Тема: "капризы памяти" старлея запаса или чем правда похожа на хобот или х*й слона.

Feb 07, 2012 17:32

http://www.poezia.ru/salon.php?sid=74653&

Автор: Ольга Ильницкая | Дата: 2012-02-05 17:31:14 | Тип: Сообщение

Леонид Рабичев: «Спустя шестьдесят лет пишу то, что выплывает из памяти, не всегда и не обязательно последовательно, не все могу понять, ничего не могу оправдать, иногда догадки, иногда прозрения, вряд ли это объективная картина войны, это только то, что попадало в поле моего зрения, отдельные страницы фронта и тыла 31-й армии, сражавшейся на Центральном, Третьем Белорусском и Первом Украинском фронтах, калейдоскоп нескольких аспектов жизни: исповедь, счастье, позор, покаяние, мемуары, дневники, письма.

Капризы памяти... »

Опубликовано в журнале:
«Знамя» 2005, №2
свидетельства
Леонид Рабичев
«Война все спишет»
http://magazines.russ.ru/znamia/2005/2/ra8-pr.html

Ответ автору Л.Н. Рабичеву на его публикацию в журнале "Знамя" и многочисленные перепубликации в блогах - не первый ответ в нашем с ним разговоре:


Уважаемый Леонид Николаевич Рабичев, по его рассказу, был свидетелем изнасилований - как массовых, так и индивидуальных, и сам вступал (по его словам) в контакт с женщинами - не где-то в отдельном от общих бесчинств месте, а там же, среди трупов или других "контактирующих" на его глазах и в его присутствии. И когда две немецкие девочки попросили - две несовершеннолетние немецкие девочки - попросили его лично - спрятать их, защитить, не сделал этого ( почему?), а потом видел, как их насиловали и как трусиками заткнули рты, позже выстрелив в эти детские рты, заткнутые трусиками. И - офицер Рабичев не перестрелял насильников, а стоял и смотрел, а потом ушел страдать над тем, что происходило в молчаливом его присутствии, и, выходит - в молчаливом приятии преступлений...
*Растерянно и с ужасом: и пулю в лоб себе от бесчестия сослуживцев и своего собственного - не пустил. Носил в себе тяжелые переживания всю сознательную взрослую жизнь, пока не вошел в возраст естественного метанаития, то есть перепродумывания жизни своей.
И не пошел с этими своими воспоминаниями к священнику, или психологу, а пошел читать воспоминания - друзьям, и двум молодым женщинам... а потом и аудитории журнала "Знамя" - то есть стал «вышивать гладью» перед читателями, как теперь ему худо и как тогда ему было худо...
А спать с немками среди трупов и видя, как с ними это делают другие - офицер Леонид Рабичев ТОГДА ЛИЧНО МОГ? Он не понимал, что ли, поддавшись общему преступному психозу, что ничем не отличается от своих соратников по любви на завоеванной территории с завоеванными женщинами врагов? Он трусики с них не снимал, они сами с радостью это для него делали?! А после , переосознав и испугавшись разговора с Богом, решил откровенно и честно поговорить с людьми, косвенно подставляя (лажая) всех офицеров подряд (а я ведь в жизни не поверю, ибо знаю - читала документы разного характера по теме войны и её ужасов, часто списываемых на войну) что не все, как он, Рабичев, поступали с немками ( с поправкой, по словам офицера Рабичева, на «полюбовное» как бы согласие немок на контакт с теми, кто поубивал их мужей и поизнасиловал и убил в итоге - женщин от детей до совсем пожилого возраста - вокруг и около них, еще пока живых...
Знаю, что даже в Восточной Пруссии 45 года - были нормальные люди, а не съехавшие с ума завоеватели, выпускающие пар грабежами и насилием над женщинами побежденного противника). Пардон, по Станиславскому - НЕ ВЕРЮ откровениям офицера запаса РАБИЧЕВУ - потому что он пытается ОПРАВДАТЬСЯ перед уходом к большинству. А всю жизнь молчал и тем - соучаствовал, боясь правды, имевшей быть и измерянной его личным опытом.
