Б-1 (Е-14)

Mar 18, 2012 20:05

Что-то я совсем залип в сплетнях и бытии, сегодня будет о прекрасном.





В конце восемнадцатого века Наполеону приспичило идти покорять Египет. Один из участников этой экспедиции обратил внимание на большое количество руин у районе арабской деревушки Тель Амарна, которые не были нанесены ни на одну карту. Потом, уже в середине девятнадцатого века одна арабская женщина стирала в реке какие-то свои тряпки и случайно обнаружила глиняную табличку с непонятными надписями. Зная, что европейцы хорошо платят за всякие древности, дама принесла эту табличку на продажу. Когда ученые расшифровали текст, то сильно удивились: оказалось, что это - международный договор между Египтом и Хеттской державой, еще одним очень мощным государством древнего мира. Что делает международный договор в какой-то занюханной деревне? Начались раскопки, и оказалось, что на месте деревни когда-то был город, и не просто город, а столица, и черепок этот - лишь часть позже обнаруженного здесь государственного архива.

Так был открыт город Ахетатон, новая столица фараона Эхнатона. Но так как столицей древнего Египта периода Нового Царства являлсь Фивы, возникает вопрос: какого черта вдруг понадобилась еще одна столица? Ведь если из уже имеющегося города все вдруг резко перебираются на болота в Петербург или в условную Астану - на это должна быть какая-то веская причина.

Эхнатон - это тот самый Эхнатон - реформатор и еретик, про которого я уже как-то писал. Фараон, который считается изобретателем единобожия, правитель, который хотел ввести на территории Египта культ единого бога - солнечного диска Атона. Соответственно, отменив и запретив все старые культы. К моменту начала его правления жрецы бога Амона, главного бога Египта Нового Царства, уже настолько ражирели, что стали конкурировать с фараоном за влияние в стране, и чтобы как-то бороться с этой ситуацией, новый фараон предпринял очень рискованное и смелое решение: он сменил бога.

Но мало сказать, что, мол, с сегодняшнего дня, молимся не этому богу, а другому. Тем более, сделать это в городе, который считался центром поклонения Амону. Это как в Мекке заявить, что с такого-то числа мы уже не мусульмане, а, допустим, зороастрийцы. Такой шаг - это очень рискованный пуси райот. Поэтому фараон предпринимает следующее, логичное в данной ситуации, решение - новая столица для новой идеологии. Чуть ниже от Фив по течению реки Нил Эхнатон основывает новый город, Ахетатон, горизонт Атона. Сюда переезжает он сам с семьей, суда же по приказу фараона перемещается весь двор, а, соответственно, и вся инфраструктура: ремесленники, крестьяне, зодчие, скульпторы и т.д.

Интересна планировка новой столицы. Если в Фивах некрополи расположены на западном берегу, в стране мертвых, там, куда заходит солнце, то в Ахетатоне гробница фараона находится на востоке, там, откуда встает Солнце-Атон. После смерти фараон должен был слиться с богом и вместе с ним согревать и освещать жителей столицы. Более того, если посмотреть на планировку улиц и мысленно продолжить их, то видно, что основные прямые города сходятся в том месте, где находится... гробница фараона. То есть планировка города напоминает самого Атона - так, как его изображали на рельефах того времени: это солнце с расходящимися во все стороны лучами. И каждый лучик заканчивается ладошкой, которая как бы дарит тепло и свет, да и жизнь людям.

Новая идеология потребовала, соответственно, и нового искусства, так как новая религия не может носить старые художественные одежды. Чтобы как-то порвать со старым стилем и начинает развиваться новое художественное направление в искусстве древнего Египта, теперь известное как амарнское.

В амарнский период фараон впервые показан не как карающий и доминирующий альфа-самец, но как любящий семьянин. До Эхнатона типичная скульптура выглядела примерно так



Фараон - статичен, с идеальными чертами лица и телом. То, что мы видим в амарнский период - это скорее ар нуво, в плавными изгибами и диагоналаями. В страну пришла своеобразная гласность - подробно показывают все недостатки фараона, его крупные бедра и большой живот, болезненные и несколько гепетрофированные черты лица.



Гляньте на этот подбородок и эти губы, которым позавидовали бы даже Маши (Распутина и Малиновская).



