка в интересах частных инвесторов. Я просто не понимаю, что происходит.

Они собираются добить оставшуюся историческую застройку. В ход идут рассуждения экспертов о незначительности этих строений. А они, как я понимаю, построят что-то очень значительное. Никто не ответил за незаконные сносы 2009-2009 годов. А сейчас они хотят уничтожить и историческое межевание, историческую планировку города хотят стереть.
Для храма это реальная угроза. Здесь хотят построить комплекс из девяти зданий, расположенных столь тесно, что, пожалуй, и пожарная машина не проедет."

























Официальный сайт: http://www.kadashi.ru/

Кадашевские чтения. Сборник статей конференции. Выпуск 1. - М.: Кадашевская слобода, 2007. - 130 с.
Алфёрова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. - М.: Просвещение, 1974. - 208 с.

религия, история

Previous post Next post
Up