И глубоко убеждена, что правда правде рознь, один слепец у слона хобот ощупает и расскажет, а другой х*й, и тоже расскажет. Ощущения у обоих будут похожими - и всякий будет вроде правду говорить. А слон выглядит иначе, и слон в данном случае есть истина - не хобот его, не х*й слона - а весь слон целиком.
Вот РАбичев мне напоминает одного из слепцов со своим хоботом в руках - и запоздавшим покаянием - когда уже вместо правды "врет как очевидец" - и я считаю, что следует ввести профессиональную (не политическую, не ловите за язык) цензуру - потому что признания отдельно взятых за совесть людей вызывают понимание, что человек ищет оправданий своей слабости и своим личным грехам.
Цензура должна быть психологической, экспертной - как у архивистов в экспертных группах - потому что есть правда, не являющаяся всей правдой, а являющаяся системным грехом - подлежащим покаянию в специально отведенном для этого месте - у духовника. или у психолога, корректирующего поведение. Или в прокуратуре? Впрочем, за давностью лет...
Именно это в свое время я и сказала другу своему Леониду Николаевичу (в более мягкой форме) в госпитале - когда он меня и невестку свою Венеру Рабичеву «грузанул» текстом, подлежащим, с моей точки зрения, редакторской коррекции.
Поэтому у меня претензия к автору Рабичеву и, должна заметить, что кое-что, после нашей трудной беседы, Леонид Николаевич откорректировал сам.
Есть еще воспоминания - не менее жесткие и беспощадные, по этой же теме - у Льва Копелева. А перечитайте их и сравните с воспоминаниями Леонида Рабичева, может быть, сами увидите личностную разницу в изложении тяжелого и ответственного, убийственного даже - материала.
Говорю об этом как архивист 1 категории, специализировавшийся на публикациях исторических документов, и как писатель с историческим образованием, а не просто перепуганная правдой тетка. Хотя есть чего испугаться. Правду говорить нужно, но я терпеть ненавижу "правду от части", которую нужно говорить НЕ ЗАБЫВАЯ, что она отчасти и НАПОВАЛ, и ее надо умно говорить, не убивая таки наповал всех, до кого достанет такая правда - такая глупо сказанная убойная правда. Я хочу чтобы читатели почувствовали разницу между правдой,которую надо говорить и тем, КАК её говорить следует. ЭТОМУ НАДО УЧИТЬ БЕРУЩИХНА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОВОРИТЬ ОТ ИМЕНИ ПРАВДЫ. И читая материал Л.Рабичева, есть чем по-человечески (и профессионально) возмутиться - ибо знаю армию не по наслышке и росла в военных гарнизонах, мой отец был кадровым офицером советской армии, прошедший Великую Отечественную Войну с первого дня войны до Победы. Правду следует говорить по правде документа, а не "КАПРИЗАМ ПАМЯТИ" отдельно взятых совестью за душу старших лейтенантов запаса - когда приходит срок перепродумывания жизни своей в контексте страны.

http://magazines.russ.ru/znamia/2005/2/ra8-pr.html
magazines.russ.ru

http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=147381942046659&id=100001269150032

Автор: Снежана Малышева | Дата: 2012-02-05 18:31:26
Если исходить из того, что написано в этом сообщении, воспоминаний я не читала, то мне кажется, что описывая эти подробности, Рыбачёв сейчас проявляет не меньшую склонность к безнравственности и насилию, чем тогда(если не более), своего рода продление ощущений...

Что же касается деятелей от распространения текстов, "все на продажу" лозунг вполне актуальный для сегодняшнего дня.

Если говорить о правде жизни... Это не правда, а факты, правда же, это факт в контексте...то есть соотнесённый с объёмом слона

