Впечатляет фактическое тождество пяти гипотез открытого платонизма с исторической картиной развития psyche, данной К.Юнгом. Столь полное соответствие между историей psyche и названными гипотезами трудно назвать случайным. Что же лежит в основе этого совпадения?
Прежде всего, конечно, следует понимать, что К.Юнг был знаком с трудами средневековых неоплатоников и алхимиков. В частности, в [8] упоминается о харранитовском «Трактате о Платоновой тетралогии», латинское название которого: «Liber Platonis quartorum». Её автор установил четыре ряда соответствий, каждое содержащее по четыре «книги» «в помощь исследователю»:
I
II
III
IV
1. De opere naturalium (О работе с природными вещами)
Elementum aquae
1 1. Naturae compositae (Смешение образов, сущностей)
1. Sensus (Чувства)
2. Exaltatio divisionis naturae (Акцент на /или экзальтации - разделении природы)
2. Elementum terrae
2 2. Naturae discretae (Различение образов сущностей)
3. Discreptio intellectualis (Интеллектуальное различение)
3. Exaltatio animae (Акцент на/или экзальтации - душе.)
3. Elementum aeris
3 3. Simplicia
3. Ratio (Разум)
4. Exaltatio intellectualis (Акцент на/или экзальтации - разделении интеллекта)
4. Elementum ignis
4 4. Aetheris simplicioris (Вещи, относящиеся к истинному эфиру)
4. Res quam concludunt hi effectus pracedentes (Состояния, включающие предшествующие действия)
Таблица 1
Речь идёт об opus magnum, тайном Делании алхимиков, целью которого было получение lapis philosophorum. Четыре элемента символизируют собой четыре стихии, последовательное приобщение к которым ведёт алхимика к высокой цели. Не будет лишним сопоставить эту таблицу с диаграммами 1 и 2. Поскольку речь идёт именно о Делании (то есть о процессе, а не о результате), то строки таблицы (числом 4) естественно отвечают переходам от предшествующего уровня к следующему (тоже числом 4) между соседними стадиями развития psyche
5. Эта таблица совершенно соответствует диаграммам 1, 2.
Конечно, формулируя свою версию истории развития psyche, К.Юнг опирался на труды средневековых алхимиков, наука которых испытала явное влияние неоплатонизма.
6 Он интерпретировал интуитивные истины алхимиков с точки зрения психологии и увидел в стадиях opus magnum реализацию жизненного принципа psyche. В этом смысле не стоит удивляться тому совпадению, которое возникает при совмещении истории психического, как его видит К.Юнг и неоплатонического логоса. Удивительное заключается в естественности и простоте гипотез К.Юнга. Кроме того, его гипотезы хорошо обоснованы.
Вернёмся к диаграмме 1. Пять гипотез являются результатом проекции бессознательного, но не следует думать, что гипотезы служат лишь бессознательным отражением исторического пути развития psyche
7, поскольку трансформация психики в свою очередь обусловлена некоторым внеположенным сознанию психическим фактором. Речь идёт о психическом факторе, названном К.Юнгом архетипом. Гипотеза об архетипе нашла своё подтверждение в психотерапевтической практике и сравнительной мифологии. «Архетип в себе есть некий не представимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в некоторый момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определённые фигуры. Где бы он ни появлялся, он обладает неодолимой, принуждающей силой, идущей из бессознательного, и там, где действие архетипа осознаётся, его отличительной чертой является нуминозность. Мы никогда не имеем дело с какой-то выдумкой...» [9]. История psyche в значительной степени обусловлена проявлением архетипов, действующих в глубинах психики, и в этом смысле является их развёрнутой во времени и пространстве исторической проекцией. Дерево смыслов (диаграмма 1) является иероглифом этого внутреннего психического процесса, его иерархически организованным логосом, направленным на преобразование человека.
