Ихлара. Кокар Килис

Mar 22, 2014 21:14





На неделе Григория Паламы вспомнилась Ихлара. Неизвестно, был ли здесь исихазм, но то, что древние гораздо больше нашего знали о Божественных энергиях, несомненно. Вот, еще не рассказывала о Вонючей, или, как её называют эвфемистически, "Пахнущей" церкви. И снова трудно понять, почему турки дали ей такое название, запаха здесь нет совсем, ну, на то они и турки. Церковь Kokar Kilise, вероятно, второй половины IX-ого века и совершенно особенная по колориту - она удивительно красно-зеленая.






Вход в Кокар через притвор (нартекс), где сохранилась, сильно разбитая, но вся вполне еще различимая программа росписи. Глаза торопятся узнать в поначалу нечитаемых пятнах знакомые сюжеты. Здесь, в притворе, внимание сразу притягивает огромный греческий крест на своде.




Такие кресты мы видели еще в некоторых ихларских храмах. Интересно, что поля креста всегда записаны разными ормаментальным знаками, всегда различными, четыре поля - четыре орнамента. Зная, что крест ориентирован по сторонам света, легко предположить здесь обозначение четырех сторон света, на которые распространяется благодатная сила креста, но тут нужны серьезные исследования, потому что орнаменты в разных храмах отличаются.
 Крест просто великолепный...  В его центре  - Божественная десница, в жесте благословения. И все вокруг залито зеленым - светом энергий Божественной премудрости, Ума Христова.




И рядом с ним - Вознесение вот такое, или как называли через 400 лет после Кокар у нас на Руси "Спас в силах".  Этот тип иконографии не имеет ни в одного намёка на подобный образ ни в Ветхом Завете, ни в Евангельском повествованиии… Но вот в Откровении апостола Иоанна, исполненного, как известно, пророчествами о грядущей судьбе человечества, есть такие строки: "и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (Откр 4: 2-3). Сразу поясним, что относительно радуги "вокруг престола" богословы говорят, что имеется в виду "не дождевая радуга, так как состояла она не из семи цветов, но из одного - смарагдового". То есть речь идёт о смарагдовом ореоле вокруг престола.

Если предположить, что "Спас в силах" - это образ «Сидящего на престоле», то тогда все эти сложные алые, оранжевые и зелёные сферы, на фоне которых изображён Спаситель, следует рассматривать как символы драгоценных камней - ясписа, сардиса и смарагда…
Традиционно библейский яспис (яшму), несмотря на разнообразие цветовой окраски этого минерала, богословы определяют как камень красного цвета. Сардис (греч.  - сердолик) - камень красного или жёлто-оранжевого цвета. Смарагд (церковно-славянское название изумруда) - камень зелёного цвета.
О невидимых энергетических полях вокруг различных объектов живой и неживой природы было известно издревле. Однако человек неспособен наблюдать эти поля. Причину такого запрета попытался немного объяснить русский философ Николай Бердяев: "Мы защищены толстокожестью, нечувствительностью, отсутствием органов для восприятия того, что для нас опасно, для чего мы духовно не созрели. Незнание так же может быть защитой, как и знание. Если бы могли увидеть и узнать в мире то, чего мы не видим и не знаем, то мы бы не выдержали этого, мы были бы растерзаны стихиями этого мира".




В иной (Божественной, недоступной для обычного человека) сфере бытия Христос пребывает и на Фаворе, и когда стоит у ложа усопшей Девы Марии, и когда сходит во ад…

Григорий Палама намного позже, чем была расписана эта церковь, говорит: "Когда святые созерцают внутри себя этот Божественный свет, … они видят одеяние своего обожения".  Можно предположить, что в христианском искусстве символом Божественных энергий является цвет. Напомню, что в ходе богословских споров (ХIV в.) исихасты утверждали: хотя Божественные энергии абсолютно все светоносны, по силе и свойствам они бывают разными (так, например, энергии Благодати отличаются от энергий «ума Христова»). В христианской живописи символом единых по природе, но неодинаковых по силе и свойствам светоносных Божественных энергий становится цвет, и в частности цвет одежд иконописных образов - хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ).
Это как в картине с помощью цвета отражается окружающий мир, то в иконе, которая является "окном в мир Божественный", цвет - символ, посредством которого исихасты-иконописцы "проявляли" (делали видимыми) невидимые духовные (Божественные) энергии святого.

Известно, что образ «Сидящего на престоле» богословами толкуется, как образ Бога Отца. Но поскольку образ Отца человечеству неизвестен, то «Сидящим на престоле» изображён Сын Божий Иисус Христос, Который, воплотившись в образе человеческом, обладал, тем не менее, всей полнотой энергий Отца. То есть «Спас в силах» - это образ Иисуса Христа, Спасителя мира, Спаса, окружённого (такими же, как у Бога Отца) энергиями (силами), символом которых и являются драгоценные камни яспис, сардис и смарагд…

Богословская и святоотеческая мысль говорит о трёх главных энергиях Бога Отца, распределяя их в такой последовательности: Бытие (Естество) Божие, Благость (Благодать) и Мудрость (Премудрость). Поскольку в Библии, по мысли Отцов Церкви, "нет ничего напрасно сказанного, даже до единого слова", то, судя по тому, в какой последовательности перечислены драгоценные камни в Откровении: "И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (Откр 4: 3), можно сделать вывод, что символом Бытия (Естества) Божия является яспис (яшма); символом Благости (Благодати) является сардис (сердолик); символом Мудрости (Премудрости) является смарагд (изумруд).