Автор: Ольга Ильницкая | Дата: 2012-02-05 18:58:20
Снежана, вообще-то читать Леонида Николаевича - эти его воспоминания - надо, чтобы появилось собственное понимание и мнение в связи с острой темой. Воспоминания написаны болью и страхом (?), но это - моё понимание. Леонид Николаевич считает - что он должен, обязан был сделать то, что сделал. Он опасался не успеть. Принцип хороший - "Успеть сказать - и не успеть отречься". И Рабичев в своей позиции истов.
Иногда я думаю, что редакция журнала "Знамя" отнеслась к публикации этого материала, этих воспоминаний с позиции - "редакция не несет ответственности за авторский материал". Но ведь есть материалы, требующие ответственности большей, чем это понимает сам автор. Думаю, это тот самый случай. У нас уже многолетнее противостояние, но по умолчанию. Это личные позиции, а тема настолько всем болезненна, что - и поднимая её, ойкаешь - надо ли трогать? Возраст... С одной стороны - изношенное сердце автора, с другой - недозрелые мозги молодых читателей... И тема - которая давно история "за давностью лет" для многих. Но не для меня, историка и дочери офицера.

Автор: Снежана Малышева | Дата: 2012-02-05 19:12:39
Видите ли читать после вашего представления мне не хочется, на подробности подобных фактов моё любопытство не распространяется.
А что касается моей оценки личности пишущего...
Просто в старости одна из самых страшных проблем это эмоциональный голод, отсюда склонность с склокам и сериалам...
Сильные переживания молодости, даже негативные, его могут удовлетворить...., а тут ещё подключается реакция окружающих, лучшего и желать нельзя.

Простите, если моё мнение Вам неприятно.

Автор: Александр Карпенко | Дата: 2012-02-05 20:20:04
Оля, Рабичев ещё до публикации в "Знамени" почему-то счёл необходимым рассказать всё это мне в приватном разговоре. Кажется, это было в ЦДЛ. Я был ошарашен и подумал тогда, что он это сделал нарочно, чтобы мне, как участнику другой, непопулярной, войны, было не обидно. Дескать, и славная Великая Отечественная, как и локальные войны, тоже "с грязцой". Было очень странно услышать это от ветарана войны, которые либо молчат, либо вспоминают только хорошее. Это ведь была их молодость, а что может быть для человека лучше молодости? Я не знаю точно его побудительных мотивов, но, если человек очень хочет привлечь к себе внимание, а всё хорошее уже сказано, у него нет выбора - ему остаётся только говорить о плохом. И, конечно, это оскорбительно для оставшихся ветеранов и желанно для жёлтой прессы, вроде того же "Знамени".

Автор: Юрий Арустамов | Дата: 2012-02-05 22:01:25
Анекдот в тему. Хотя тема ужаснейшая. Но привожу его
не для веселья.
На парад Победы в Москве съехались величайшие полководцы
вех времен и народов. Ганнибал сказал: «Если у меня были
бы танки «Т-34», а не эти неповоротливые слоны, я бы разрушил Рим
до основания». Чингиз-хан сказал: «А мне бы автоматы вместо луков, я
бы покорил всю Вселенную». Наполеон: « Это всё мелочи! Вот будь у меня
такая газете как «Правда», никто бы в мире не узнал, что я проиграл
Ватерлоо».
Но все же правду нелегко утаить. А она такая: все эти насильники и
детоубийцы, включая старлея-автора, - отвратительные преступники,
и возможно, отбывают наказание за свою мерзость. Также правда,
что далеко, далеко не все были такими. Но ведь это нормально для любого социума.
Не думаю, что «Знамя» гонялось за дешевкой, а думаю, что его авторы просто
не опозорили звание журналиста, его высокий статус.

Автор: Снежана Малышева | Дата: 2012-02-05 22:20:04
"его авторы просто
не опозорили звание журналиста, его высокий статус. "

Вот именно из-за этого высокого статуса(точнее его реализации в деле) мне когда-то совсем не понравилось быть журналистом...

Интересная профессия, есть свободная и несвободная, а свободная зависит от доходов...

Тема: Re: "капризы памяти" старлея запаса или чем правда похожа на хобот или х*й слона.
Автор: Razumovskaya | Дата: 2012-02-05 22:46:45
Думаю, Ольга, что Вы правы, когда говорите, что автор увидел не всего "слона". Когда я читала эти "воспоминания" в Знамени, меня удивила избирательность эпизодов: либо неудачи (генерал послал матом, пришлось украсть кабель, возможно у своих и т.п.), либо "секс". Жирным шрифтом выделено слово "покаяние", однако читаем (об убитых немках с бутылками меж ног):

"Нет, не мы, не армейские связисты. Это пехотинцы, танкисты, минометчики. Они первые входили в дома.

