Проявление чрезмерности в такфире (ч.2)

Jun 08, 2009 00:28


Опасность такфира

Мы должны здесь отметить, что решение о неверии какого-либо человека является очень серьезным и опасным, так как ведет к чрезвычайно серьезным последствиям, а именно:



1. Его жене не дозволяется оставаться с ним и необходимо разделить между ним и мужем, так как мусульманка не может быть женой неверного, согласно единогласному мнению ученых (иджме).

2. Его дети не могут оставаться под его властью, так как он не выступает гарантом безопасности для них и может склонить их к неверию, а исламское общество несет за них ответственность.

3. Он теряет право опеки и помощи со стороны исламского общества после того как сам откололся от него и вышел против него открытым неверием и вероотступничеством. Поэтому, он заслуживает бойкота, пока не вернется к благоразумности.

4. Его должны судить исламским судом для официального признания вероотступником после предложения о покаянии и избавления его от сомнений, приведением ему должных аргументов (икъаматуль худжа).

5. В случае его смерти в отношении него не действуют законы мусульман: его не моют, над ним не совершают погребальную молитву, не хоронят на мусульманском кладбище, его имущество не переходит по наследству, как и сам он не наследует в случае смерти наследодателя.

6. Если он умер в неверии, то он заслуживает проклятие Аллаха и отстранение его от милости Всевышнего, а также вечного пребывания в адском огне.

Все эти нормы касаются того, о ком вынесено решение о признании его неверным. Поэтому, такое решение заслуживает тщательной перепроверки прежде чем оно будет принято.

Необходимость возвращения к Корану и Сунне

В связи с вышесказанным, необходимо обратиться к текстам Корана и Сунны для того, чтобы обозначить в их рамках шариатские основы, на которых строятся подобные вопросы, чрезвычайно важные как в религии Аллаха, так и для жизни людей.

Мы полностью основываемся на несомненных и святых текстах Книги Аллаха и Сунны Его Посланника, которые являются решающим аргументом и достаточной основой и если мы приводим высказывания некоторых ученых, то не затем, что они сами по себе являются аргументом, однако, для обозначения их понимания религиозных текстов, для того, чтобы избежать сомнительного, а также избежать противоречий в представлении аргументов.

Также необходимо отметить, что предшественники этой уммы (саляфы) из сподвижников и тех, кто последовал им, являются самыми верными в этой умме в своем пути и самыми правильными в своем понимании, и самыми последовательными в своих поступках, и самыми тонко чувствующими дух Ислама, и самыми ревностными его последователями. Поэтому, когда бы мы не нашли у них ясно выраженного пути, мы не отходим от него в пользу представителей последующих поколений, так как они по свидетельству самого Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, являются лучшими поколениями мусульман.

Посредством чего человек становится мусульманином?

Первое правило или же первый принцип гласит, что человек становится мусульманином после произнесения двух свидетельств: свидетельства, что нет иного бога кроме Аллаха и что Мухаммад - посланник Аллаха.

Таким образом, тот, кто произнес два свидетельства своим языком, тот становится мусульманином и в отношении него применяются те же нормы, что и в отношении остальных мусульман, даже если он и остался неверующим в своем сердце, так как нам велено судить по внешнему и оставлять Всевышнему Аллаху скрытое.

Аргументом в пользу этого служит:

1. То, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, признавал Ислам того, кто произносил два свидетельства, а не ждал для этого наступления времени молитвы, времени выплаты заката, или же времени поста в Рамадан для того, чтобы убедиться в том, что этот человек исполняет обязанности и только затем признать его Ислам.

2. Хадис Усамы бин Зайда, да будет доволен им Аллаха, который приводят Бухари и другие о том, что он убил человека, который, увидев занесенный над собой меч, произнес: «Нет иного божества кроме Аллаха». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выразил сильное недовольство его поступком и сказал: «Неужели ты убил его после того, как он сказал: «Нет иного божества кроме Аллаха?!» Усама ответил: «Но ведь он сказал это, опасаясь моего меча». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Разве ты раскрыл его сердце?» В некоторых других версиях хадиса говорится: «Что ты сделаешь со словами «Нет иного божества кроме Аллаха» в Судный день?»

