Проявление чрезмерности в такфире

Jun 07, 2009 21:50


Сайт аль-Азхар.ру публикует, на наш взгляд, очень актуальную на сегодняшний день книгу известного современного ученого, проповедника и мыслителя Юсуфа аль-Карадави "Проявления чрезмерности в такфире". Мы выставляем книгу как она есть в арабском оригинале, без вырезок и добавлений, за исключением того, что не публикуем вступление, так как оно содержит много дополнительной информации, связанной с ситуацией в арабских странах, не относящейся напрямую к данной теме.

Огромная просьба ко всем читателям очень внимательно и осторожно отнестись к данной теме, читать статьи во взаимной связи, а не отрывочно. Перед чтением следующей статьи ознакомьтесь с содержанием предыдущей части, так как недопонимание в данной теме очень опасно.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он внушил мусульманам правильное понимание его религии и исправил их в том, в чем они ошибаются, и укрепил в том, в чем они на верном пути, и Он над каждой вещью мощен.

Проявление чрезмерности в такфире


Ко мне пришли следующие два письма.

В первом из них говорится: «Скорее всего, вы слышали то, что распространили некоторые газеты и то, что вертится на устах у людей о появлении новой религии под названием так называемого «Джамаат ат-Такфир» или «Джамаат аль-Кахф» или «Джамаат аль-Хиджра» и под некоторыми другими именами. Также появились и другие, которые не имеют имен. Эти проявления воплощают общее направление, которое вкратце можно выразить как «чрезмерность в такфире» несмотря на то, что представители этого направления разногласят в некоторых причинах и условиях такфира.

Среди них есть те, кто обвиняют в неверии совершающих большие грехи, подобно тому как прежде это делали хариджиты. Среди них есть также те, кто говорит: «я не выношу такфир в отношении того, кто совершает большие грехи, а только в отношении того, кто упорствует в них». Среди них есть также те, кто говорит: «поистине, большинство людей, которые относят себя к Исламу и называются мусульманами сегодня, не являются таковыми». В отношении всего этого они приводят аргументы и вступают в споры с людьми, некоторые из которых возможно вы читали. На все это ученые давали ответы в некоторых газетах. И я, наверно, не преувеличу, если скажу, что это дело не является таким малозначимым, как представляют его люди, напротив, оно представляет собой большую опасность. Оно захватывает большое количество молодежи, которая занимается этим в своих собраниях и уроках, желая в своих дискуссиях дойти до справедливого решения и окончательного слова.

Исходя из того, что у нас есть доверие к вашему знанию, и вашему пониманию, вашей религии, и вашей искренности в отношении истины без предвзятости в отношении какой-либо из сторон или склонности к какому-либо мнению по причине слепого следования или слепой любви или же ради довольства большинства, мы просим вас разъяснить позицию истинного Ислама в отношении данного направления в рамках шариатских аргументов, признаваемых учеными уммы. Мы надеемся, что вы придадите этому делу должное внимание, несмотря на вашу занятость. Это дело в нашем понимании является одним из важнейших и заслуживает первостепенного решения. Мы ждем ваших разъяснений и молим Аллаха за вас».
Джамаат исламской молодежи Каира.

Второе письмо также от другой исламской молодежи из Саны на севере Йемена. В тексте письма сказано:
«Каково ваше мнение относительно мусульманина, который убежден, что все представители уммы Йемена и других стран, а также Йеменское общество в целом являются неверными вероотступниками в независимости от того, есть ли среди них те, кто придерживается столпов Ислама или нет, независимо от того, ученый среди них или невежда, мужчина или женщина? А также, что их страна - «дар уль-Харб» или «дар ур-Ридда», а также то, что пятничные и другие коллективные молитвы в мечетях не являются действительными, так как это молитвы за неверными и вероотступниками, а также, что повеление одобряемого и запрет порицаемого не является обязательным в обществе вероотступников, которых вначале нужно призывать к тому, что не бога кроме Аллаха и Мухаммад - Посланник Аллаха, а также, что призыв к доброму и запрет порицаемого является обязательным только в исламском обществе, то есть в «Дар уль-Ислам».