Приказываю пять трупов перенести из первых комнат в дальние, кладем их на пол друг на друга. Располагаемся в первых, и тут сержант Лебедев предлагает вытащить из сумки, на счастье, по одному письму - кому что достанется. "

Как я понимаю, автор просто хотел "отмежеваться" от ужасов войны, сказать "моей вины нет", "другие были еще хуже"...

Осуждать его не буду. Все люди разные, это лишь один, частный взгляд на войну, не думаю, что кто-нибудь решит по прочтении, что вся война была ТОЛЬКО такой...

Просто отдельные, обрывочные мемуары. Дай бог, чтобы никому из нас не пришлось проверять, как мы повели бы себя в подобных обстоятельствах.

Автор: Владимир Гутковский | Дата: 2012-02-05 23:26:43
Очень трудно по отрывкам и обрывкам судить со стороны и через время как переплавляется в человеческой душе (и памяти) не оставляющее прошлое и и вторгающееся в настоящее воспоминание о нем, потребность действительная и додуманная, реальное и олитературенное ...

Впрочем тем, кто читал полный текст и говорил с автором отнюдь не легче ...

Автор: Юрий Арустамов | Дата: 2012-02-05 23:26:54
Н. Разумовской
Честно говоря, Вы меня удивили Можно представить какие-то невероятные обстоятельства, какой-то садистский опыт. Скажем, перед тобой выбор: предать друга или навлечь страшные бедствия
на свою семью. Такое часто бывало в 37 году. Но здесь совсем другая ситуация. Как себя вести в ней? Да хотя бы не забывать о некоторых из 10 заповедей. А старлею я вообще не верю -лукавый позер и похоже, что тщеславный графоман. Но представляет интерес для историков.

Автор: Razumovskaya | Дата: 2012-02-06 00:18:26
Почему удивила, Юрий? Потому что не накинулась с кулаками на старика, которому не одно десятилетие не дают покоя безумства (коллективный психоз) военного времени? А автор текста выглядит именно так: слабым, немолодым, вспоминающим урывками то, что сильно его шокировало когда-то давно. Личное и не только личное. Меня при прочтении напечатанного в "Знамени" еще поразила эмоциональная "блеклость" при воспоминании о заживо сожженных жителях села. Сухая констатация и никакой патетики. Это не может не заставить задуматься.

Автор: Михаил Макаров | Дата: 2012-02-06 00:24:27
Ольга, спасибо, что это написали.
Просто рискну копнуть чуть глубже:
Немного настораживает , что к словам Рабичева применяется слово Правда. Правда (по моему определению) - это Версия истины, т.е. субьективное описание истины. Но его мысли рождены только страхом (это очевидно) и поэтому то, что он пишет - это депрессия, это истерика, это самобичевание, оправдывание, это эгоизм, давший метастазы на Совесть. Здесь он пишет только про себя, про свои грехи, свои болезненные реакции, и Война там - просто оправдание своей слабости. И к Правде это не имеет никакого отношения.
Но ещё можно на этот факт взглянуть и с другой стороны: Раз это появилось, раз такой человек всё же решился вылить на нас свои помои, то можно сделать вывод, что нам это, каким-то образом, нужно. Значит, он отражает то, что в нас, как в общности, как в народе имеет след где-то глубоко. Такие люди - и есть этот след.
Если мы его поругаем и забудем, то всё останется как есть т.е. чуть позже такой хрен опять появится, и заставит нас думать обо всех этих гадостях (а значит будет жить в нас). Поэтому, я думаю, нужно его ПРОСТИТЬ: "Мы прощаем тебя. Бог тебе судья. Иди с миром".

Автор: Ицхак Скородинский | Дата: 2012-02-06 02:40:19
Обсуждать не берусь.
Читать не хочу.
Но...
Авторам сайта, я в этом уверен, которым за - десят, солдаты- фронтовики обо всём этом расказывали.
Там всё было гораздо страшнее, чем в любых публикациях.

