Идеальные незнакомцы (2016, Италия)

Jul 03, 2017 12:25

Фильм о том, как превратить в драму дружеский ужин.

Трое друзей детства с женами собрались поужинать. У четвертого друга пары пока нет. После развода он завел новую подружку, но пока друзьям не показывает. И на этот ужин пришел один, сославшись, что подружка себя плохо чувствует, ей не до знакомств.

Одна пара недавно поженилась, и жена радуется, что "наконец-то стала своей в их кружке", остальные давно живут вместе. Все вроде бы знают друг друга как облупленных. Страсть и все остальное давно перешли в привычку, люди развлекают себя, как могут. И вот за ужином рождается идея принимать все входящие на телефон, от звонков до смс и сообщений в вотсап, по громкой связи: им же нечего друг от друга скрывать?

Кинематографическая условность единственная: в том, что в эти два часа ужина всех как прорвало. Режиссеру со сценаристом явно пришлось уплотнить входящие. А в остальном - вполне жизненно.

Одному из друзей любовница каждый вечер присылает "себяшки" в обнаженном и готовом к употреблению виде. Его жена (и мать его двоих прекрасных детей) давно беспокоится, что он к ней даже не притрагивается, и поэтому напропалую флиртует в вирте с каким-то хмырем. Она с ним даже ни разу не разговаривала, но ходит по его запросу без трусов. И на ужин без них пришла. И надо видеть, как муж-изменщик взрывается, когда всплывает этот хмырь с горы! Он явно первый начал и в любом случае куда дальше зашел, но гвоздить жену за виртуальный флирт принимается как потерпевший. И это не звучит как попытка "перевести стрелки", потому что лучший способ защиты - это нападение.

Друг-молодожен трахает все, что шевелится. Например, жену третьего друга, которая работает психоаналитиком и хочет увеличить себе грудь. И еще диспетчера из таксопарка, которая звонит именно во время злосчастного ужина, чтобы сообщить, что у нее на тесте две полоски. А у новобрачной в телефоне прочно живет бывший.

А подружка четвертого оказывается вовсе дружком.

И телефоны у всех, как выясняется, ну, просто черные ящики. По мере того, как вскрывается и проясняется их содержимое, нарастают боль с обидами, а драма начинает переходить в трагедию.

И неожиданная развязка: все мирно расходятся. На самом деле, игра не состоялась. Единственный из друзей, которому реально нечего скрывать, у него даже пароля на телефоне нет, наотрез отказался от игры, сказав, что все они - слишком хрупкие, чтобы так рисковать. И вот они расходятся "при своих", и тишком пишут друг другу сообщения, поддерживающие все эти "опасные связи". Все это на самом деле есть, просто не вскрылось. "Хочу поблагодарить Еву за прекрасный ужин", - говорит в машине кобелина-молодожен. А в телефоне у него на самом деле:
- Я весь ужин тебя хотела!
- Я тебя тоже!

Кризис среднего возраста - такая неудобная для съемки и описания тема! Такая скучная и мелкотравчатая бытовуха! Люди попадают в колею устоявшихся привычек, в которой только на месте вверх для разнообразия попрыгать можно. Кураж выдыхается, все способы как-то расшевелиться перебраны не по одному разу. И пошла "плясать компания" в меру скудной фантазии, придавленной привычной бытовухой со столь же привычными повседневными проблемами: деньги, работа, пубертат, живущая совместно свекровь...

У Апдайка есть роман "Супружеские пары" на эту же тему. Кажется монотонным, скучным, затянутым. Герои не вызывают сопереживания: мелкие скучные людишки нудно копошатся, не ценят, что имеют, и загоняют себя в полное уныние. Наблюдать за ними мучительно. Не верится, что люди бывают такими дураками. Невозможно представить, что бывают состояния, способные превратить нормальных, в сущности, людей, в настолько беспросветных дураков. В погоне за капелькой острых ощущений, необходимых исключительно в качестве "приправы", персонажи Апдайка как идиоты рушат все хорошее вокруг себя, превращая весь мир, не только свою семью, в выгребную яму.

Фильм мне понравился куда больше. Во-первых, всего один ужин практически в режиме реального времени. Во-вторых, по-итальянски живо и темпераментно. В-третьих, развязка-перевертыш, а не обзор развалин, заваленных дерьмом, с высоты полета квадрикоптера, как у Апдайка.

Мы с мужем разошлись в оценке мужика, которому оказалось нечего скрывать. Ему за вечер лишь дочка-подросток позвонила, посоветоваться, стоит ли ехать на ночь в гости к мальчику, в которого она влюблена, и у которого родители из дома отвалили. И мужик с ней очень толково и душевно поговорил по громкой связи. Мне очень понравился, а муж сказал, что таких не бывает, это кинематографическая условность. Мол, в системе персонажей должен найтись хоть один "беленький", хотя бы для противовеса с надеждой, но в жизни "чисто беленьких" не бывает. Просто или концы припрятаны надежнее, чем у остальных, или до этапа, на котором они появляются, дойти не успели.

Второй интересный вопрос: а если жизнь нормальная, надо ли прояснять подоплеки? Или то, чего не знаешь, пусть и не беспокоит?

И третий: один из персонажей говорит ближе к финалу, что он хотел, чтоб его "вывели на чистую воду", чтоб все уже открылось, и не надо было бы больше скрывать реальное положение вещей. Но сам при этом взять и рассказать почему-то не захотел, сидел и ждал оказии, то есть, когда его уже попалят и просекут.

Кино

Previous post Next post
Up