В Апокалисисе Иоанна яспис (яшма) - символ Бытия (Естества) Божия… Подтверждением именно такой символики ясписа служит уготованная избранному человечеству перспектива - "новое небо и новая земля», где бессмертный человек будет обитать вместе с Богом: "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали …И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба …И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их… И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…" (Откр 21: 1-3, 5). И далее идёт описание "нового Иерусалима": "Он имеет славу Божию; светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному… Стена его построена из ясписа… основание первое яспис…" (Откр 21: 11, 18, 19).



Ангелы, поддерживающие этот сложный ореол сил вокруг Христа, очень динамичны и подвижны, экспрессивны, в полете они как бы "танцуют" и вращаются... Для них все эти энергии - дом родной, и они купаются в них...




На каждой стороне нижней части свода есть фрески, изображающие апостолов, причем 12 апостолов  с двух сторон обрамляют крест, а еще 12 апостолов - Возносящегося Христа.. Уникальный случай в иконографии - у апостолов в руках таблички с наименованием тех мест и областей (!), где они должны проповедовать.




Вот,  например, Петру - в Риме, а  Андрею - в Киноцефалии (Cynocephalie), стране собакоголовых людей, видимо.




Николь Тьери, французская исследовательница Каппадокии, провела по этому поводу исследование. На русский язык оно не переведено, так что предлагаю маленький кусочек в моем, сокращенном несколько, переводе. "В большей части, это канонические всем известные места, вот например, святой Петр - в Риме. Но апостол Андрей держит табличку с Cynocephalie! Эта странная страна людей с головами собак (именно так переводится "киноцефалия") занимает вполне законное место рядом с другими областями. Нашелся только один текст, где об этом упоминается. Это письмо Михаила Сирийца, патриарха Сирийской православной церкви  его другу Дени Бар Салиби, епископу в северной Сирии. Этот епископ сказал, что "апостол Андрей произнес проповедь в стране Beit Kalbin (то есть в доме собак) и на всем побережье". 
"Традиция, следовательно, произходит как бы из Сирии или Месопотамии. Но все равно остается неизвестным, где располагалась эта Cynocephalie. Тут надо исключить Индию, что тоже иногда традиция приписывает как место проповедей Андрея, но в Кокар Индия - у святого Фомы.  Таким образом, вся древняя литература, которая описывает замечательных бабуинов Индии, была игнорирована художниками Kokar kilise. Еще два региона могут быть задеты. 
Это Эфиопия и Gothie. Речь могла бы идти об Эфиопии или о Высоком Египте, так как апокрифические тексты говорят о путешествии святого Андрея "в страну Mermedoniens, к расе колдунов и людоедов,  где он освободил заключенного Матфея", есть еще рассказ о поездке Андрея в страну берберов "где бабуин охранял Варфоломея и Андрея от всех хищников". Это расположение Киноцефалии в Африке имело бы  простое объяснение
так как местная иконографическая база представлена многочисленными египетскими Анубисами. Кроме того, Римская Империя распространила во всех провинциях этот культ. Секты гностиков распространяли изображения собакоголового Анубиса на многочисленных своих амулетах. 
Второй регион, где могла бы существовать Киноцефалия - это страна готов. Традиция приписывает святому Андрею проповедь в Колхиде и Тавриде. Существует средневековая иконография полу-людей полу-волков в бою, которая описывается как "игры готов". А еще есть два византийских похоронных барельефа IX или X веков, на них представлен бой двух человек - одного воина византийского и одного человека, с головой, скрытой маской волка или собаки. Бои борцов, выряженных в головы волков еще можно увидеть и на стенах Святой Софии в Киеве." 
Единой доказанной версии нет, но я всё же склоняюсь к нашей, русской, версии Южной Руси).

По периметру притвора идут ленты изображений евангельских сюжетов. некоторые очень любопытны. Вот, например, взятие Христа под стражу, предательство Иуды  и Христос перед Пилатом, умывающим руки. Пилат в полосатом халате, а Христос перед ним - в огненной мандорле! Вот где энергетический шторм...



Интересна тайная Вечеря, пробитая более поздним проемом - у апостолов по две рыбки, очень трогательно.




Распятие поражает строгостью, каким-то конденсаторным спокойствием и гармонией солнца и луны.




Пройдем, наконец, в храм. Здесь два небольших нефа - малый южный наос - кимитирий,




И в этом храме везде под ногами могилы.




он соединен аркадой с колоннами с северным, на западе есть отдельная погребальная камера. Здесь нет фресок, все украшено скромно только уже знакомой нам, загадочной красной росписью.




Снова всё те же яйцевидные апсиды. Всё вытесано очень тщательно, и пройдя через века, осталось таким аккуратным, что иногда кажется новым...




Встречаются всякие загадочные лазы. Тоже, видимо, когда расписанные.




Некоторые фрагменты фресок уже еле держатся на стенах... а всё равно поражают величием, динамикой и... энергией.

Неуничтожимой энергией божественной благодати, любви и красоты...




Серия сообщений "Храмы долины Ихлара":
Часть 1 - Ихлара. Кемер Килисе
Часть 2 - Ихлара. Агачалты Килисе
...
Часть 5 - Ихлара. Яланлы Килис, Yilanli Kilise, Змеиная Церковь
Часть 6 - Ихлара. Эгри Таш
Часть 7 - Ихлара. Кокар Килис

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up