В современной психологии принято представление, согласно которому онтогенез в основных своих чертах повторяет филогенез. В своём индивидуальном развитии человек проходит все стадии развития человечества: рождаясь существом бессознательным, он 1) обретает способность идентифицировать себя, потом 2) начинает различать хорошее и дурное, постепенно 3) научается использовать свой ум и 4) устремляется к высотам смысла в поисках своей человеческой целостности
8. Главным итогом этого иерархически организованного процесса развития является сам человек, рассматриваемый во всей полноте его жизни. Четырём ступеням онтогенеза psyche в алхимии символически соответствует приобщение к одной из четырёх стихий: воды, земли, воздуха и огня. «Четыре суть элемента, что в наилучшей пропорции составляют философского человека, то есть совершенный эликсир человеческий.» [10]. Таким образом, диаграмма 1 является ничем иным как сакральным символом человека.
9 Мы воспринимаем явления на уровне перцепции, сознаём их на уровне апперцепции. Всё психически проявленное многообразие мира во всей его целостности является полем сознания. Центром и субъектом всех актов сознания является комплекс эго, иначе «я». «Теоретически зафиксировать границы поля сознания нельзя, поскольку оно может расширяться безгранично. Но эмпирически его границы всегда задаются областью неизвестного. Последнее состоит из всего того, о чём нет знания, и что, следовательно, никак не соотносится с «я» как центом поля сознания. Неизвестное делится на две группы объектов: чувственно воспринимаемые внешние явления и непосредственно переживаемые внутренние факторы. Первая группа репрезентирует неизвестное как окружающий мир, вторая - как мир внутренний. Сфера этого последнего и называется бессознательным.» [7]. Всё неизвестное выступает в отношении сознания в качестве иного. Психически проявленное иное, пребывающее в поле сознания, является репрезентацией единого и иного, выступая в виде тождества того и другого в рамках психического. Иное, манифестирующее себя как внешний мир, в лучшем случае может рассматриваться сознанием как некоторая проблема, подлежащая решению, но не как противоположное сознанию явление. В качестве противоположности сознанию выступает бессознательное: его деятельность организована таким образом, чтобы препятствовать сознанию в его односторонних установках. Поэтому если сознание выступает в категории единого, то именно бессознательное должно быть квалифицировано как многое. Такая точка зрения не противоречит представлению о бессознательном. Бессознательное - это prima materia психического, сотканное из противоречий, само себя порождающее и уничтожающее бытие. Его символ - змея, пожирающая свой хвост. Это море смысла, рождающее из своих глубин древние образы. Там, в глубинах psyche, на границе сознания бьётся та тонкая изменчивая линия, которая служит живым источником становления человека.
Ситуация сознания и бессознательного служит содержательной иллюстрацией общего принципа взаимодействия единого и многого.
10 Будучи противоположностями, они составляют целостность психики. В каждый момент сознание констатирует своё единство, но при этом изменяется. Не являясь самотождественным, сознание сохраняет своё единство. Следовательно, единство сознания, его έ΄ν, является не сущностью (essentia), но модусом (modus)
11. То же касается и πολλά. Поэтому можно предположить, что на диаграмме 1 έ΄ν и πολλά - это модусы явлений как они существуют в психическом.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
ВЕРНУТЬСЯ К ПРЕДЫДУЩЕЙ ЧАСТИ________________________________________
1 Первичная материя, стихия воды (лат.)
2 Первичная материя, стихия земли (лат.)
3 Первичная материя, стихия воздуха (лат.)
4 Первичная материя, стихия огня (лат.)
5 Или промежуткам между гипотезами. Эти промежутки отмечены вертикальными отрезками.
6 Впрочем, здесь скорее уместно говорить о взаимопроникновении и взаимном влиянии христианства, алхимии и неоплатонизма.
7 Хотя в известной степени это, видимо, так.
8 Если в наше время стремление к высоким целям выглядит нелепо, тем хуже для нашего времени.
9 Недаром дерево - символ человека.
10 Это ситуация, когда частный случай по существу равен всей теории.
11 Способ существования.
ИСТОЧНИКИ
8. Юнг К.Г. Психология и алхимия
9. Юнг К.Г. Ответ Иову. Канон+, ОИ «Реабилитация», М.:2001, С 384
10 Юнг К.Г. Философское древо.