Однажды нашёл на интернет-барахолке несколько стеклянных негативов с видами Астрахани и не только, сделанные в начале 30-х годов. Продавец-астраханец сообщил мне, что приобрёл их тоже у астраханца, который в свою очередь сообщил, что человек, сделавший фотографии имеет отношение к астраханскому судоремонтному заводу имени Сталина. Вот и все исходные данные, которые оказались у меня.
Интересно же было узнать, что на этих негативах. Решил найти астраханские форумы с ветками об истории города. Разместил фотографии и реакция аборигенов не заставила ждать. Знатоки-креведы откликнулись быстро. И объяснили истинные сущности некоторых негативов. Ключевым выражением оказалось судоремонтный завод имени Сталина. Который в том или ином виде существует до сих пор. Вот географические координаты завода:
Завод был сдан в эксплуатацию 15 октября 1930 года. 26 января 1962 года избавились от одиозной фамилии в названии, превратив его просто в Астраханский судостроительный завод. Почти ровно через 4 года, 31 января 1966 завод в очередной раз переименовали в Астраханский морской судостроительный завод. 11 декабря 1973 года завод влился в Астраханское судостроительное производственное объединение. Последняя известная мне дата, связанная с заводом - 14 декабря 1982 года Астраханскому судостроительному производственному объединению было присвоено имя 60-летия СССР. Чем занимается завод сегодня, кому принадлежит, как называется сейчас - расследования не производил.
С чего же начинался завод? К примеру, с гальванического цеха:
Здание цеха существует и поныне, его можно увидеть на Google. Он выделен верхним пятиугольником:
Нижний же прямоугольник - бывший деревообрабатывающий цех:
До сегодняшнего времени не уцелел, ныне на его месте две вертолётные площадки.
Завод стоял и продолжает стоять на берегу бухты Золотой затон:
Вот так Золотой затон выглядил около 80 лет назад. Скорее всего весной. На переднем плане виден пароход "Штиль", но к нему я вернусь позже:
Следующие объекты доподлинно установить не удалось, но, тем не менее, принимая во внимание, что они также относятся к судостроительному заводу, делаю выводы. Испуганные фотографом рабочие завода им.Сталина:
которые жили в двухэтажных деревянных бараках:
и долгими зимними вечерами культурно отдыхали в соответствующем доме, осенённым портретом какого-то героя тех времён: Это здание курзала в парке велосипедистов в Астрахани, и к заводу не имеет отношения:
Вернусь к пароходу "Штиль". Прежнее, дореволюционное название "Князь Игорь". Построен в 1901 в Нижнем Новгороде на заводе Яковлева. Скорость передвижения до 14 км в час при загрузке 260 человек и 60 тонн груза. Мощность двигателя 140 лошадиных сил. Так он выглядел в начале 30-х:
Помимо "Штиля" на негативах был и пароход "А.Н.Радищев" Камского речного пароходства:
Как сообщили мне астраханские краеведы, снимок явно сделан не в окресностях Астрахани - нет в округе таких крутых берегов. Но есть небольшая история о "Радищеве".
Когда он был построен, мне неизвестно. Но биография его богата. Будучи при Камском РП он несомненно ходил по Каме. К началу войны он курсировал по маршруту Пермь-Горький, а в начале войны первый свой военный рейс выполнил с эвакуированными в Пермь. При этом он тащил с собой баржу, также набитую эвакуированными. Чуть позже "Радищева" переоборудовали в плавучий госпиталь, который переправлял раненых водным путём в Чебоксары, Казань, Сарапул и другие города тыла.
В 1952 году "Радищеву" повезло. Он стал одним из кораблей, открывавшим Волго-Донской канал. Со стороны Волги по новому каналу двигался целая флотилия во главе с флагманом речного флота пароходом "Иосиф Сталин", а со стороны Дона - одинокий труженник и герой "Радищев". Встреча состоялась на Цимлянском море. Так "Радищевым" было открыто прямое речное сообщение Ростов (который на Дону) - Москва. Фото "Радищева" у шлюза №9 Волго-Донского канала в 1952 году:
Но у меня остался вопрос - как пароход, работающий в бассейне Волги, мог открыть новый водный путь по направлению от Дона к Волге? Предполагаю, что это останется тайной, но уверен - "Радищев" стал первым, кто прошёл по каналу в Ростов с Волги, чтобы позже вернуться. А уж только потом, с помпой, официозом и каквалькадой прошёл "Сталин". Пропаганда, однако!
