Теперь прогуляемся с г-ном Романюком, все той же хорошей компанией(прошлое воскресение) по Леонтьевскому пер. (бывш. Станиславского).
Дома там оказались с очень интересной историей.
Идем от угла с Б. Никитской в сторону Шведского тупика.
Итак: Леонтьевский переулок был назван улицей Станиславского в 1938 г., в год 75-летия реформатора театрального искусства, так как он жил здесь в особняке, который был предоставлен ему советским правительством. Старомосковское название было обязано, как обычно, фамилии одного из домовладельцев - бригадира М. И. Леонтьева, владельца участка 10 - 12. В XVIII в. переулок назывался Шереметевским, по фамилии стольника В. П. Шереметева.
Леонтьевский переулок в старой Москве наряду с Сухаревкой был средоточием антикварной торговли - тогда славились магазины А. Н Ерыкалова в нижнем этаже дома №11(о нем рассказывает бытописатель Москвы и собиратель московского фольклора Е. Иванов в книге "Меткое московское слово"), магазины "Старина и Редкость" в доме № 26, "Луксор" - № 16, "Старинные монеты и вещи" - № 2, книжный магазин А. М. Старицына - № 3.
По левой стороне Леонтьевского переулке находится несколько зданий (№5 и 7) с фасадами в псевдорусском стиле. Здесь торцом к переулку стояли двухэтажные каменные палаты сподвижника Петра 1, стольника Автонома Головина. В 1871 г. этот участок приобрел Анатолий Мамонтов, брат известного в истории русского искусства С. И. Мамонтова. Новый владелец основал типографию и издательство, в котором впервые появились детские книжки с рисунками Серова, Поленова, А. Васнецова, Малютина. Проект здания для типографии Мамонтов заказал одному из ведущих архитекторов того времени, строившему в "русском" стиле, В. А. Гартману.
В 1902 г. большой участок был поделен на две части. Под № 5 находилась типография, а дом № 7 перешел к меценату и любителю русского народного искусства Сергею Тимофеевичу Морозову, который, по проекту С. У. Соловьева, перестроил в 1902 - 1903 гг. старые палаты и подарил их Кустарному музею. Этот музей был основан в Москве в 1885 г. и помещался сначала на Знаменке (№ 8), а потом в здании у Никитских ворот (Б. Никитская, 23). Кустарный музей был не только собирателем, хранителем и популяризатором изделий народных промыслов, но и их продавцом. к основному зданию в 1911 г. было пристроено помещение для магазина по проекту А. Э. Эрихсона и В. Н. Башкирова. Вход в него отмечен крыльцом с колонками-бочками. Четырехскатная крыша крыльца увенчана резным флюгером с изображением игрушки - прославленных богородских "кузнецов", а вестибюль украшен керамическим камином, сделанным по эскизу М. А. Врубеля. Сейчас здесь Музей народного искусства.
В 1874 - 1884 гг. во дворе дома Мамонтова во флигеле жила известная актриса Малого театра Г. Н. Федотова, которую посетил И. С. Тургенев в свой приезд в Москву в 1879 г.
Дом № 9 был построен московским городским головой, представителем старой московской купеческой семьи Алексеевых, основатель которой вышел из крестьян Ярославской губернии. Записавшись в московское купечество еще в 1746 г., Алексеевы занялись хлопковым и шерстяным делом, им принадлежала и золотоканительная фабрика, позднее ставшая кабельным заводом "Электропровод", который существует и сейчас.
Купцы Алексеевы занимались, однако, не только торговыми да промышленными делами - многие оставили свои имена в истории русского искусства и общественной деятельности. Здесь не приходится много говорить о Константине Алексееве - знаменитом Станиславском, и его братьях и сестрах, которые были актерами, режиссерами, музыкантами. Двое Алексеевых стояли во главе московского общественного управления - были городскими головами. Одному из них, Николаю Александровичу Алексееву, и принадлежал этот дом, построенный в начале 1880-х гг. архитектором Д. Н. Чичаговым.
Н. А. Алексеев был, возможно, самым популярным городским головой Москвы. Человек умный, деловой, он обладал большим организаторским талантом. При нем началось энергичное развитие московского городского хозяйства. Алексеев руководил работами по сооружению нового Мытищинского водопровода, устройству канализации. Он сумел привлечь частные пожертвования для строительства множества городских учреждений. Только за счет них, не истратив ни копейки из скудных городских средств, Алексеев сумел построить и оборудовать более десяти больниц.
При нем Москва обстроилась на диво:
Возник бульваров новый ряд,
Водопровод, пассажи высятся красиво,
Главу подъяла Дума горделиво
И залил улицу асфальт, -
писали о нем в то время.
Н. А. Алексеев был выбран на пост городского головы в 1885 г., а 14 марта 1893 г. убит в своем кабинете в здании думы пробравшимся туда сумасшедшим.
