Когда-то давно, примерно год назад, я опубликовал материал, в котором попытался понять, что же изображено на
западном фасаде здания Речного вокзала в Москве. Надо был бы сразу писать и о тарелках восточного фасада, но что-то меня останавливало. Во-первых, неуверенность в своих знаниях. Дело в том, что на восточном портале, предваряющем выход пассажиров к причалу, расположены барельефы, посвящённые речной и морской теме, как бы подготавливая будущих путешественников к приобщению к водной стихии. И если с речной темой ещё справился бы, то с морской… Во-вторых, было ощущение того, что найдутся таки дополнительные материалы о барельефах Речного.
Так и случилось. Недавно мой коллега по проекту «
Москва-Волга.Ру» Сергей Гаев приобрёл замечательную и весьма редкую книгу (тираж всего 500 экземпляров) «
Творчество сестёр Данько», подготовленную Владимиром Левшенко и изданную в Санкт-Петербурге в 2012 году. В этой книге приведены «официальные» названия каждого барельефа и указаны фактические исполнители. Что не только помогло с определением прототипов произведений, ни иногда и дало точное название прототипа.
Тем не менее, текст стал готовится ещё год назад и на сегодняшний день получился в соавторстве с другим моим коллегой по «
Москва-Волга.Ру», с Crazy Hamster, который провёл огромную работу по поиску информации и изображений. Мне же лишь осталось написать вступление и поправить запятые.
Для начала уточню, что все 24 фарфоровых барельефа, каждый диаметром около полутора метров были созданы не лично Натальей Яковлевной Данько, а под её руководством группой художников и скульпторов Ленинградского фарфорового завода, как уже известными, так и недавними студентами Ленинградской Академии художеств. Наталья Яковлевна оказалась разочарованной в опыте использования фарфора в архитектуре на примере станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Потому, получив в 1937 году заказ на изготовление барельефов для Речного вокзала, она не принимала непосредственного участия в их создании, руководя бригадой художников в качестве ведущего скульптора завода. Что никак не умаляет заслуг Натальи Викторовны в создании этих барельефов. Согласно легендам, великий Рубенс не полностью писал свои картины, ему много помогали ученики. Но лишь прикосновение кисти маэстро превращало картины в шедевры.
Поэтому формат повествования, в отличие от первой части, будет расширен информацией о художниках и скульпторах, принимавших участие в работе.
«Сигнальные флаги». Скульптура и роспись И.И. Ризнича
На медальоне изображены морские флаги и некоторые самые «популярные» морские узлы. Рассмотрим их подробней. Начнем с флагов, которые попробуем расшифровать, обратившись к таблицам флагов морской сигнализации - как
отечественной, так и
международной:
Верхний флаг - Шлюпочный, либо, по международному стандарту - Все должны быть на борту, судно скоро снимается (Papa)
Средний флаг - 1-й дополнительный, либо, по международному стандарту - Мне требуется медицинская помощь (Whiskey).
С нижним вымпелом сложнее. Как такового в данных списках найти не удалось, присутствует только флаг с тремя синими и тремя желтыми полосами (а на медальоне - по четыре синих и желтых). Если же брать наиболее подходящий, то по международным правилам он означает, что судну необходим лоцман (Golf), по отечественному стандарту - Телеграф.
Почему последний флаг был изображён нестандартно? Моё предположение - для сохранения пропорций в композиции.
И что же мы получаем при расшифровке «сказанной» вымпелами фразы? По русски - полная белиберда. Латиницей - PWG. Что бы это значило? Заложил ли в эту аббревиатуру автор тарелки Иван Иванович Ризнич какой-то смысл?
Морская тема для Ивана Ивановича морская тема весьма близка. К тому же он принял очень деятельное участие в создании барельефов для Речного вокзала, поучаствовав в 10 из сегодня рассматриваемых - либо художником, либо и скульптором, и художником одновременно.
Вот и пришло время рассказать об этом художнике.
Иван Иванович Ризнич (20.01.1908 - 27.11.1998), сын легендарного
Ивана Ивановича Ризнича, офицера подводного плавания (подлодки «Дельфин», «Стерлядь», «Святой Георгий»), впервые в истории российского флота совершивший дальний океанский поход. По семейной версии он погиб в 1920 г. на «барже смерти», затопленной красными в Белом море, по другой версии - в Шанхае летом 1923 года, когда пытался вернуть в Россию угнанное в Китай русское торговое судно. Мачеха - актриса Александринского театра, после революции эмигрировала во Францию. Мальчик с ней не поехал, остался в России, какое-то время был беспризорником, потом был принят в художественную школу. Изобразительному искусству обучался в г. Павловске в Слуцкой художественной школе И.Г. Михайлова. В 1926 году ее окончил и поступил живописцем по фарфору на Ленинградский фарфоровый завод им Ломоносова, где проработал с перерывом до конца жизненного пути.