3. Хадис Абу Хурайры: «Мне было велено сражаться с этими людьми, пока они не скажут: «Нет бога, кроме Аллаха», - а кто произнесёт (эти слова, тем самым) защитит от меня своё имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что можно будет лишить его имущества или жизни) по праву, и тогда (лишь) Аллах (сможет потребовать) от него отчёта»!» (Бухари и Муслим)

А в версии Муслима: «Пока они не засвидетельствуют, что нет иного божества кроме Аллаха и не уверуют в меня и в то, с чем я пришел». Также у Бухари от Анаса передается (марфуан - то есть, ученые эти слова отнесли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха): «Пока они не засвидетельствуют, что нет иного божества кроме Аллаха и что Мухаммад - Его раб и посланник». Под словом «людьми» в хадисе подразумеваются арабы-многобожники, как на это указывают ученые и как раскрывает это сам Анас в своем хадисе, так как обладатели писания имеют право выплачивать джизья, согласно тексту Корана.

Отметим здесь, что если они произнесут «Нет иного божества кроме Аллаха» они этим зайдут в Ислам, на что указывает неприкосновенность их крови и имущества, так как неприкосновенность имеет место, либо по причине Ислама, либо договора, или если человек относится к ахлю-зимма (обладатели писания, проживающие на территории мусульманского государства под защитой мусульман - прим. пер.) А в данном случае не упомянут ни договор, ни зима, поэтому остается только Ислам.

Данный хадис достоверно передан от большого количества сподвижников с примерно схожими выражениями. На это указывает Суйюти в своей работе «аль-Джами ас-Сагыр»: «Данный хадис является хадисом мутаватир (не подлежащий сомнению в своей достоверности - прим. пер). Аль-Манави, толкующий этот хадис, говорит: «Потому что его передали пятнадцать сподвижников»».
Передается от Суфьяна бин Уяйна, одного из имамов хадиса своего времени, что он сказал: «Это было сказано в начале Ислама, когда вообще еще не была предписана молитва, пост, закат и хиджра».

Однако, Ибн Раджаб аль-Ханбали в своей книге «Джами аль-Улюм валь-Хикам» говорит, приводя эти слова: «Это очень слабое мнение. Также есть сомнение в том, что эти слова переданы от Суфьяна, потому что передатчики упомянутых хадисов были с посланником Аллаха в Медине, а некоторые из них приняли Ислам позже. Затем слова в хадисе «защитят от меня свою кровь и свое имущество» указывают на то, что во время произнесения этих слов ему уже было велено сражаться, что могло иметь место только после его переселения в Медину».

Он также (Ибн Раджаб - прим. пер.) сказал: «Несомненно известно («маълюм би дарура»), что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, удовлетворялся принятием от того, кто желал войти в Ислам, двух свидетельств, что служило причиной неприкосновенности его крови и делало его мусульманином. Поистине он проявил сильное негодование в отношении Усамы бин Зайда, который убил того, кто произнес «Нет иного божества кроме Аллаха», когда тот поднял над ним меч. И Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не ставил условием для желающего принять Ислам, чтобы он совершал молитву или выплачивал закат. Более того, передается, что он принял от группы людей Ислам, хотя они поставили условие, что не будут выплачивать закат.

В «Муснаде» имама Ахмада от Джабира, да будет доволен им Аллаха, передается: «Бану Сакиф поставили Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, условие, что они не будут выплачивать закат и совершать джихад, а также, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В будущем они будут платить закат и совершать джихад». Также в «Муснаде» имама Ахмада от Насыра бин Асыма аль-Ляйси передается, что человек из этого племени пришел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха и принял Ислам на условии, что будет совершать две молитвы и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принял его.
Ибн Раджаб говорит: «Имам Ахмад, основываясь на этих хадисах, сказал: «Принятие Ислама на ничтожном (недействительном) условии является действительным, но при этом, он обязан соблюдать все столпы Ислама».

Они также приводят в качестве аргумента то, что Хаким бин Хизам сказал: «Я принес присягу, Пророку, мир ему и благословение Аллаха, на условии, что я буду молиться только стоя».

Проверявший этот хадис, сказал: «Смысл в том, что он будет совершать земной поклон (суджуд), без совершения поясного поклона (рукуъ)». Конец цитаты ибн Раджаба.

Из этих слов для нас важны две вещи:

1. Вхождение в Ислам происходит путем произнесения двух свидетельств и, хотя в некоторых хадисах упоминается только одно свидетельство, то это, скорее всего, для упрощения от некоторых передатчиков, либо потому что арабы-многобожники, которые подразумеваются в хадисе под словом «людьми», не признавали бы свидетельство единобожия, кроме как, если признали того, кто принес его и призвал к нему, то есть Мухаммада - Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.