Далее по переулку рядом с домом Алексеева стоят два почти одинаковых четырехэтажных дома (№ 11 и 13)(они изображены на первой фотографии). Они надстроены на два этажа (нижние этажи появились после 1812 г.), и оба были украшены колонными или пилястровыми портиками. Эти дома расположены на большом участке, принадлежавшем в XVIII в. предку Л. Н. Толстого князю П. И. Горчакову. Дом №13 - одно из лермонтовских мест. Сюда Лермонтов часто приходил в 1837 г., будучи в Москве проездом на Кавказ. Дом принадлежал родителям его товарища по петербургской школе юнкеров Николая Мартынова, будущего противника на роковой дуэли, который провел здесь последние годы своей жизни (он умер в 1875 г. 60 лет). По воспоминаниям, "Мартынов-отец как нельзя лучше оправдывал данную ему молодежью кличку „Статуя Командора". Каким-то холодом веяло от всей его фигуры, беловолосый, с неподвижным лицом, суровым взглядом..." В 1850-х гг. в этом доме жили декабрист 3. Г. Чернышев и строитель московского водопровода, известный инженер А. И. Дельвиг, в 1880-х гг. - скрипач, профессор Московской консерватории И. В. Гржимали, в 1930 - 1950-х гг. - историк В. И. Авдиев, а кроме них литературовед Ю. А. Веселовский, артистка Е. А. Лавровская, медик Н. Ф. Голубов.
Перейдем на другую сторону переулка.
Главный дом (№ 4)усадьбы князей Мещерских, стоящий торцом к переулку - характерная черта постановки жилых зданий в старой Москве, - появился здесь в первой половине XVIII в., возможно в то время, когда участок принадлежал полковнику князю Г. С. Мещерскому. Внешний вид этого дома, однако, относится уже к ампирным временам, к восстановлению его после пожара 1812 г., после приобретения усадьбы у князя А. Н. Долгорукова в 1817 г. женой капитана лейб-гвардии Семеновского полка Екатериной Волковой.
До конца 1840-х гг. в этой усадьбе, принадлежавшей Волковым (известны письма одной из представительниц этой семьи о России начала XIX в., опубликованные в журнале "Вестник Европы"), жил артист Малого театра И. В. Самарин - его отец был крепостным Волковых. Напротив барского дома находился, как часто бывало у богатых домовладельцев, хозяйственный участок. По воспоминаниям князя В. М. Голицына, "...в самом элегантном центре Москвы.., расположен был обширный пустырь... На этом пустыре разбит был огород с грядками капусты, моркови, и прочих овощей, и огород этот возделывался многочисленной прислугой домовладельца как для себя, так и для продажи".
Хозяйкой дома в 1858 г. становится графиня А. Ф. Закревская, жена московского генерал-губернатора Арсения Закревского, грубого солдафона, призванного Николаем 1 "подтянуть" после предыдущего губернатора "распустившуюся Москву":
Князь Щербатов ускакал, И ракетою конгревскою На уснувший город пал Пресловутый граф Закревский.
С 1848 г., в продолжение II лет Закревский, не считаясь ни с какими законами, самоуправно вершил дела в Москве - о его "подвигах" неоднократно с возмущением и сарказмом писал Герцен.
С 1880-х гг. и до 1917 г. дом-дворец принадлежал богатым меховщикам Сорокоумовским. В советское время особняк был отведен под Московский коммунальный музей, который даже занял уже часть его, но в конце концов отдан под дом работников просвещения (позже здесь находилась редакция "Учительской газеты"). Дом этот привлекает внимание протяженной колоннадой портика, обращенной во двор, - она состоит из 12 дорических колонн, сгруппированных попарно, за которыми расположена глубокая лоджия. Несмотря на протяженность портика, он изящен и представителен. Ограда особняка относится уже к XIX в.
Рядом с этим памятником архитектуры находится и другой - дом № 6, построенный в конце XVII в. (к этому времени относится его первый этаж, убранство этого времени хорошо видно со двора).
В начале следующего столетия им владел И. П. Толстой, а в середине капитан-поручик Измайловского полка П. С. Хлопов, при котором здание, вероятно, получило современные габариты. Внутри сохранилась прекрасная темперная (темпера - краска, разведенная на эмульсии из воды и яичного желтка, обладающая значительной стойкостью) роспись потолков, относящаяся к началу XIX в. От Хлоповых дом перешел к одному из представителей славной семьи Ермоловых - генерал-майору Н. А. Ермолову, дяде знаменитого полководца А. П. Ермолова. Он участвовал во многих сражениях русско-турецкой и русско-шведской войн в конце XVIII столетия.
