Судьба многодетной семьи кулака и спецпоселенца Некрасова.

Jul 17, 2010 00:11

Источник: Красильников С.А. Корни и щепки. Крестьянская семья на спецпоселении в Западной Сибири в 1930-х - начале 1950- х гг. / С.А.Красильников, М.С.Саламатова, С.Н.Ушакова. - 2-е изд. - М.: РОССПЕН,2010.

В этой книге автор публикует фотокопию заключения о снятии со спецучета семьи Д.Г.Некрасова.



«image description» на Яндекс.Фотках


«image description» на Яндекс.Фотках

Из этого документа можно проследить судьбу членов многодетной семьи раскулаченного.

Бывший кулак Д.Г.Некрасов на момент раскулачивания и ссылки в Томскую обл. в 1930 г. был 49 лет от роду, имел жену Пелагею 39 лет, дочь Ульяну 8 лет, дочь Фионию 5 лет, сына Федота 4 лет, сына Николая 3 лет, дочь Александру 1 года. Семейство со столь маленькими детьми без потерь перенесло переезд в ссылку, об ужасах которого все наслышаны. Дальше семья бывшего кулака не только не понесла потерь, но и приросла новыми членами: уже в 1932 г. появился сын Виниамин, в 1935 г. сын Виталий, в 1938 г. сын Леонид.

Пелагея Феофонтовна по праву была награждена медалью «Материнская слава 2-й степени». Речь, видимо, идет об этом ордене, учрежденном 8 июля 1944 г.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Орден II степени выдавался матери, родившей и воспитавшей восьмерых детей. Как видим, жена спецпоселенца не была обойдена.

Сам Дмитрий Григорьевич был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Это послужило причиной снятия с учета в спецкомендатуре его и тех членов его семьи, которые не были сняты ранее. Итак, спецпоселенец по своему статусу вполне мог быть награжден и медалью за доблестный труд, которая обязывала спецкомендатуру снять его и его семью с учета.

Посмотрим судьбу его детей.

22 октября 1938 года вышло постановление СНК СССР «О выдаче паспортов детям спецпереселенцев и ссыльных».

«Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

Детям спецпереселенцев и ссыльных при достижении ими 16-ти летнего возраста, если они ничем не опорочены - паспорта выдавать на общих основаниях и не чинить им препятствия к выезду на учебу или на работу.

В целях ограничения въезда их в режимные местности, в графе 10 в выдаваемых паспортах делать ссылку на пункт 11 постановления СНК СССР №861 от 28 апреля 1933 г., предусмотренную постановлением СНК СССР от 8 августа 1936 г. за №1441.

Председатель СНК Союза ССР В.МОЛОТОВ
Управляющий Делами СНК Союза ССР Н.ПЕТРУНИЧЕВ».

Согласно этому постановлению были сняты с учета

Федот в 1942 г.
Николай в 1943 г.
Александра в 1946 г.
Виниамин в 1948 г.

Дочери Ульяна и Фиония были сняты с учета в 1940 г. для выезда в учебные заведения Томска. Есть документ о получении Ульяной семилетнего образования. Едва ли ее младшие сестры и братья получили меньшее образование.

Трудно сказать, насколько судьба этой семьи раскулаченного типична. По наградам, конечно, едва ли. Однако, пусть даже это пример достижимого потолка для спецпоселенца, - в предыдущем посте мы видели, что дать такое образование своим детям крестьянин дореволюционной России не мог. А ограничение по месту жительства? Многие ли крестьяне в дореволюционной России, будучи так или иначе привязаны к земле, меняли свое место жительство?

образование, спецпоселенцы, социальный лифт

Previous post Next post
Up