Иван Иванович Ризнич на Ленинградском фарфоровом заводе, 1930-е годы.
Был одним из значительных современных художников-анималистов Ленинградского фарфорового завода. Будучи по призванию живописцем, он одновременно профессионально работал и в скульптуре. Народный художник РСФСР, участник всесоюзных выставок, его работы находятся в музейных и частных коллекциях. Срочную службу (до войны) Ризнич отбывал на флоте. Вспоминает Т.Н. Безпалова-Михалёва, тоже художник ЛФЗ: «Вернувшись, Иван Иванович появился на заводе в полном флотском обмундировании. Почему-то клеши на нем казались особенно широкими, а ленточки на бескозырке длинными не по уставу. Иван с удовольствием демонстрировал товарищам свою грудь, спину, руки и все прочие части тела, сплошь покрытые замысловатой татуировкой. При этом доверительно сообщал, что у него на теле все же еще остался небольшой свободный от татуировки участок кожи, который он специально бережет для японских мастеров, являющихся (по словам Ризнича) лучшими специалистами в этом виде искусства. Однако предполагаю, что этот (весьма интимный) участок кожи так и остался незаполненным«.
Во время ВОВ служил на Балтийском флоте, участвовал в обороне Ленинграда (старшина 1-й статьи, командир отделения радистов тральщика № 32 «Шуя» ОВРа КМОР КБФ. Служил на нем с 1941 года). Спасся с подорванного корабля, сидя верхом на мине, долгое время плыл по морю, пока его не подобрал другой корабль. В 1951 г. исполнял обязанности главного художника ЛФЗ. 1960-1969 г - вышел на пенсию. В 1976 г. был приглашен на завод и проработал до 1998г. Большой знаток природы, охотник, рыболов, художник-анималист, друг писателя В. Бианки, художников Курдова, Чарушина. Прекрасно владел художественным словом. В 90-е годы, будучи уже очень пожилым человеком, перевернулся в Ладожском озере на лодке, едва не утонул, но, помня военный опыт, несколько часов плыл до берега, толкая впереди себя лодку. Похоронен в Петербурге на кладбище Жертв 9-го января.
Современники по достоинству оценили талант И.И. Ризнича и в денежном выражении. Его ваза «Джунгли», созданная в 1935 году, два года назад была продана на аукционе Sotheby’s за 74,500 фунтов стерлингов при стартовой цене почти в 10 раз ниже.
Вернёмся к тарелке «Сигнальные флаги». По кромке барельефа изображены морские узлы. Начнём с верхнего и продолжим по часовой стрелке: «восьмёрка», разновидность штыкового узла, вариант боцманского узла и прямой узел.
«Подводная лодка». Скульптура и роспись И.И. Ризнича
На барельефе мы видим две подводные лодки. Скорее всего, это Балтийский флот. Наибольший интерес вызывает подводная лодка на переднем плане, на рубке которой отчетливо видно номер 21. Логично было бы предположить, что это известная лодка К-21, однако заложена она была в декабре 1937 года, на воду спущена в августе 1939, а достроена только в конце 1940 года. Поэтому достаточно маловероятно, что тут изображена именно она. Также, по форме рубки данная подложка не очень походит на известные изображения лодок К-серии:
Более похоже изображение лодки на медальоне на лодки серии «Щ»:
Хотя 100%-го сходства также нет. Сравним еще раз. Тип «К»:
Тип Щ (V серии):
Поэтому можно предположить, что на медальоне изображена некоторая усредненная подводная лодка из состава Балтийского флота. Хотя я лично склоняюсь к серии Щ, т.к. имела место быть лодка V серии с изначальным названием Щ-21, хотя впоследствии она имела обозначение Щ-105. Также, не забываем, что медальоны были созданы в 1937-1938 гг, лодки серии Щ вступали в строй в 1933-1934 гг, и логичнее было бы изображать именно их, как наиболее передовые из существующих, чем новые, еще не существующие (имею в виду серию К), к тому же, возможно, достаточно секретные вундервафли.