Являются ли эти убеждения правильными и имеют ли прямое и четкое обоснование в Коране и достоверной сунне, а также в убеждениях праведных предков в единодушном мнении общины мусульман? Или же эти убеждения неправильны, не имеющие основания в Коране и достоверной сунне, а также в убеждениях праведных предков и единодушном мнении общины мусульман? Надеемся на подробный ответ».

Я благодарю эти две группы исламской молодежи Каира и Саны за доверие мне и прошу Аллаха, чтобы Он сделал меня соответствующим их хорошим представлениям обо мне и простил мне то, о чем они не знают. А затем сразу скажу. Поистине, я осознаю всю опасность этой темы, которую они подняли и которая занимает умы большого количества им подобных - эта тема чрезмерности в такфире. Я был свидетелем влияния этого течения на умы некоторой части искренней в своих намерениях, чистых своими сердцами молодежи в некоторых арабских странах. И слышал от некоторых из них то, на что они опираются из аргументов и прочел кое-что из этого. Однако, мне захотелось прочитать что-то конкретное, разъясняющее идею этих людей полностью, подкрепленное аргументами, которыми они обосновывают свою позицию. На это мусульманский ученый-правовед может дать ответ на основе того, что они объявили устно или письменно и чего они ревностно придерживаются.

Но все же, если то, что я напишу не отражает их положений, не является запретным для нас оспаривать в общем идею такфира, не касаясь мелких подробностей.

Данный вопрос имеет свои корни в истории исламской мысли со времен хавариджей и пожалуй это первый вопрос, который стал заботить умы мусульман и имел большие научные, мыслительные и военные последствия для нескольких поколений. Затем исламская мысль освободилась от этих идей и вернулась к тому, на чем стоят ахлю сунна валь джамаа.

Я не буду скрывать, что уже долгое время готовлю книгу по вопросам такфира и до сих пор не закончил ее, несмотря на побуждение большого количества людей, переживающих за призыв, на обязательность в поспешности ее завершения. И это несмотря на мое понимание острой необходимости в ней, но при наличии большой занятости с одной стороны, и веры в то, что необходимо созреть для того, чтобы быть готовым рассмотреть полностью этот вопрос с другой стороны, а также мое желание досконально узнать взгляды тех, кого называют «Джамаат ат-Такфир» с третей стороны. Все это оттягивает время выхода книги до сегодняшнего дня. И я прошу Аллаха помочь мне в окончании ее на том, чем Он будет доволен. Но это не мешает мне сказать несколько слов по данной теме вкратце…

Проявления такфира, причины которых необходимо прояснить

Первое о чем мы должны здесь упомянуть: поистине, эти проявления (проявления чрезмерности в такфире) нуждаются в анализе и изучении с точки зрения причин для эффективного решения данной проблемы. Что касается тех, кто считает (представители власти), что решение этой проблемы заключается в преследованиях, репрессиях и арестах, и других жестких мерах, то они, вне всякого сомнения, ошибаются по двум причинам:

1. Потому что с идеей невозможно бороться, кроме как при помощи другой идеи, а использование только лишь жесткости в борьбе с ней не приведет ни к чему, кроме как к разрастанию этой идеи, а ее приверженцев только укрепит на их позициях. Необходимым является решение данной проблемы с помощью убеждения и разъяснения, доказывания и устранения сомнений.

2. Потому что представители этой идеи в своем большинстве являются искренними религиозными людьми, много постящимися и длительно выстаивающими молитвы, ревностными людьми, которые переживают за то, что они видят в обществе идейные искажения, нравственное опустошение, социальную испорченность и политический раскол.

