Вариант предыдущего поста для РуХистори
Оригинал взят у
ihistorian в
Хроники голодного 1892 года. Часть 1.Столичный журнал «Русское богатство» с января 1892 года перешел в руки народников, издателями его были Е.М.Гаршин, Н.В.Михайловская и О.Н.Попова.
Я хотел бы предложить вашему вниманию
«Хроники внутренней жизни» трагического 1892 года, которые публиковались почти в каждом номере. Автором хроник, как я понял, был С.Н.Кривенко. Журнал выходил под жестким присмотром цензуры, это нужно иметь ввиду при анализе информации о голоде.
Некоторые отрывки из очерка первого номера журнала за 1892 год:
По оценке «Новостей» (№36, 1892 г.) по 60 губерниям Европейской России с 94 млн. населения обыкновенный урожай ржи и пшеницы за вычетом семян составлял 164 - 213 кг на душу. В неурожайном 1891 году собрали 131 кг.(С.171). Если трагедию вызвало среднее падение урожая на 20-38%, то едва ли и обычный уровень можно считать сытным.
Важная фраза: «Кроме подвоза иностранного хлеба, остается еще реквизиция, на которую и указывают некоторые газеты; но к такому средству можно обращаться только в крайних случаях, испробовав все другие способы и пути» (С.172). Т.о. хлебные реквизиции - не изобретение большевиков,
как думают некоторые мои современники: при угрозе массовых голодных смертей беднейшего населения ни в одну из исторических эпох не станут уважать продовольсвенных куркулей и спекулянтов.
Типичная норма помощи земств: 12 кг муки на душу и даже менее, при этом работоспособные помощи лишены. Расчитывать на помощь частных и общественных пожертвователей трудно. (172)
А вот как помогают голодающим крестьянам купцы: «Теперь и косы бабьи скупают... Заливаются слезами, да кладут голову на стол под бритву... Волосы у самого корня срезают, чтоб длинее волос был... У кого коса русая, густая, длинная - по 2 рубля дают» (С.174)
Сегодня кое-кто не верит в голодные смерти, пусть прочитает слова крестьянина Галкина, который вместе с женой залез на печку помирать, насмотря на полную горницу плачущих и молящихся детей: «Ничего у нас нету... Помирать надо, вот мы с бабой и легли.. Нет, не больны, а легли, говорю, потому что - что же больше?» (С.175). А нам сегодня невежи трендят про тотальную благотворительность и помощь. Была бы помощь - мужик с бабой все ноги бы обегали. А ведь это - лишь один эпизод из под цензуры...
В Курском уезде пострадавшим крестьянам предложили работу - пилить дрова. Пришло 58 человек, за четыре дня работы получили сумму, которая их не удовлетворила, и ушли. Да не тут-то было: циркуляром Курского Губернатора неблагодарные охальники получили по 10 суток пилки тех же дров, но теперь бесплатно (С.181-182).
Помогают нуждающимся и работодатели - в поволжских городах «заработная плата опускается до 15 копеек в день, в других местах падает еще ниже, приближается к точке замерзания и равняется 2-3 фун.хлеба, выдаваемого натурой...» (С.184).
А вот как по-мнению Л.Н.Толстого односельчане следят за тем, чтобы помощь голодающим была адресной: «... все же мужики и вовсе не нуждающиеся, узнав, что будет раздаваться даровое, стараются притвориться или даже сделаться нуждающимися, чтобы без труда получать пособие...» (С.184)
«Московские ведомости» возражают против бесплатной помощи: все должно быть обратно взыскано, а еще лучше платить за хоть какой-то труд, пусть это даже передвижка песка с места на место (С.186)