Не совсем понятно, действительно ли фараон выглядел именно так, или это просто какие-то художественные поиски нового искусства. Существуют версии, что странные формы фараона - это или результат практиковавшихся в Египте близкородственных браков, либо данные формы имеют какой-то сакральный подтекст (фараона изображали с женским лоном, как бы подчеркивая, что он - и отец и мать всех Египтян), либо он - инопланетянин, либо - представитель цивилизации то ли Атлантиды, то ли Гипербореи. Тут уж фантазия у народа гуляет как только может. Возвращаемся назад.

Особый предмет внимания амарнского искусства - тепетные отношения фараона с его семьей. Если мы посмотрим на скульптурные изображения предшественников Эхнатона, к примеру, его отца Аменхотепа III, где у нас изображена жена фараона? Правильно, под коленкой, в соответствующем масштабе (там слева видно). То есть жена изображалась второстепенным персонажем, под сенью мужа - защитника. Но, кстати, Аменхотеп III был первым фараоном, у которого мы видим статую, где он и его жена, царица Тийя, изображены в один рост (эта статуя находится в Каирском Египетском музее). Оба статчино сидят.

В амарнский же период мы видем совершенно другую картину, фараон - семьянин, любящий муж и отец, в кругу любимой семьи.



Справа мы видим Нефертити. Одна из дочерей сидит у нее на коленях и показывает на папу, вторая - на руках, протянула ручку к лучам Атона.



Слева - Эхнатон, держит на руках третью дочь, нежно гладит ее по головке и целует.



Фараон и его жена изображены в одинаковом масштабе, все семейство согревается лучами Атона (но при этом обратите внимание, что только те лучи, что тянутся к царю и царице, имеют на концах знаки вечной жизни анх).



Нечто подобное я видел когда-то в Вене, в дворце Шенбрун. Там есть небольшая картинка, императрица Мария Терезия в кругу семьи. Если не знать, что это - императрица, то можно подумать, что это - какая-то квочка-бюргерша, заботливая мамаша, без какого либо пафоса, просто мать.



Совершенно немыслимый для древнеегипетского искусства сюжет, фараон и его жена целуются! Никогда до этого и никогда после такого в древнеегипетском искусстве такого не было.



Еще один образчик амарского стиля



Юный фараон со своей возлюбленной на прогулке. Любимая протягивает ему букет цветов, чтобы он тоже вкусил их аромат. Раньше считалось, что это - изображение юного Эхнатона и Нефертити. Сейчас высказываются предположения, что на самом деле тут изображены Тутанхамон и его жена, дочь Эхнатона и Нефертити принцесса Анхесенпаатон. Выводы делают из того, что на картинке одна из ног выглядит как-то проблемно, а когда делали рентген мумии Тутанхамона, обнаружили, что одна его нога тоже имела какие-то проблемы, я уж ен помню, о чем там шла речь.



После смерти фараона-мечтателя все возвращается на круги своя. Уже при Тутанхамоне двор возвращается назад в Фивы, в лоно бога Амона. Культ Амона восстанавливается, Ахетатон сначала покинут, а потом, при следующих фараонах, и разрушен, как притон религиозной ереси. Имя Эхнатона стирается из летописей, и то же самое пытаются сделать с его городом. Но как это часто бывает в истории, хотели достигнуть одного результата, а получили несколько противоположный.

Стены домов (в отличие от храмов) в Египте делали из нильского ила, высушенного на солнце (можно сказать, экологически чистые дома, которыми при желании после разрушения можно удобрить поле). Это - довольно мягкий материал, поэтому когда в Ахетатоне представители "истинной" веры крушили стены домов - эти стены как одеяло накрывали находившиеся в домах предметы, не разбивая их. В итоге, можно сказать, произошла своего рода консервация того, чему желали забвения. Один из таких домов - знаменитая теперь на весь мир мастерская скульптора Тутмоса.

В начала двадцатого века раскопки в этой районе проводил немец Людвиг Борхардт. В одном из завалов был однаружен обломок костяной пластинки с дарственной надписью от фараона Эхнатона некоему ваятелю Тутмосу. Когда раскопки продолжили, то обнаружили весь его дом и те неоконченные работы, которые его мастерская делала для царского дома. Судя по всему, после того, как жизнь снова переместилась их Ахетатона в Фивы, туда же переехал и Тутмос со своей мастерской, оставив никому тогда уже не нужные скульптуры в своем доме. Теперь же эти совершенно невероятные по чувственности и утонченности скульптуры представляют собой воплощение самых высот искусства древнего Египта. Очень много трепу, наконец-то переходим к картинкам.