Но самым известным жильцом этого дома был К. С. Станиславский. Ему исполнилось 58 лет, когда он с семьей переехал сюда в 1921 г. В течение 17 лет он жил и работал в этом доме. На втором этаже за дубовой массивной дверью, заказанной еще для его дома у Красных ворот, находился кабинет Станиславского. Рядом - белый с колоннами зал, где часто проводились репетиции. Сюда приходили многочисленные ученики и почитатели великого режиссера. С. Я. Лемешев писал об этом доме, что он "стал для нас чем-то вроде храма искусства, и, только еще переступая его порог, мы уже настраивались на особо торжественную, высокую ноту". Во двор дома в хорошую погоду выносились кресло и огромный зонт - тут можно было видеть Станиславского, занятого рукописями или беседующего с учениками и посетителями. В 1948 г. стараниями дочери Станиславского в доме был создан мемориальный музей.
дом № 8 двухэтажный построен в 1897 г. архитектором А. С. Каминским для жены потомственного почетного гражданина В. Б. Спиридоновой, известной в Москве благотворительницы, пожертвовавшей 300 тысяч рублей на богадельню, выстроенную на Петербургском шоссе.
В 1920-х годах в доме размещался "Дом художественного воспитания".
В советское время надстроен.
Далее располагалась большая усадьба, занимающая современные участки № 10 и 12. В начале XVIII в. она принадлежала генерал-аншефу М. И. Леонтьеву, по фамилии которого долгое время назывался переулок. Сын его в 1760 г. строит здесь деревянные хоромы, фасад которых, как одного из замечательных московских зданий, был включен в "Альбомы партикулярных зданий", составленные М. Ф. Казаковым. Хоромы сгорели в 1812 г., и участок разделился на две части.
В небольшом каменном доме (№10) в 1830 - 1848 гг. жил А. А. Прокопович-Антонский, профессор и в течение многих лет ректор Московского университета. Он долго руководил и университетским Благородным пансионом, при нем пансион стал одним из лучших российских учебных заведений. В XIX в. этот участок перешел к Сорокоумовским; у одного из них останавливался во время приезда в Москву в 1882 г. знаменитый путешественник, исследователь Новой Гвинеи Н. Н. Миклухо-Маклай.
Современное здание (№ 10) было построено в 1884 г. архитектором А. С. Каминским, а в 1895 г. при владельце И. В. Морозове сделаны новые роскошные интерьеры по рисункам Ф. О. Шехтеля. В доме в 1920-х - начале 1940-х гг. помещалось германское посольство. Впоследствии здесь было Совинформбюро, где составлялись сводки боев и побед в Великой Отечественной войне. С 1949 г. в доме работало посольство Германской Демократической Республики, а потом он был занят посольскими учреждениями Кубы и банком.
Жилое здание (№ 12) на углу с Елисеевским переулком 1886 г. (архитектор А. П. Белоярцев). В этом доме в 1900-х гг. жил композитор Р. М. Глиэр.
У Нащокиной:"Дом с уникальным лепным декором в «русском» стиле, имитирующим резьбу по дереву, - таковы наличники второго этажа и карниз сооружения."
За Елисеевским переулком и небольшим сквером на месте снесенных строений находится дом № 16. Он образовался из нескольких частей, самая старая - левая. Здесь еще в 1806 г. стоял двухэтажный каменный дом майора А. И. Челищева. Два этажа справа появились в 1874 г. - их построила вдова профессора Московского университета, филолога И. И. Давыдова. Уже в 1905 г., при коренной перестройке дома для меблированных комнат, появился третий этаж и современный фасад. В левой части дома рядом с проходом во двор в начале 1920-х гг. находилась писательская книжная торговая лавка - дверь ее позже была превращена в узкое окно. В лавке торговали книгами писатели М. А. Осоргин, Б. К. Зайцев, В. Ф. Ходасевич. "Проходя ныне улицей Станиславского, - вспоминал В. Г. Лидин, - я обычно замедляю шаги возле окон, за которыми в трудную зиму 1920 года блистали золотом переплетов книги, как бы возвещая, что не за горами та пора, когда слабые огоньки ликбезов разгорятся в могучее пламя всеобщей грамотности, а слово Белинского, что книга есть жизнь нашего времени, получит свое реальное выражение". В 1920 - 30-е гг. тут находилось общежитие Коминтерна. Теперь дом занят посольством Азербайджана.
И еще немного об этом очень красивом доме у Нащокиной:
"ДОХОДНЫЙ ДОМ (АНТИКВАРНЫЙ МАГАЗИН «ЛУКСОР»)
нач. XIX в. ; надстройка - 1874; перестройка, изменение фасада - 1905
Очень своеобразное благодаря декору здание в стиле модерн. Обильная лепнина делает пластически лапидарный объем полным жизни: плетутся стебли репейников, развеваются змееподобные волосы женских масок, недовольно, с гримасой презрения поглядывают на прохожих мужские маски под карнизом в обрамлении плодов и листьев винограда. Красивы металлические решетки трех плоских балконов третьего этажа, также исполненные в стилистике декоративного модерна."
Далее мы свернули во двор этого владения
и вышли в Вознесенский пер. Его самое интересное строение вы видели в предыдущем посте.
Спасибо за терпение, если дочитали до конца:)