Они являются реформаторами, которые сильно желают направить свой народ, несмотря на то, что они ошиблись в своих методах и сбились с пути. Поэтому нам необходимо оценить в должной мере их побудительные мотивы, а не представлять их в виде льва, оскалившего свои зубы, который хочет покончить с обществом и разрушить его.

Тот, кто обратится к изучению причин данного проявления, обнаружит, что оно заключается в следующих моментах:
1. Распространенность действительного неверия и вероотступничества в наших исламских обществах, высокомерие их обладателей, а также использование ими средств массовой информации для распространения проявлений неверия на всех мусульман и без отсутствия того, кто остановит их или ответит на их заблуждения.

2. Послабления некоторых ученых в отношении этих действительных неверных и объявления их мусульманами, в то время как Ислам к ним непричастен.

3. Преследование носителей правильной исламской идеи, а также исламского призыва на основе Корана и Сунны, притеснение их самих и их призыва, ограничение свободомыслия. Все это не порождает ничего, кроме как искаженных течений, которые действуют в подполье в атмосфере полной закрытости от света и открытого диалога.

4. Слабость этой молодежи в багаже исламского права (фикха) и его основ, а также отсутствие глубокого изучения исламских и языковых наук. Это привело их к тому, что они берут некоторые тексты и оставляют другие, или же обращаются к неоднозначным текстам, оставляя ясные, или же ухватываются за детали, забывая общие принципы и основы, или же понимая некоторые тексты поверхностно и т.д. оставляя большое количество моментов, необходимых для того, кто выносит фатву, особенно в этих опасных вопросах.

Одна лишь искренность не является достаточной, если она не опирается на глубокое понимание Шариата и его норм. В противном случае, обладатель этой искренности может попасть в то, во что попали хариджиты, о которых есть достоверные хадисы, переданные десятками путей, как говорит об этом имам Ахмад, и все это, несмотря на их сильное усердие в поклонении и совершении обрядов.

Поэтому, имамы прошлого побуждали в первую очередь к получению знаний до начала поклонения и джихада, чтобы не сойти с пути Аллаха, сам того не ведая. Хасан аль-Басри сказал: «Действующий не имея знаний подобен идущему неправильной дорогой. Совершающий поступки не имея знаний больше портит, чем исправляет. Поэтому приобретайте знания в степени, которая не повредит вашему поклонению и стремитесь к поклонению в степени, которая не повредит вашей учебе. Поистине, часть людей стремились к поклонению и оставили знания, так что в итоге вышли со своими мечами против общины Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. А если бы они стремились к знаниям, то оно бы не привело их к тому, что они сделали».

Обвинение в неверии того, кто этого заслуживает

Говоря кратко, мы должны обвинять в неверии тех, кто открыто никого не стесняясь, заявляет о своем неверии и удержать свои языки от тех, кто проявляет Ислам, если даже их внутренность лишена веры. Их в Исламе называют лицемерами, которые говорят «мы уверовали» своими языками, однако их сердца не веруют, а их дела не подтверждают их слова. К ним в этом мире применяются нормы мусульман по их внешним поступкам, а в Судный день они будут на самом нижнем слое ада.

К неверным, которые без сомнения и скрытости должны быть объявлены таковыми, относятся следующие категории людей:

1. Коммунисты, которые привержены своей идее и веруют в нее как в философию и систему жизни, несмотря на ее противоречия убеждениям Ислама, его законам и ценностям, и которые веруют, что религия является опиумом для народов и враждуют со всеми религиями, проявляя особую вражду и ненависть к Исламу, потому что Ислам - это убеждение, система и полноценная культура.

2. Светские правители, а также представители светских партий, которые открыто отрицают законы Аллаха и заявляют о том, что государство должно быть отделено от религии, а если их призовут к законам Аллаха, Его Посланника - они отказываются и более того, начинают яростно воевать с теми, кто их призывает к установлению законов Аллаха и возврату к Исламу. (Обратите внимание, что необходимо разделять между категориями людей, являющихся неверными и конкретным человеком, решение относительно которого должна выносить соответствующая структура в мусульманском государстве. Поэтому не является дозволенным каждому человеку выносить такое решение на основе вышесказанного - прим. пер.)

