К 156-ому дню рождения великого архитектора, мне бы хотелось рассказать об одном этапном его проекте - павильоны на Международной выставке в Глазго.
В 1901 году в Шотландии в городе Глазго проводилась международная выставка. Она была приурочена к 50-летию со времени проведения первой Всемирной выставки в Лондоне 1851 года и задумана как ретроспектива достижений ХIХ века в области промышленности и искусства.
Выставочный комплекс располагался в одном из крупнейших парков города - Kelvinside. Выставка занимала территорию около 40 га, при этом закрытая экспозиционная площадь составляла 44 тыс. кв. м.
Ядро выставки составляли четыре больших тематических павильона:
промышленный зал площадью около 18,5 тыс. кв. м;
машинная галерея площадью около 15 тыс. кв. м;
галерея английской промышленности площадью около 7,5 тыс. кв. м;
дворец изящных искусств, единственный из всех павильонов выставки оставшийся после ее закрытия (сейчас в этом здании размещается городской музей).
В выставке участвовали Австрия, Австралия, Дания, Индия, Марокко, Мексика, Персия, Франция, Южная Африка и др. Ирландия, Канада, Россия и Япония выстроили свои национальные павильоны.
Экспонаты были тематически разделены на девять классов: сырье, промышленная продукция, машиностроение, транспорт, судостроение, освещение и отопление, наука, музыка, спорт. Сельскохозяйственную продукцию демонстрировали в специальном павильоне и на «образцовой ферме», где представили новые технологии. Кроме того, организовали выставки, посвященные образованию, фотографии, археологии, работам женщин, а также шотландской истории. Для проведения культурной программы построили концертный зал на 4 тыс. зрителей. Значительную часть выставки занимала зона отдыха с многочисленными аттракционами. На территории выставки работала железная дорога.
Россия принимала в выставке официальное участие, ставя главной задачей - увеличить экспорт российских товаров в Англию. Значительная часть экспозиции была сформирована из материалов, оставшихся от Всемирной выставки 1900 года в Париже.
На церемонии открытия русского отдела министр финансов царского правительства С.Ю. Витте сказал: «Участие России на выставке в Глазго послужит новым шагом к установлению и упрочению дружественных отношений, имеющих столь важное значение для обеих стран». Русское правительство выделило на устройство своего отдела 300 тыс. руб. Генеральным комиссаром русского отдела назначили И.Н. Лодыженского. Российскую экспозицию обслуживал исключительно русский персонал. В восточной части парка Россия построила четыре павильона. Кроме того, экспозиция размещалась в промышленном отделе выставки на площади более 1 тыс. кв. м. Качество выступления России явилось неожиданным для англичан.
Проект павильонов был заказан в 1900 году Францу Шехтелю. Он хотел выстоить павильоны в "русском стиле", но не как просто декорации, как делал Ропет, а чтобы объемно пространственная композиция построек была такая же как у деревянного русского зодчества, лучше всего сохранившаяся на русском севере. Поэтому за основу взяты были деревянные северные шатровые храмы, терема, крестьянские хозяйственные постройки.
вот чертеж главного павильона. И сразу вспоминаются Кижи.
а вот как этот проект воплотили.
Выполненные в дереве в виде срубов или обшитые тесом и ярко окрашенные, они все вместе представляли романтическую картину русского патриархального быта. Отдел насчитывал четыре павильона: центральный, горного дела, лесной и сельского хозяйства. Сгруппированные вместе, они образовывали небольшую улочку и площадь. Территория отдела была тщательно благоустроена и озеленена. Возведением павильонов занимались 160 русских рабочих, специально приглашенных для этой цели из Петербурга.
Центральный павильон был выполнен в виде большой шатровой церкви со множеством кокошников, служащих световыми проемами, и увенчан двуглавым орлом. Просторные пристройки, примыкавшие с двух сторон к первому этажу, значительно расширяли полезную площадь павильона (850 кв. м). Стены здания выкрасили в розовый цвет, а шатер - в красно-коричневый. Центральный павильон предназначался для официальных приемов. Россия строила такие павильоны только на тех всемирных и международных выставках, в которых она принимала официальное участие.