Что дальше случилось с "Радищевым" также не знаю. Вроде бы гниёт где-то на Днепре недалеко от Киева. Но по обводам на "нашего" "Радищева" днепровский не похож.
Не то, чтобы фото корабля, а сюжет на его борту. Радостные пролетарки на корме парохода "Страж Революции". И, кажется, автопортрет фотографа. Приглядитесь к тени внизу фото:
Жаль, что не видно собственно "Стража Революции". Но известно, каким он был до революции. Только назывался по другому:
Товаро-пассажирский 3-х плубный пароход, будущий "Страж Революции", "по крещению" назывался "И.А.Крыловъ". Он был построен в 1908 году в Бельгии на заводе "Коккериль" (того, что на берегу реки Мезы) для акционерного общества "Самолёт". После национализации речного флота в 1918 году был переименован в "Страж революции" и работал на Волге в составе Нижневолжского Речного Пароходства. Осенью 1954 года вместе с тремя другими параходами сгорел на судоремонтном заводе в Белом Городке.
Однако и к этому пароходу я придумал историю. В интернете нашёл фразу - "В 1931 году на пароходе "Страж революции" в Саратов прибыла французская делегация МОПР из 9-ти человек. На пристани состоялся митинг." На что я думаю - понимаете? Объясняю. Негативы - начала 30-х годов, фотограф - не последний человек на судостроительном заводе, даже фотоаппарат имел, место действия - борт "Стража Революции"... Вполне можно предположить, что четыре дамы на фото - из этой делегации или примкнувшией к ней. Шутка конечно же! Хотя в каждой шутке...
А история с негативами продолжала раскручиваться.
Спустя год после опубликования негативов на астраханских форумах мне пришло письмо от Ивана Л. с пояснениями по поводу 2-х фото одного дома с разных сторон:
"Дом 1908 года постройки, я жил в нем с 1979 по 1995 год, балкон отвалился от снега 10 марта 1988г., а 4 июня 1995г. дом сгорел - соседка гнала самогон и аппарат взорвался.. Сейчас там пустое место. Что касается других фоток дома - все сгорели во время пожара. Я сам увлекался фотографией, но ничего не сохранилось... Я думаю - человек жил в моем доме и фотографировал соседей, но, к сожалению, уже почти никого не осталось в живых, кто бы помнил. Те одноэтажные дома обложили кирпичом и их уже не узнать. Дом находился по адресу Астрахань, набережная р. Царев, 71". Плюс присланы его координаты, которые оказались невдалеке от судостроительного завода:
Подробнее:
Это было действительно чудом - найти жителя этого дома и узнать такую историю! Ничего придумывать не надо!
Ну и последний негатив из астраханской серии. К Астрахани это фото никакого отношения не имеет, но из того же источника:
Место вычислить удалось очень быстро. Благо в конце 80-х бывал в тех местах. Это Нижний Новгород. Вид на строящийся Канавинский мост и на старый плашкоутный мост через Оку. Фото датируется диапазоном 1930-1932 годов - именно в этот промежуток возводился новый Канавинский мост, а старый ещё стоял на своём месте. Чем уникально это фото? Тем, что на других найденных мной фото либо старый мост:
либо новый:
А на моём негативе - оба сразу!
Историю Канавинского моста пересказывать не буду. Если интересно - прочтите
статью Виктора Мальцева.
Отдельная благодарность сайтам и людям, информацию которых я использовал:
rivershkiperФорум.Астрахань.РуРИА Самара Библиотека А.Соснина СаратовБизнесКонсалтинг Форум Речных Путешественников