Поэтому, от некоторых праведных предшественников передается, что «Ислам - это слово», то есть слово свидетельства.
Что касается молитвы, постов и других столпов Ислама и его обязанностей, то они возлагаются на человека после того, как они становятся мусульманами, так как исполнение этих обязанностей не будет действительным и не будет принято, кроме как от мусульманина.

Что касается неверного, то у него нет молитвы, посты, хаджа и т.д., так как в нем отсутствует условие принятия его дел - Ислам.

2. То, на что указали последние хадисы, приведенные ибн Раджабом, которые передал имам сунны Ахмад бин Ханбаль о гибкости и мягкости, с помощью, которых Пророк, мир ему и благословение Аллаха, решал вопросы, в особенности в отношении тех, кто принимал Ислам.

Поистине он принял от некоторых из них то, что не принимал от других. Передается от Башира бин аль-Хасасия, что он хотел присягнуть Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в принятии Ислама, отказавшись от выплаты заката и джихада, однако Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О Башир… без джихада и заката?! С помощью чего же ты тогда войдешь в Рай?!» Однако Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принял это от племени Сакиф, так как он знал, что они не будут упорствовать на своих условиях, и что если они окрепнут в Исламе, то станут совершать то, что совершают остальные мусульмане. Поэтому он с уверенностью сказал о них: «В будущем они будут платить закат и совершать джихад».

Второй основой является то, что тот, кто умер в единобожии, т.е. на словах «Нет иного божества, кроме Аллаха», тот получит две вещи:
1. Спасение от вечного пребывания в Аду, даже если он совершил определенное количество прегрешений, будь то связанных с Аллахом, как прелюбодеяние или же с правами рабов, как воровство. Даже если этот человек по причине своих грехов войдет в Ад, впоследствии он в любом случае выйдет из него, поскольку в его сердце имеется хоть мельчайшее зернышко веры.

2. Право в конечном итоге зайти в Рай, даже если это будет отложено на долгое время и он не сможет войти в Рай с первыми группами людей по причине пребывания в Аду за свои грехи, в которых он не успел раскаяться и которые не были стерты по какой-либо из причин.

Аргументом в пользу этого служат известные достоверные хадисы упомянутые в двух «Сахихах» и других сборниках.

От Ибада бин Самита, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто засвидетельствует, что нет иного божества, кроме Единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей, а также, что Мухаммад - Его раб и посланник, а также, что Иса - раб Аллаха и Его посланник, и Слово Его, которое Он вложил в Марьям и Дух от Него, а также, что Рай - истина и Ад - истина, того введет Аллах в Рай каковы бы ни были его дела».

От Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, передается: «Я пришел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Какой бы раб не произнес «Нет иного божества, кроме Аллаха» и умер на этом - его исходом будет Рай».

«Поистине Аллах сделал запретным для Ада того, кто произнес «Нет иного божества, кроме Аллаха» желая этим Лика Аллаха», то есть, не произнося это лишь для того, чтобы защитить свою кровь и свое имущество, как это делали лицемеры во время Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Также от Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Непременно выйдет из Ада тот, кто произнес «Нет иного божества, кроме Аллаха», а в его сердце было благо весом хотя бы в пшеничное зернышко».

Все эти хадисы приведены в сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима.

Также в этих сборниках передается хадис от Абу Зарра, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ко мне пришел ангел Джибриль и обрадовал меня тем, что тот, кто умер из моей общины, не придавая Аллаху сотоварищей, тот войдет в Рай. Я спросил: «И даже, если он совершал прелюбодеяние и воровал?» Он ответил: «И даже, если он совершал прелюбодеяние и воровал».

Также у Муслима приводится хадис от Ибада, который сказал: «Я слышал как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Кто засвидетельствовал, что нет иного божества, кроме Аллаха и что Мухаммад - Посланник Аллаха, для того Аллах делает запретным Ад».

Также существует большое количество других хадисов, ясные в своих указаниях на то, что слова свидетельства являются причиной вхождения в Рай и спасения от Ада. Под вхождением в Рай здесь понимается попадание в него в итоге после перенесения мучений в Аду в течение определенного времени.

Также под словами «спасение от Огня» подразумевается спасение от вечного пребывания в нем.

Мы приводим здесь эти пояснения для того, чтобы можно было понять эти и другие хадисы, которые запрещают Рай и предписывают Ад за совершение некоторых грехов. И мы не можем сталкивать друг с другом два противоречащих текста без пояснений.

Продолжение следует

Знания, Такфир

Previous post Next post
Up