Павильон, посвященный горной промышленности, также имел церковный характер. К основному объему примыкала восьмиугольная в плане башня с высоким шатром. Здесь, на площади 380 кв. м, размещались чрезвычайно интересная экспозиция продуктов минерального царства и коллекция драгоценных камней Урала.
Одним из наиболее важных был сельскохозяйственный павильон, состоящий из обширной средней части шириной около 11 м, и двух флигелей шириной 7 м каждый, с большими ленточными окнами. Здание (600 кв. м) имело три входа; главный - посередине и два - по бокам. Стены окрасили в бледно-зеленый и розовый цвета, а крышу - в кирпично-красный, под цвет черепицы. Среди многочисленных экспонатов отечественного сельского хозяйства видное место занимали сырой хлопок и пшеница.
Лесной павильон представлял собой величественный зал шириной 18 м с высокой вальмовой крышей (870 кв. м). К основному объему примыкала веранда и четырехугольная башня, в нижней части которой размещался вестибюль. Стены окрасили в светло-коричневый и светло-желтый цвета, а крышу - в голубой. Выставленные здесь образцы дерева представляли большой интерес при сравнении с экспонатами из западной Австрии и других английских колоний.
Общая экспозиционная площадь (брутто) павильонов России составляла около 2700 кв. м. Кроме того, наша экспозиция размещалась в промышленном отделе выставки, где нам было отведено более 1 тыс. кв. м. Качество выступления России явилось неожиданным для англичан.
Ф.О. Шехтель создал очень своеобразный и живописный ансамбль, отличающийся выразительностью силуэта, свежестью и ритмичностью обьемно-пространственной композиции, с постоянно изменяющимися картинами во время движения. Обобщенность и лаконизм стилизованных форм деревянного зодчества Руси позволило органично сочетать их с большими остекленными поверхностями стен и крыш, декоративными росписями фронтонов и другими деталями, присущими архитектуре нового стиля. Эти новое осмысление и трактовка наследия древнерусского зодчества стали событием в архитектурной жизни, определившим своеобразие национально-романтической ветви модерна в России.
Постройки русского отдела на выставке в Глазго обратили на себя внимание английской публики и прессы. «Newcastle Chronicle» подобно информировала своих читателей о ходе строительства нашего отдела, о жизни и труде русских рабочих, присланных специально для сооружения наших выставочных зданий. Англичан особенно поражало «умение русских владеть топором, превращающимся в их руках в такой инструмент, которым они производят всевозможные работы».
Павильоны русского отдела получили широкий отклик и в отечественной прессе. Газета «Московские ведомости» писала: «Россия своими четырьмя громадными и красивыми павильонами с замечательной выставкой Горного ведомства, с великолепной экспозицией Лесного департамента, с коллекциями Департамента уделов и т.д. подавляет всех и превосходит всякую конкуренцию. Даже Франция, по признанию самих французов, уступает России». «Неделя строителя» в обширной публикации о русском отделе писала, что «мало вероятно, чтобы англичане стали подражать архитектурным деталям наших павильонов, но конструкция крыш заслужила почему-то их особенное внимание, причем они описывают, например, в журнале «The Builder» с непонятной для нас подробностью».
Способность русских плотников с помощью простого топора создавать удивительную архитектуру традиционно вызывала восхищение иностранцев на всех выставках, где Россия что-нибудь строила из дерева.
Русский отдел пользовался большим успехом у посетителей, число которых ежедневно достигало 60 тысяч человек. Успеху русского отдела в немалой степени способствовали выступления оркестра военной музыки, исполнявшего преимущественно русские музыкальные произведения, а также концерты русского хора из Москвы и Петербурга.
Именно после огромного международного успеха "русских" павильонов этой выставки Правление Московско-Ярославской железной дороги в лице Саввы Ивановича Мамонтова решило передать строительство нового московского Ярославского Вокзала от Л.Н. Кекушева, который кстати там перрон уже возвел, к Ф. Шехтелю.
и конечно, невооруженным взглядом видны идеи и мотивы взятые у павильонов для воплощения проекта вокзала.
Кстати Шехтель считал Ярославский вокзал одним из лучших своих проектов в русском стиле.
И хоть сейчас он внутри сильно перестроен, снаружи он очень впечатляет.
умный текст про выставку взят
у Юрия Никитина с сайта Новых Известий.