3. Представители сект, которые явно вышли из Ислама, например, друзы, нусайриты и подобные им, о которых имам аль-Газали и другие сказали: «Их внешнее проявление - отказ, а внутреннее состояние - неверие». Шейх уль-Ислам ибн Таймия сказал о них: «Они более неверные, чем иудеи и христиане, так как они отрицают как отдельные части Ислама, так и его основы, которые без сомнения признаются всеми». В наше время им подобны бахаиты, которые являются представителями новой религии, а также близкие к ним кадъяниты, которые объявили о новом пророчестве после Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, сделанного Всевышним печатью всех пророков.

Разделение между категориями людей и конкретной личностью

Есть важный момент, на который необходимо обратить внимание, указанный учеными: необходимость различия между конкретным человеком и категорией людей в вопросе такфира. Это означает, например, если мы говорим: коммунисты - неверные или светские правители, отрицающие закон Шариата - неверные или говорим: «Кто сказал то-то или призвал к тому-то - тот неверный». Все это решение в отношении категории людей. Если же рассматривается вопрос в отношении конкретной личности, относящейся к той или иной категории, необходимо подробное и детальное изучение и удостоверение истинного положения вещей в отношении него с помощью вопроса и диалога, для установления над ним аргумента снятия сомнений и отсечения оправданий.

Шейх уль-Ислам ибн Таймия говорит: «Поистине слово может быть неверием и в отношении сказавшего его могут вынести такфир и сказать: «Кто сказал такое-то - тот неверный». Однако, конкретный человек, который сказал подобное, не обвиняется в неверии, пока над ним не будет установлен аргумент, отказавшийся от которого становится неверным». Поистине Всевышний Аллах говорит:
«Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (Коран: 4, 10)

Этот и подобные ему устрашающие тексты являются истиной. Однако, мы не можем переложить эту угрозу на конкретного человека и не можем свидетельствовать о конкретном человеке, что он будет прибывать в огне исходя из того, что угроза может не коснуться его по причине отсутствия одного из условий, необходимых для этого или наличия определенного препятствия. Допустим, он мог не знать о запрете или же он покаялся в совершенном, или же у него могут быть большое количество благих дел, которые сотрут наказание за совершение запретного, или же он может быть испытан бедами, которые искупят этот поступок, или же он может получить заступничество того, кто имеет право на это».

Ибн Таймия также сказал: «Таким же образом дело обстоит с выражениями, высказывая которые, человек может впасть в неверие. Может быть человек не знал необходимых для познания истины аргументов… или же до него дошли эти аргументы, но он не убедился в их достоверности, или же не смог правильно понять их, или же ему были представлены сомнения относительно этих аргументов из-за чего Аллах оправдает его».

Он также сказал: «Мазхабы имамов основываются на данном различии между категориями неверия и конкретными лицами» (Рисаляту аль-Мардания. Шейх уль-Ислам ибн Таймия).

Если подобная осторожность необходима в отношении тех, кто прямо заявляет о своем неверии, то как же может мусульманин спешить с обвинением в неверии огромных масс людей, которые свидетельствуют «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Аллаха», даже если в их поведении смешались благие и непристойные поступки?

Поистине, произнесенные ими два свидетельства сделали запретными их кровь и их имущество (кроме как по праву), а их отчет перед Всевышним Аллахом. Поистине, нам велено судить по внешним признакам, а Аллаху ведомо то, что скрывается внутри. Передан достоверный, и даже более того, хадис-мутаватир, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не произнесут: «Нет божества кроме Аллаха», а если они скажут это, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а их отчет перед Всевышним Аллахом».

Продолжение следует

Знания, Такфир

Previous post Next post
Up