Самое время, наконец, отвлечься от всего и написать подробно и с фотографиями об этом историческом событии.
Итак, что? Международная конференция "Документальный театр - возрождение или изобретение?"
Где? Университет Нанси-2, Нанси, Лотарингия, Франция.
Когда? 10-12 октября.
(На фото - Пляс Станислас).
Организаторы: Люси Кемф, Таня Могилевская
Кто? 25 участников, из разных стран. Российские участники: Михаил Угаров, Елена Гремина, Ильмира Болотян, а также театр из Комсомольска-на-Амуре "КнАм": Татьяна Фролова, Дмитрий Бочаров и Владимир Дмитриев.
Это был редкий семинар, объединяющий ученых и практиков. В России эту линию стараются выдержать в Самаре, на научно-практических семинарах, проводимых сестрами Журчевыми (в рамках конференции всегда проходят читки, просмотры). Отличие французского коллоквиума в том, что практики здесь выступали не в свойственной им роли, а именно - читали доклады, оформляли свой опыт, теоретизировали его по возможности. Подобный подход способствовал взаимному пониманию и выработке инструментария для анализа такого неоднозначного явления, как документальный театр.
Каждый день был посвящен определенному аспекту исследований.
Первый - природе документа в чистом виде и на сцене.
Второй - объективности документального театра.
Третий - проблеме определения документального театра в современном контексте.
Выступления ученых и практиков из разных стран о разных документальных практиках помогли выявить основную черту современного документального театра: в каком бы контексте он ни существовал, его основная интенция - взаимодействие со зрителем посредством документа и либо активное изменение его "картины мира" (театр "КнАм", например, использует приемы НЛП на своих спектаклях), либо сознательное отстранение, погружение зрителя в противоположные позиции, побуждающие его сделать выбор ("позиция ноль" московского "Театра.doc").
Для себя отметила и особенности западного анализа и описания документального театра. Обязательно указывается социокультурный/психотерапевтический эффект того или иного спектакля. Текст практически никогда не рассматривается отдельно от постановки (что противоречит, например, традиционной российской филологической школе). Исследователь практически проводит работу социолога и психолога, наблюдая за зрителями и практиками. Не исключаю, что часто он основывает свои выводы на собственных впечатлениях от постановки.
Объективно ли это? Да. Основывать свои суждения о современном искусстве только на критических отзывах других разве не менее объективно? Собственный опыт исследователя, его существование в определенном контексте и взаимодействие с предметом искусства "здесь и сейчас" - это все, что у него есть объективного.
В этом случае разделение между теоретиками и практиками снимается, потому что они, наконец, встречаются в едином поле - пространстве рефлексии собственного опыта и едином культурном контексте.
Программа под катом.
Понедельник, 10 октября
«Какие документы для какой правды?»
Европа (Польша, Франция) и США
Сеанс 1. Ведущая: Мари Пекорари (Университет Париж 4-Сорбонна)
10.45 Иоанна Островска (Университет Адама Мицкевича, Познань) : «Театр, ориентированный на город» как особая форма документального театра».
11.15 Жулиус Тышка (Университет Адама Мицкевича, Познань) : «Свидетельство, воспоминание, переработка и постановка на сцене».
Сеанс 2. Ведущая: Люси Кемф (Университет Нанси-2)
14.15 Агнешка Шмидт (Университет Нанси-2) : «Слова, гарантированные реальностью?
О разрыве между реальностью и ее репрезентацией в спектакле «Реквием по Сребренице» Оливье Пи».
14.45 Мари Пекорари (Университет Париж 4-Сорбонна): «Голая правда: стирание технологии в современном американском документальном театре».
15.45 Янник Хоффер (Университет Нанси-2) : «Корейцы (2006) Балаша Гера (Balasz Gera) и Филиппа Жильбера ( Philippe Gilbert): множественные истины».
16.15 Марион Будье (Университет Лиль 3): «Почти документальные" драматурги : тень документальных практик в театре Ларса Норена и Жоэля Поммра»
***************************************************************************
«Путь интимного свидетельства, между объективностью и субъективностью. В фокусе - российский опыт»
Сеанс 3. Ведущая: Таня Могилевская (Доктор Новой Сорбонны-Париж 3)
9.30 Ильмира Болотян (Театральный критик, кандидат филологических наук, Москва): «Авторское присутствие в российской документальной драматургии вербатим»
10.10 Михаил Угаров (драматург, худ рук Театра.док, Москва): "Ноль позиция в документальном театре: пресечение манипуляции".
11.15 Татьяна Фролова (режиссер, худ рук Театра КНАМ, Комсомольск на Амуре): «Процесс коллективного поиска, вовлекающий зрителя».
***
15.30: Круглый стол в Театре НЕСТ в Тионвиль
«Документальные практики в театре. Слово практикам»
Модератор : Кристоф Трио (университет Париж 8-Дидро; драматург Театра НЕСТ)
Участники : Дмитрий Бочаров (Театр КНАМ); Елена Гремина( Театр.док), Николя Бонно (Театр НЕСТ), Кристин Керцель (компания ЭХО)
***
20.00 - «Случай из жизни (В поисках Жака Б.)». Спектакль Николя Бонно. Деревянный театр Тионвилля.
**********************************************************************
Среда, 12 октября
«Свидетель как материал: необходимость нового определения для документального театра»
Сеанс 4. Ведущий: Кристоф Трио (Университет Париж 7- Дидро)
9.30 Катрин -Жюли Зенкер (режиссер и аспирант Унверситета Прованса Экс Марсель 1): «Между высказыванием и опытом: функция актера в работах Питера Вайса и компании Римини протокол».
10.00 Анисса Капелюш (аспирант Университета Париж 3) : «О зрительском опыте в современном документальном театре».
11.00 Жереми Мают (аспирант Университет Реймса): «Попытка дать определение понятию "театр-свидетельство", наследнику "документального театра».
11.30 Виржини Бас (режиссер, комп.198 os, Тулуза) : «За театр примирения».
***
Сеанс 5: Ведущий Янник Хоффер (Университет Нанси 2)
14.00 Люси Кемпф (Университет Нанси-2): «Появление техники вербатим в английском театре Ройял Корт».
14.30 Алисон Форсайт (Aberystzyth University, Англия):
15.00 Дерек Пажет (Университет Reading, Англия) : Английская документальная драма на сцене и экране в начале нового тысячелетия».
16.00 Заключительное слово: Люси Кемф и Таня Могилевская