«Теплоход «Абхазия». Скульптор Т.С. Кучкина и роспись И.И. Ризнича
Прошу отметить, что текст, посвящённый этой тарелке и расположенный ниже был написан до появления волшебной книжки с названиями барельефов. Можно только удивиться, насколько точно оказалось попадание Crazy Hamster’а:
Тут все просто - на медальоне изображен наиболее распространенный и современный на тот момент «крымский» проект пассажирских судов Черноморского морского пароходства. Всего было построено 6 судов данной серии - «Абхазия», «Аджария», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия», и работали они преимущественно на линии Одесса-Батуми. 4 теплохода данной серии строились в СССР, два - в Германии, года постройки серии - 1926-1931.
Типичными представителями данной серии являются теплоходы «Абхазия» и «Армения»:
Теплоход «Абхазия»
Теплоход «Армения»
Судьба всех судов данной серии печальна - 5 из них были уничтожены в 1941 году, последнее - «Абхазия» - летом 1942 года.
Немного о скульпторе, Таисии Сергеевне Кучкиной. Она родилась 24 февраля 1909 году в Москве. С 1930 года училась у Александра Терентьевича Матвеева на скульптурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств в Ленинграде, который успешно закончила в 1936 г. В 1937-1939 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова скульптором. Автор жанровых статуэток и групп. В 1937 г. работала как скульптор-монументалист, выполнив четыре барельеф для фасада Речного вокзала. За короткий период работы на ЛФЗ она создала жанровую скульптуру, преимущественно изображавшую женщин и детей. Оценив в пластике гжельского фарфорового лубка середины 19 века убедительность и красоту выражения материала, Кучкина в согласии с этой традицией трактовала фарфор как мягкую, текучую массу, которая создаёт плавную округлость форм, их пластическую обобщённость.
Молодая талантливая художница, только начавшая успешную творческую деятельность, в 1942 году умерла. По одним сведениям в блокадном Ленинграде, по другим - в эвакуации в Иваново.
«Линкор «Марат». Скульптор М.Н. Мох, роспись И.И. Ризнича
Crazy Hamster почти угадал название корабля, верно указав серию, в которой он вышел. Это линейный корабль серии «Севастополь».
Первое название линкора было «Петропавловск». Его строительство началось 1909 году, введён в эксплуатацию в 1914. Он был третьим в балтийской серии «Севастополь». Помимо «Петропавловска» были построены «Севастополь» (головной корабль серии, переименован в «Парижская коммуна», затем опять в «Севастополь») , «Полтава» (позже «Михаил Фрунзе») и «Гангут» (позже «Октябрьская революция»).
Линкор «Петропавловск». Фото до 1917 года.
«Петропавловск» участвовал в Первой мировой войне, Гражданской войне, Советско-финской войне и Великой Отечественной войне во время обороны Ленинграда. Интересно, но из линкоров типа «Севастополь» только «Петропавловск» участвовал в настоящем морском сражении. В 1921 году его переименовали в «Марат».
Линкор «Марат». Фото до 1941 года.
В сентябре 1941 в результате бомбёжки линкор «Марат» был сильно повреждён и вёл оборону Ленинграда практически в полуразрушенном состоянии. В 1943 году кораблю вернули прежнее название - «Петропавловск». После войны линкор до конца так и не отремонтировали, в 1950 году он стал несамоходным учебным артиллерийским судном «Волхов», а в 1953 его отправили на слом.
Теперь немного об одном из авторов барельефа, Михаиле Николаевиче Мохе, художнике и скульпторе. В 1929 окончил художественную школу в г.Павловске Ленинградской обл. и поступил на работу на ЛФЗ. На заводе работал с 1929 по 1941 год. Перед самой войной, в 1941 году перешёл работать реставратором в Эрмитаж. Во время войны эвакуировался вместе с Эрмитажем в Ереван. После войны вернулся в Ленинград и проработал в Эрмитаже до 1948 года. В 1953 году вернулся на ЛФЗ. С 1954 по 1960 был главным художником завода. Но после инфаркта был вынужден оставить должность. На ЛФЗ проработал до самой смерти в 1978 году.
Михаил Николаевич Мох. Фото 1957 года.
«Крейсер «Аврора». Скульптура и роспись И.И. Ризнича
Crazy Hamster и в этот раз почти попал в точку. «Однозначно на медальоне изображен некий броненосец «додредноутной» эпохи, вобравший в себя черты подобных судов балтийского, тихоокеанского и черноморского типов» - написал он и предложил среди прочих и крейсер «Аврору», логически рассудив, что в 1937 году (в год открытия канала Москва-Волга) праздновалась 20-я годовщина Октябрьской революции, а «Аврора» и есть олицетворение тех событий.
Продолжение