Сегодня состоялось первое занятие нашей короткой программы психологической подготовки к школе.
В начале, конечно, мы знакомились. После первого круга имен, мы играли в "Снежный ком" - когда по кругу мы назвали имя+ какое-то слово; потом следующий человек называл предыдущее имя и слово, потом свое, и так далее, по кругу, с каждым ходом "обрастая" все большим количеством имен и слов. Чем дальше человек - тем больше имен и слов ему надо было вспомнить, он говорил так: Лёля - радуга, Юля - листик, Маруся - березка, Илюша - лампочка и т.п. Игры такого типа хороши и для установления контакта, и для развития памяти.
Потом мы играли "я знаю много названий ... " - по кругу передавая мяч, мы вспоминали названия домашних животных. Игр такого типа существует очень много - и замечательно то, что они не требуют ни инвентаря, ни специального времени и места. Ведь можно идти к дому, и вспоминать по пути виды рыб, названия городов, растения или марки машин.
Следующий блок игр был посвящен теме самоконтроля. Контролировать себя и свое состояние - трудный навык, который развивается постепенно. Для того, чтобы легче управлять своим поведением и состоянием, хорошо уметь на самых разных уровнях контролировать свое тело, голос, позу и т.п. Для этого прекрасно подходят подвижные игры, в которых чередуются движения с разной скоростью, замедление-ускорение, напряжение-расслабление. Мы играли в игры "Заводная игрушка", "Солдат и тряпичная кукла", "Быстро-медленно-стоп", "Снежная королева" и в "Море волнуется раз, море волнуется два" (эти игры я опишу отдельными постами).
После этого мы играли в игру, которая очень похожа на "волшебный мешочек" фирмы Вальда или "быструю сумочку", в которых необходимо на ощупь находить нужные детали. Игра, в которую играли мы - чуть особенная, потому что в ней не мешочек, а 2 круга, сшитых так, что в середину, где лежат фигурки, есть 8 "входов", и игроки могут одновременно искать нужные им фигуры.
Мы играли и с правилом, что все ищут свои фигуры одновременно, и строго соблюдая очередность. С моей точки зрения, игровые правила - это прекрасная возможность тренироваться выполнять самые разные правила, которых так много в жизни, и в том числе в школьной жизни. Так получилось, что один участник игры нарушил правило - и в свой ход сделал две попытки найти нужную фигурку. Это сложный момент для игры и любого взрослого: считать ли такое "нарушение" важным? Обратить ли на это внимание - или нет? Мне кажется, что для детей любого возраста важно проверять границы - и то, как работают те или иные правила. И в такой ситуации и для ребенка, который нарушил оговоренное правило, и для других игроков важно, чтобы все было справедливо, честно и ясно. В данной ситуации мы договорились, что этот игрок пропустит следующий ход, что этот ход как будто уже сделан.
Другой темой, которая несколько раз звучала сегодня, было то, что свои намерения важно проговаривать. Например, если ребенок хочет, чтобы другой ребенок дал ему что-то - или начал бы с ним игру - ему можно и нужно сначала об этом сказать словами, а потом уже действовать - даже если речь идет о том, чтобы помочь или сделать нечто заведомо приятное. Озвучивание намерений - а также планов и разных правил - то, что может и должно идти от взрослого. Я люблю заранее предупреждать детей, когда собираюсь закончить игру: "еще 3 карточки - и будем играть в следующую игру". Когда будущее более понятно и предсказуемо - пусть на 5 минут - всем комфортней и проще перестраиваться и настраиваться на смену деятельности.
В конце мы играли в детский Алиас - "скажи иначе". Мне нравятся разные игры, которые учат формулировать и доступно объяснять свои мысли - и понимать других людей. Алиас - далеко не единственный в этом роде - хорошо идут и такие игры, как "контакт", и "шляпа", и разного рода загадки-объяснения.
Альбом:
Золотой ключик
Альбом:
Золотой ключик
Альбом:
Золотой ключик
Альбом:
Золотой ключик
Альбом:
Золотой ключик
Альбом:
Золотой ключик