Юрий Санберг
Люди любят бросать вызов небесам. Небеса мстят - со времен строительства Вавилонской башни. С тех пор отношение к небоскребам сложноватое. Кто-то заботится о линии горизонта, кого-то душит социальная злоба. Но карабкаться вверх никому не запретишь. Ни биржевым индексам, ни стоимости фьючерсов нефти. Потому-то и растут этажи, возводимые девелоперами. И именно там, где вавилонское многоязычье, в мегаполисах. Скребут небо острые шпили крыш. Некогда вслушиваться в бормотание экономистов про замедление экономики. И уж тем более горестные и невнятные рассусоливания культурологов.
Только что здание "Бурж Дубай" (Burj Dubai) стало самым высоким отдельно стоящим сооружением на земле. И международный консорциум продолжает его строить.
Москва не Арабские Эмираты, но нефтяное благополучие сказывается. "Высотное кольцо" Москвы к 2015 году станет состоять, похоже, из двухсот зданий. При этом оно получит очевидную доминанту в Сити, где к башням "Города столиц", которые достраивает "Капитал Групп", добавляются 612-метровая башня "Москва" (самая высокая в Европе), башня "Федерация", фирменная "Миракс-Плаза". И вот уже сегодня Сергей Полонский и Mirax Group объявили о готовности возвести "яйцо", чем-то напоминающее, как утверждают архитекторы, яйцевидную (или огуречно-подобную) башню Норманна Фостера в Лондоне. Следует вспомнить про скандальную "кукурузину" в Питере (газпромовский "Охта-центр"), целесообразность строительства которой недавно подвергла сомнению ее ярый сторонник - губернатор Валентина Матвиенко: дескать, необходимость присутствия небоскреба в городе еще требуется обсудить. Понятно, выборы предъявляют особые требования к риторике. Но слова не очень-то сильно мешают строительству - в своем ЖЖ известный публицист Дмитрий Губин, ссылаясь на свои источники, утверждает: еще не готова документация, а работы по нулевому циклу идут вовсю.
Строить небоскребы - догонять весь мир. При этом именно гастарбайтеры - основа отечественной строительной индустрии. Эксплуатировать небоскреб еще труднее, опыт у отечественных управляющих компаний отсутствует. С проектированием - беда. Щербинские громыхающие лифты поднимают человека на семнадцатый этаж так, как будто его тащат на веревке, переброшенной через блок. Удивительно, но в своих домах элита становится чрезвычайно незащищенной. Пожарных лестниц на автомобильном ходу, достающих до верхних этажей, недостаточно. Да и через московские пробки пробиваться тяжелым машинам непросто. Легких спасательных вертолетов, способных снять с крыши жителей в случае ЧП, - тоже. Вертолетные площадки на небоскребах по большей части и не проектируют вовсе - хотя бы потому, что все равно над Москвой летать нельзя. СНИПы, техрегламенты под высотное строительство ждут своего часа уже не первое десятилетие. А бизнес по-русски столько ждать не может: элитный комплекс "Вертикаль", который начинал "Спецвысотстрой", проектировали куряне, набившие руку на типовых девятиэтажках. Возражение, что сорок три этажа требуют других решений, не принимались. Руководителя объявили в розыск. "Типовая" проблема осталась.
Верно замечено: небоскреб призван раздражать. Общественное мнение и кого-то свыше. Что никак не влияет на намерения застройщиков. Она утверждает: как только начинают строить рекордно высокий небоскреб, падает экономика. Экзотичная теория распространяется довольно энергично. Великую депрессию как тайм-символ прошлого века исследовал Эндрю Лоуренс. И в 1999 году он отметил: как только начинают строить небоскреб, падает экономика. Великая депрессия началась, когда обрушились котировки акций на Нью-Йоркской бирже 24 и 29 октября 1929 года. Они упали на 90%, последовало массовое разорение мелких вкладчиков в США, что тут же отразилось на торговле и промышленности. Кризис быстро пробежался по другим странам, торговые площадки которых были тесно связаны с американскими. Великобритания и Германия стали следующими. И только Новый курс Ф.Рузвельта вкупе с усиленной подготовкой к войне взбодрили мировые рынки.
Наблюдательный Лоуренс уверял: если в какой-либо стране строится рекордно высокий небоскреб, значит, экономический спад не за горами. Приближение беды явно можно увидеть с верхних этажей, из пентхаусов. Если всматриваться вниз и не мнить себя всемогущим. Возведение в Нью-Йорке зданий Singer Building (завершено в 1908 году), Metropolitan Life Building (завершено в 1909 году) сопровождалось финансовым кризисом 1907 года. Он был спровоцирован отказом одного из крупных банков обналичивать чеки трастового фонда "Knickerbocker", вспоминают многочисленные последователи и апологеты теории Лоуренса. Они подчеркивают, что последовавшее за этим паническое изъятие средств инвесторов из трастовых фондов привело к наступлению кредитного кризиса, падению производств, остановке заводов и фабрик, массовой безработице - к самому серьезному экономическому спаду в истории. Следствием этих событий стала идея создания Федеральной резервной системы США в 1913 году.
В Великую депрессию американскую экономику, по версии Лоуренса, загнало возведение Chrysler Building (построено в 1930 году) и Empire State Building (завершено чуть позже - в 1931 году). Тогда в строительной отрасли решили поспорить два автомобильных магната - мультимиллионер Уолтер Крайслер, владелец автомобильной империи, и Джон Джейкоб Раскоб, основатель другой империи - General Motors. Вскоре после этого и на их заводах прошла волна сокращений...
В более близкие к нашему времени 1973 и 1974 годах в Нью-Йорке и Чикаго были возведены башни-близнецы Word Trade Center (разрушенные в результате теракта 11 сентября 2001 года) - как символ могущества и доминирования Америки) и Sears Tower. Стагнацию 70-х годов следует рассматривать как следствие возведения этих чрезвычайно необдуманных многоэтажных построек.
В 1996 году в Малайзии были построены башни-близнецы Petronas, и вот уже в 1997-1998 годах на страны Азии обрушился жесточайший, как цунами, финансовый кризис.
Новое мифотоворчество уже вдохновило не только неофитов, но и ученых мужей, стремящихся задобрить "экономического духа". Что первично - небоскребное, воистину золотое "яйцо", чрезвычайно выгодное застройщикам, или экономические законы, которые, как курочка, такие "яйца" производят? Адам Смит, Маркс и Пригожин каждый по-своему попытались постичь труднообъяснимую материю, доказав, что одного грубого материализма явно недостаточно, чтобы понять, как она управляется. Здесь бесчисленное множество факторов, оказывающих одновременное влияние, и иногда достаточно взмаха крыла бабочки, чтобы тяжеленная конструкция завалилась...
Так что небоскреб - маркер, по крайней мере в России пережившей уже один дефолт. Строительство увлеченно участвует в "разогреве" экономики. Но масштабный проект - несколько лет минимум (это только "Старую королеву" Empire State Building возвели за 13 месяцев - так тогда строили). Неизбежно наступает спад, к которому как раз и завершается здание. Страх и неуверенность сопутствуют переменам. Рушатся карьеры, состояния, падают финансовые империи. Стекло, камень и бетон поддаются человеку лучше, чем мифы, им сочиненные. Мало что изменилось со времен Вавилона.