Оригинал взят у
assalam786 в
ТРОГОАВТОЭГОКРАТ, ИЛИ ВЗАИМНОЕ ПИТАНИЕ ВСЕГО СУЩЕГОЯ буду рожден, и я буду порождать. Аминь!
Я буду есть, и я буду пищей. Аминь!
(гимн Иисуса из новозаветного апокрифа «Деяния Иоанна»)
При обсуждении предыдущей
темы о тонких субстанциях, которые человек может вырабатывать, таким образом выплачивая свой долг перед Творцом, у Собеседника возник вопрос: «Каким образом данный долг образовался, и почему именно в форме питания его нужно отдавать»?
Как и обещала, посвящаю данной теме отдельную заметку.
Ответ на Ваш вопрос содержится в концепции «взаимного поддержания» или «взаимного питания», отголоски которой можно обнаружить в древнейших шумерских и зороастрийских источниках (подробнее о них - в книге
Дж.Беннетта).
Хотя впоследствии эта идея исчезла из доминирующих идеологий, она сохранялась тайными сообществами Центральной Азии, одним из которых было уже известное нам суфийское
братство Сармун. Через Георгия Гурджиева, который, судя по всему, имел контакты с Сармунским братством, а также через его учеников - Петра Успенского, Джона Беннетта и Бориса Муравьева - данная концепция в 20-м веке, спустя сто поколений после своего появления, вновь получила распространение в западной мысли.
В чем же заключается идея взаимного поддержания всего существующего?
Все, что есть в космосе, нуждается в энергии, в пище. B условиях закрытой самоуравновешивающейся системы, которую представляет из себя Вселенная, питание существ внутри нее может быть построено только в форме циклической системы взаимного обмена. Гурджиев дал космическому обмену веществ одно из своих непроизносимых названий "Трогоавтоэгократ", или "поддерживаю свое существование, питаясь самим собой" (составлено из греческих слов трого -"я ем"; авто - "себя"; эго - "я"; крат, от кратизо - "поддерживаю"). Ни один продукт космического обмена веществ не теряется всуе, результатом любого процесса питается какой-то класс существ.
Как писал Успенский в книге «В поисках чудесного», «каждый вид существ, каждая степень бытия определяется тем, что служит пищей дaнному виду существ, или бытию данного уровня, и тем, для чего они сами служат пищей, ибо в космическом порядке каждый класс существ питается определенным классом низших существ, и сам является пищей для определенного класса высших существ».
В общем, к избитому каламбуру «я есть то, что я ем», можно смело добавить «скажи мне, кто тебя ест, и я скажу, кто ты».
В главе 16 своей книги Успенский приводит диаграмму Гурджиева, называемую им "диаграммой всего живого" в виде лестницы из одиннадцати квадратов:
Я не буду ее подробно рассматривать здесь, поскольку объяснение есть в самой книге - диаграмма интересует нас как общая иллюстрация сказанного выше.
Вкратце, каждый квадрат схемы обозначает определенный класс существ и уровень бытия. Каждый из классов существ получает питание от категорий, находящихся на ступень ниже, в то время как вырабатываемые им субстанции, в свою очередь, дают пищу классам существ, стоящих ступенью выше на эволюционной лестнице.
Место человека находится в седьмом квадрате снизу.
(Следует заметить, что по этому поводу мнения учеников Гурджиева расходятся. Борис Муравьев, например, в своей работе "Гнозис" приводит несколько иную версию схемы - там между позвоночными и ангелами находится не просто человек, а cверхчеловек, преображенный Работой. Обычному же человеку Муравьев отвел место в квадрате с позвоночными животными. Если принимать во внимание "оживленность" субстанций, производимых каждым классом, которая обозначенa цифрами в кружках, мнение Муравьева мне кажется вполне обоснованным).