Голова Эхнатона



Что-то такие губы меня в эти выходные просто преследуют



Лицо, которое на рельефе выглядело гипетрофированным и карикатурным, в скульптуре выглядит скорее удивительно вдумчивым и наполненным внутренним смыслом





Тут же, в Новом музее Берлина, были бюсты, по которым можно было увидеть, как работали мастера амарнского периода. Технология была проста: с человека сначала снимали гипсовую маску. Чтобы гипс не прилипал к лицу, лицо покрывали тончайшей влажной материей. Далее по этой маске делали гипсовые отливки, служившие своего рода эталономи, по которым уже в дальнейшем делали статуи из камня.





Одна из дочерей Эхнатона и Нефертити, принцесса Меритатон.



Очень необычная форма черепа



Так это выглядит сзади



Очень красивое, даже какое-то инопланетное личико



В скульптуре специально вырезаны полости, которые потом должны были залить цветной пастой



Жена фараона, царица Нефертити





Еще один бюст Нефертити, из камня



Тут хороша видна задумка скульптора: различные части скульптуры царицы должны были быть сделаны из различного вида камня, поэтому на голове и шее оставлены своеобразные штифты, для соединения различных частей статуи. Забавно, когда у меня сломался один зуб, и его обтачивали, чтобы поставить коронку - от зуба оставили пенек точно такой же формы :)



Еще одна интересная работа: неоконченный бюст Нефертити с пометками мастера



Черные штрихи на скулах, лбе, возле рта - это так мастер обозначил, где еще надо доработать черты лица. Примерно так, если верить сериалам, разрысовывают тело перед пластической операцией



Тут же, в мастерской скульптора Тутмоса, был обнаружен тот самый, тот самый бюст Нефертити. Он лежал лицом в землю, как будто кто-то специально заботливо положил его на пол, чтобы не повредить при погроме.

Слышал в одной из передач, что упомянутый выше Людвиг Борхардт, который проводил раскопки в Ахетатоне, вел подробный журнал всего найденного при раскопках, скрупулёзно и педантично, как это умеют только немцы, примерно так:
- ложка металлическая, такого-то металла, столько-то см в длину, царапины там, там и там
- бусина такого-то цвета, такого-то диаметра из такого-то материала
- и т.д.

Пока не дошли до бюста Нефертити:
- бюст царицы Нефертити. Описывать бесполезно - надо смотреть.

Ну что ж, будем смотреть. К счастью, фото пришлось брать с википедии, так как фотографировать в зале, где выставлен бюст, нельзя.



Интересная технология, поверх каменной основы нанесен тонкий слой штукатурки, чтобы точнее передать все черты лица царицы. Говорят, что рентген показал, что этой самой штукатуркой царице пытались изменить форму носа. То ли для того, чтобы он больше соответствовал оригиналу, то ли для того, чтобы он больше соответствовал представлениям о красоте. Нам уже, наверное, не узнать, как было на самом деле.

Одна из гнусных историй с вывозом бюста из Египта. Согласно договору о раскопках, представители службы древностей Египта должны были решать, что разрешено к вывозу, а что должно остаться в стране. Немцы намеренно изуродовали бюст гипсом, чтобы получить разрешение на вывоз. Если не ошибаюсь, мощи святого Марка когда-то тоже вывозили вывозили из Александрии в корзине со свиными тушами.

Никогда раньше не задумывался, чем же закончилось все это великое чувтсво Эхнатона и его красавицы-жены, неужели умерли в один день, как положено в хеппи эндах? Но это оказался не тот случай. После смерти второй дочери Эхнатона и Нефертити Макетатон, что-то происходит в идеальной паре, и Нефертити исчезает из рисунков и надписей. Ее место занимает другая женщина, некая Кийя. Этот бюст из мастерской скульптора Тутмоса - предполагаемый портрет новой возлюбленной фараона



А "Прекрасная пришла" ушла...

В той же мастерской скульптора Тутмоса был обнаружена статуя Нефертити в уже немолодом возрасте, где она уже изрядно потрепана материнством, временем и обстятельствами. Но что-то я его умудрился пропустить и не сфотографировал. Так что пусть она останется такой, дивой в короне. Жаль, что конец ее жизни явно не был светлым.

Закончим на том, на чем и начинали, ручки. Фараон и его любимая жена. Все, что осталось.



музей, Берлин, Новый Музей, Германия, прекрасное далёко

Previous post Next post
Up