Предыдущие посты по этой теме смотрите по тегу
Айрис Мердок Элиас Канетти. 1952-1956. Часть 5
546. А.М. писала в «Отрубленной голове»: «все, кто умеют освобождать людей, в равной мере способны их порабощать». Она знала, о чем говорила. В одном из писем Дэвиду Хиксу Айрис призналась в своем «глубоком и неразумном стремлении подчиняться, быть в чьей-то власти» и одновременно - в «в диком и радостном нежелании быть легко покоренной». И кто как не Канетти реализовывал эти фантазии?
547. 8 февраля 1953 года А.М. писала в дневнике, как он «жестко зажимает меня между колен,
хватает за волосы и ожесточенно запрокидывает назад мою голову. Его сила. Он подчиняет меня себе полностью. Только такое интеллектуальное и моральное господство может овладеть мной».
548. В дневнике А.М. присутствует несколько интимных сцен с Канетти, который предпочитал заниматься любовью в кресле. Подобные дневниковые описания были вообще-то весьма нетипичны для А.М.: «Почему я вдруг пишу об этом? Я никогда не делала этого раньше». Даже по ее богемным меркам такое поведение казалось довольно странным самой А.М., к тому же она пользовалась успехом у Везы (см.
факт 518), которая гостеприимно привечала ее в своем доме и часто готовила для троих. Веза всегда враждовала с Фридль (другой любовницей Канетти - см.
факт 521), но с Айрис прекрасно ладила.
549. Садо-мазохистская связь с Канетти словно наполняла Айрис электрическими зарядами. Она воспринимала его как Зевса, или как «огромного, восхитительного зверя». Запись в дневнике 24 марта 1953:
«Для меня К. наполнен всеми возможными мифологическими смыслами. И он выходит за рамки моего понимания. Он неистов физически, никогда не бывает бесшумен. Он овладевает мной быстро, внезапно, в одно мгновение и целует меня непрерывно и бешено тянет меня за волосы, закидывая назад мою голову. Здесь нет нежных, тихих пауз, как у нас было с Францем. Когда мы кончаем, то не лежим рядом, а рассматриваем друг друга с видом довольства и враждебности. Он ангел-демон, ужасный в своей отчужденности и в таинстве своих страданий».(с)
550. 30 марта А.М. писала: «Мне иногда кажется, что К. не верит ни одному моему слову. Но люди и не обязаны с готовностью верить мне. Многое из того, что я говорю, не есть правда».(с)
551. Отмечая свою ущербность в отношениях с Канетти, А.М. не слишком резко осуждала склонность к мазохизму: она видела в этом один из аспектов добродетели (не зря же герой «Черного Принца» заявляет: «Конечно, Шекспир был мазохистом»). Но Канетти производил впечатление человека, который всегда, в любой момент сохранял все преимущества за собой. Не удивительно, что Айрис, которая в связях с другими мужчинами, ощущала себя изящной и легкой, с Канетти казалась себе неуклюжей кретинкой.
Предыдущий пост об Айрис Мердок Продолжение Про "обратную сторону медали", т.е. о воспоминаниях Канетти об интимной связи с А.М.,
читайте в следующем посте.
Факты заимствованы из биографии Айрис Мердок, написанной английским автором Питером Конради (Peter J. Conradi, Iris - A Life, HarperCollinsPublishers, Great Britain, 2001). Обработка Ильфы Сидорофф ( (c) Ilfa Sidoroff, 2011-2012). Копирование вышеизложенного текста и других материалов из этого блога с указанием соответствующей ссылки - приветствуется.