Автор: Ольга Ильницкая | Дата: 2012-02-06 04:17:22
Уважаемый Михаил, вопрос прощения я не затрагивала. И не затрагиваю. Это вообще не ко мне и меня не касается.

Уважаемый Ицхак - на войне всегда страшно. Я была на войне. Ничего страшнее войны, наверное, не бывает потому, что это ужас не только одного человека, а - всех, кто находится в зоне войны. И кого она касается. Но разговор мой об авторской позиции, а не о самой войне.

Тема: Re: "капризы памяти" старлея запаса или чем правда похожа на хобот или х*й слона.
Автор: Александр Лукьянов | Дата: 2012-02-06 13:58:51
Жестокостей и насилия солдат при вступлении в Германию хватало. Но это были не массовые уничтожения людей, что творили фашисты. Никакие изнасилования не сравнятся с немецкими концлагерями, с сжиганием целых деревень, с сотнями тысяч растерзанных советских женщин и девушек, угнанных в рабство, детьми, у которых забирали последнюю кровь для раненных немецких солдат. 4 года издевательств немцев над советским народом привели к этим насилиям. И всё же приказы командования были другие - мирное население не трогать. В отличие от немецкого командования, которое отдавало приказы о массовых казнях. И это всё известно. А холокост? Сравните с изнасилованием пусть даже нескольких тысяч женщин? Забыли уже.

Между прочим, те насилия над девочками, о которых здесь рассказано, давно уже стали бы известны их западных публикаций, или из воспоминаний тех же немцев, если бы они происходили. Придумать можно всё. В зависимости от того, кто платит и сколько.

Автор: Снежана Малышева | Дата: 2012-02-06 14:14:41
Из частной переписки на эту тему, я сделала вывод, что не достаточно ясно выразила свою позицию, копирую своё письмо.

" правда она и есть правда. ее дозировать не следует, прибегая к деликатности.
as> критерий простой - понятие офицерской чести..." Сами Знаете Кто.:)

Как по мне, есть просто Человеческая честь, в офицерской чести я не
очень разбираюсь. Покаяния же такого рода не должны автоматически становиться
общественным достоянием, на мой взгляд. Печатное слово, для меня, всегда
несёт на себе этическую ответственность.
Но, мне не противен старлей в его воспоминаниях, человеческое
неокультуренное существо, попавшее в мясорубку, часто скатывается до
первобытных инстинктов, но подавая подобную информацию, надо
подталкивать читателя к осмыслению этой реальной проблемы и не ставить
его перед голым фактом.

P.S. В одном интервью Ролана Быкова спросили:
-Как вы, такой добрый человек, смогли так убедительно играть злодея?
Он ответил:
-... во мне есть и злодей...

Автор: Александр Куликов | Дата: 2012-02-06 15:26:02
http://kinobanda.net/film/3708/

В этом фильме Петра Ефимовича Тодоровского все это художественно осмысляется. Тодоровский как раз сказал об этом. как ранее о другом фрагменте обратной стороны медали в фильме "Анкор, еще анкор!"