Данная схема несовершенна, но она, несомненно, отражает важную идею, присутствующую в различных учениях герметического корня, в том числе некоторые суфийские идеи. Мне доводилось встречать по сути похожую схему Руми, в которой существа были разделены на классы - минералы, растения, животные, человек и ангелы, а идея о об эволюции как о повышении вибраций отражена в его знаменитой поэме:
Я умер камнем и стал растением,
умер растением и стал животным,
а теперь стал человеком.
Однажды я умру человеком и стану существом Света, Ангелом из снов.
Но Путь поведет меня дальше.
Все исчезнет, кроме Бога.
Я стану чем-то невиданным и неслыханным -
стану звездою звезд, вечно сияющей над рождением и смертью.
Похожая идея повышения "оживленности вибраций" вверх по эволюционной лестнице встречается и у великого суфия Ибн-Араби:
Бог спит в камне, сновидит в растении, шевелится в животном и пробуждается в человеке.
Только вот... до конца ли пробуждается?
*****
Во время предыдущего обсуждения Собеседник также задал вопрос: Если мы предназначены для питания ангелов, тогда что символизируют такие литургические ритуалы, как поедание тела Христова во время Евхаристии? Не осуществляется ли также обратный обмен?
Да, такой обмен также осуществляется. Природа Трогоавтоэгократа такова, что в нем постоянно должны происходить взаимодействия между энергиями различных уровней. Передвижение энергий вверх и вниз на шкале вибраций называется соответственно эволюцией и инволюцией. В сущности, все эволюционные и инволюционные процессы задуманы таким образом, что они дополняют друг друга. Для того чтобы эти процессы могли протекать, необходимы механизмы воздействия энергий различных видов друг на друга.
Kаждая нисходящая oктавa (как, например, символизированное ритуалом Евхаристии нисхождение благодати) автоматически порождает другую октаву той же шкалы, но уже восходящую. Таков общий закон, одно из следствий принципа Равновесия.
Об этом хорошо написано у Бориса Муравьева:
Питание растений, животных и людей задуманo и происходит в соответствии с различными видами циклов. Люди и животные вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ; растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Люди и животные питаются растениями; с другой стороны, отходы их жизнедеятельности служат пищей для растений. Во всех этих случаях (как и во многих других) мы находимся в средоточии действия, в котором сочетаются в идеальном равновесии октавы восходящая и нисходящая; действия, превосходно уравновешенного в своей совокупности. […]
В различных областях и на различных планах - физическом, психическом или моральном - можно найти бесчисленное множество других примеров сбалансированного взаимодействия октав, причем порождаемые в соответствии с ними и в их пределах движения не имеют, конечно, никакого отношения к кармическому механизму - ответных реакций.
Как мы уже убедились, данный механизм функционирует как циркуляция взаимокомпенсирующих энергии по всей протяженности Луча Творения. (“Гнозис”. Том I, глава 14)
Если мы попробуем перенести приведенный пример с растительным и животным миром на взаимодействие миров людей и ангелов, мы не очень сильно ошибемся с аналогией....
*****
Представление человечества о себе как о вершине пищевой цепи, сложившееся в результате слепого антропоцентризма ("я создан себе на счастье и никому ничего не должен") - заблуждение, приведшее к тому плачевному положению, в котором мы сейчас находимся как вид. Будучи неисправимым оптимистом, я лично считаю, что мы можем измениться. Однако, чтобы начать изменяться, мы должны хотя бы признать, что что-то не в порядке... поэтому завершу словами Вельзевула своему внуку из книги Гурджиева:
Если бы эти твои любимцы [люди Земли] хотя бы как следует поразмыслили над этим и честно служили Природе в этом отношении, то, возможно, их бытийное самосовершенствование, как следствие, не происходило бы автоматически, даже без участияих сознания, и, во всяком случае, бедной Природе их злосчастной планеты тоже не пришлось бы "надрываться", приспосабливая Себя так, чтобы остаться в пределах общекосмической гармонии. Но, к несчастью для всего сущего в Мегалокосмосе, у твоих любимцев нет честности даже в отношении выполнения своего долга по отношению к Природе...