Учить или учиться? Урок №3

Oct 22, 2010 09:04


Не можешь? Научим? Не хочешь? Заставим!!!

Школьная реформа в анкетах эстонских социологов.

Окончание

Начало читайте здесь и здесь

По заказу Министерства образования и науки было подготовлено и передано министру исследование «Готовность школ с русским языком обучения к переходу на эстоноязычное гимназическое образование». В предыдущих пОстах мы уже писали, что многочисленность важных факторов, влияющих на эффективность школьной реформы, делает последнюю чрезвычайно чувствительной к многочисленным внешним условиям. По самооценкам учителей и гимназистов, лишь треть педагогов и еще меньше школьников хорошо владеют эстонским языком, т.е. на достаточном для работы и учебы в гимназии уровне. Среди гимназистов более высока мотивация учить английский язык. Девять из десяти старших школьников уверены, что именно английский язык им «нужен» и «очень нужен». Мотивация изучать эстонский язык тоже высока, но существенно уступает английскому.

Учителя, будучи людьми профессионально и житейски очень опытными, не испытывают иллюзий насчет последствий ускоренного перевода в гимназиях учебной работы на эстонский язык. Последствия, по их мнению, будут преимущественно негативными. По крайней мере, учителя ожидают именно такого развития событий

Дарвинизм в действии

Возможные последствия перевода обучения на эстонский язык, по мнению учителей, даны в процентах от общего числа ответивших на вопросы анкеты (можно было дать несколько ответов):




• Улучшится знание эстонского языка у выпускников- 84%
• Ухудшится знание учебных предметов - 79%
• Возрастет отток в ПТУ - 75%
• Возрастет обучение за границей - 75%
• Больше будут поступать в эстонские университеты - 71%
• Ухудшится знание русского языка - 71%
• Чаще будут бросать учебу - 71%
• Ухудшатся результаты государственных экзаменов - 63%
• Возрастет общественная активность молодежи - 58%
• Уменьшится межнациональная напряженность - 43%
• Возрастет межнациональная напряженность - 35%
• Улучшится знание учебных предметов - 34%
• Возрастет приток в эстонские гимназии - 30%
• Улучшатся результаты государственных экзаменов - 29%

На аналогичный вопрос гимназисты ответили по детски оптимистично. Но в принципе, подростки оценивают возможные последствия эстонизации гимназий примерно так же, как и их учителя:




• Увеличится учеба за границей - 77%
• Улучшится знание эстонского языка у закончивших школу -74%
• Больше будут поступать в ПТУ -68%
• Чаще будут бросать учебу -65%
• Больше будет поступить в эстонские университеты -62%
• Ухудшатся результаты государственных экзаменов -58%
• Ухудшится знание учебных предметов -50%
• Ухудшится владение русским языком -45%
• Увеличится напряженность межнациональных (русско-эстонских) отношений -44%
• Улучшится знание учебных предметов -41%
• Повысится общественная активность молодежи -37%
• Улучшаться результаты государственных экзаменов -33%
• Уменьшится межнациональная напряженность -29%
• Возрастет приток в эстонские гимназии -29%

Итак, учителя и ученики солидарны в том, что эстонский язык все будут знать лучше. Но учебные предметы, такие как математика, история, биология, физика и т.д. усваиваться будут хуже. Существенно возрастет учебная нагрузка и упадет успеваемость в т.ч. и результаты государственных экзаменов. Как, в этом случае, может вырасти возможность поступления в эстонские ВУЗы для меня остается загадкой. Возможно, вырастет поступление на платное обучение на вузовские специальности, преподающиеся на эстонском. Это только в том случае, если будет чем платить. Но скорее, чаще русские молодые люди будут бросать учебу, получать профессии рабочие или специальности обслуживающего персонала. И педагоги, и ученики видят выход еще и в том, чтобы получать образование за рубежом.

Идеальная гимназия

В поисках идеальной гимназии русские школьники могут забраться далеко. Свыше десяти лет русским школьникам внушалась мысль о необходимости и неизбежности гимназической и школьной реформы. Раз за разом опросы показывали, что дети выступают за обучение на эстонском языке. Ответ всегда зависит от заданного вопроса. На этот раз социологи предложили гимназистам выбрать идеальную, с их точки зрения, модель гимназии.

Идеальная гимназия оказалась совсем не похожа на предложенную министерством модель, в которой русские дети учатся в отдельных специальных гимназиях, в которых 60% учебной нагрузки на эстонском языке. Русский учитель русским детям о русском ученом Д.И.Менделееве рассказывает на скованном эстонском языке с хорошо уловимым псковским акцентом. Вот такая вот министерская модель.




Гимназисты же предпочитают совсем другое:

• Лучше всего - школа с английским языком обучения на базе языка эстонского. «Может быть» и «непременно» ответили - 81% опрошенных
• Гимназия, где 2-3 предмета преподаются на эстонском - 79%
• Русская гимназия (эстонский преподается, как иностранный) - 76%
• Хуже всего - предложенная модель. Её так или иначе поддержали - 23%
• Даже Эстонская гимназия с настоящими педагогами-эстонцами и эстонцами-гимназистами устроила бы 31% русских старшеклассников.

Не стали бы учиться «ни за что» или «трудно сказать»:

• В школе по предложенной модели - 77%
• В гимназии на эстонском языке, но для русских -73%
• В эстонской гимназии -71%
• В русской гимназии - 23%
• В англоязычной школе - 19%

Прощай родимый город

После окончания школы, как водится, гимназисты мечтают о Вузах, путешествиях, о поисках достойной работы и т.д. Но вот что примечательно, если говорить не о планах, а только о желаниях, то 40% гимназистов после окончания реформированной школы хотели бы покинуть Эстонию. В других недавних исследованиях, где измерялись не мечты, а практические действия - каждый десятый молодой русский житель Эстонии уже реально готовился оставить суровую родину.

русская школа, образование

Previous post Next post
Up