Автор: Виталий Айриян | Дата: 2012-02-07 13:22:35
Ольга, не думаю. что Вы сильно правы, когда говорите ветерану - как и о чем ему писать о войне. Вряд ли такую возможность Вам дает даже звание архивиста 1 категории. Я бы лично на себя такую ответственность не взял - не имею на это морального права. Если Вам по нраву история ВОВ парадная, прилизанная и кастрированная, то, увы, ни для кого не является секретом, что была и другая война.
Например, по официальной версии историографов, взятие Берлина является выдающейся операцией Красной Армии. На деле же лишь один ее эпизод - взятие Зееловских высот - самая позорная страница в истории мировых войн по числу бессмысленных потерь итд. Не все так однозначно, как нам хотелось бы.
Глупо отрицать факт массовых изнасилований и убийств мирного населения во время такой глобальной войны, как это не печально. Это уже реплика моим землякам - Юрию и Александру. Не верите Рабичеву и многочисленным свидетельствам - поверьте хотя бы авторитету Астафьева, тоже, кстати, молоденького связиста в бытность на войне. Во все века победители насиловали побежденных. Вспомните и то, что первыми входили в города и села, зачастую, штрафные роты, собранные из взрослых мужчин, имевших сроки и не привыкших к сдерживанию любых инстинктов или соблюдению условностей. Даже в локальных конфликтах новейшей истории было огромное число изнасилований - вспомним хотя бы то, что знаем наверное - бакинские события и карабахскую войну. То, что женщины не сообщали об этом - разве это не естественно? У войны ведь совершенно другая логика, где изнасилование - ничто по сравнению с угрозой смерти, твоей или твоих близких. Это не приставание в лифте в мирное время. И молчали, и терпели. Кому жаловаться?
А я верю старику. Ведь его, как и Астафьева, и Бондарева итд это шокировало именно потому, что они были безусыми юнцами и, по большому счету, девственниками. Так что психологически все описано верно и прадиво. Позорная страница? Безусловно. Бросает тень на наших отцов и дедов? Без всякого сомнения. Надо ли писать об этом? Обязательно. Именно о войне надо писать все. Абсолютно все. Потому как по большому счету любая война - это не просто преступление, а совокупность огромного числа преступлений. И о любом из них надо говорить во всех нелицеприятных подробностях. Может быть именно шок от этой грязи на войне и сподвигнет кого-то остановиться, чего не происходит в случае безудержной героизации этого массового безумия.
С уважением, ВА

Автор: Ольга Ильницкая | Дата: 2012-02-07 16:57:35
Виталий Айриян:
- Ольга, не думаю. что Вы сильно правы, когда говорите ветерану - как и о чем ему писать о войне.

ИльОль:
- Думаю, что ветерану-автору могу сказать свое мнение, как коллега коллеге :).И вообще кому угодно. Но иногда умнее промолчать, это верно.

Виталий Айриян:
- Вряд ли такую возможность Вам дает даже звание архивиста 1 категории.

ИльОль:
- Неправильно думаете. Если это произодственная экспертиза - еще как дает! Но это не была производственная беседа , это был личный разговор друзей-коллег. Тем более - еще как дает право, потому что в личных отношениях право берут. И я взяла. А дружба мне такое право еще и (тоже) дает-:) И автор (он же - ветеран) такое право за мной подразумевал.

Виталий Айриян:
- Я бы лично на себя такую ответственность не взял - не имею на это морального права.
ИльОль:
- Правильно понимаете. Просто почувствуйте разницу - у меня моральное право есть, даже справка есть:)(это я иронизирую, чтоб не было двоечтений:), объясняющая разницу вникания в такого рода материалов просто читателем, и профи-читателем (если моя профессия - публиковать исторические документы), аХа? Мемуаристика - особый жанр литературы, не даром существует крылатое выражение: "врет как очевидец". Вы согласны с этим? Но мы не про "врет", ст.лейтенант рассказывает правду, мы про именно моральный аспект автора.
Вы ведь знаете, что сейчас открыты архивные фонды, но и понимаете, что все равно - не все открыты для общего пользования? А почему - понимаете? Могу объяснить - на самом деле получить можно многие документы, если есть необхдимость, и ее пользователь должен письменно подтвердить документами либо своего научного совета, либо издателя. А просто любопытствующему читателю с улицы откажут. И правильно. ИМХО.

Виталий Айриян:
- Если Вам по нраву история ВОВ парадная, прилизанная и кастрированная, то, увы, ни для кого не является секретом, что была и другая война.
Например, по официальной версии историографов, взятие Берлина является выдающейся операцией Красной Армии. На деле же лишь один ее эпизод - взятие Зееловских высот - самая позорная страница в истории мировых войн по числу бессмысленных потерь итд. Не все так однозначно, как нам хотелось бы.

ИльОль:
- Спасибо, что Вы мне это объяснили. Нет, я конечно историк советской школы, но, знаете, это не самая плоха школа. И историки у нас не все с деформированными мозгами и совестью. Я не о советской идеологии, я о науке советского периода и специалистах-историках). Вы уверены, что в последнем абзаце свого поста выбрали верный тон разговора со мной? Повод на такой тон своими публикациями (этой темы, и вообще, в принципе)разве я Вам давала? Давайте считать, что Вы погорячились:).

Со всем моим почтением и уважением,
ИльОль
Previous post Next post
Up