Методология исследования повседневности.

Aug 30, 2011 23:01


Статья академика РАН Полякова «Человек в повседневности (исторические аспекты)», опубликованная в журнале «Отечественная история», №3, 2000г.

Тезисно.

Задача истории повседневности - "обрисовать образ жизни людей в историческом разрезе, выявляя общее и особенное, неизменное, сохраняющееся столетиями, и новое, ежедневно рождаемое буднями» (С.125)

Академик отмечает, что для зарубежных историков история повседневности, наряду с гендерной историей, историей «возрастов» и исторической демографией, является важнейшим направлением научных исследований (С.126)

ihistorian: еще бы - с историей классов и классовой борьбы, с социально-экономической историей в марксистской версии капитализм нахлебался изрядно, - пусть уж ученые мужи занимаются такими темами, как «История гомосексуализма и лесбиянства», «Выживание подростков в средневековой Швеции», «Участие женщин в контрабанде в Средиземноморье в XIX в.», «История самоубийств», «Романтическая любовь и семейная жизнь» и т. п.

Вывод академика Полякова: «Огромное внимание, огромный интерес к проблемам повседневности, прежде всего семьи и секса»(С.126).

Вывод ihistorian'a: современные историки в основной массе боятся поднимать острые социально-экономические и политические темы. Историческая наука деградирует в поп-историю, вместо использования исторического опыта в решении современных проблем, предпочитает развлекать образованного читателя научными версиями скандальных публикаций желтой прессы. «Британские ученые» forever...

“Настало время, когда необходимо всерьез и масштабно заняться изучением различных сторон человеческого бытия»(С.127), - пафосно заявляет престарелый академик, полжизни потративший на цитирование Маркса и Ленина. «Кто бы сомневался», - комментирует ехидный ihistorian, послушно выбравший повседневность в качестве темы для своей диссертации.

«Надо изучать не только производственную, политическую деятельность, не только культурные и научные достижения, а его, человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала», - дает инструкцию молодым историкам заслуженный мастер советской школы.

«Вот почему на наших глазах растет «поколение пепси», никогда не слышавшее о достижениях своих предков», - понимает ihistorian.

Академик описывает источниковую базу для исследований повседневности.

С удовлетворением вижу, что практически все группы источников мною используются:

1)Специальная литература, документация, которые раскрывают, например, вопросы здравоохранения, жилищного строительства и т. п.

2)Материалы смежных дисциплин - экономики, юриспруденции и др.

3)Массив статистики.

4)Воспоминания, в превую очередь рядовых граждан.

5)Этот пункт специально процитирую: «... следует сказать о массовой печати, в том числе областных, районных газетах, о многотиражках. Это Зеркало нашей жизни, хотя порой и кривое. Российская печать XX в. содержит стоько разной информации - хроникальных сообщений, кратких заметок, репортажей, критических корреспонденций, тематических статей, вплоть до судебных отчетов, - что наши дела и дни предстанут в весьма широком спектре»(С.131).

6)Художественная литература. «Художественные произведения, повествующие о современной жизни, со временем превращаются в исторический источник, содержат ценные наблюдения и сведения о человеческой психологии, людских взаимоотношениях и настроениях».

7)Социологические обследования. Это и обследования семейных бюджетов и анкетирование.

8)Письма и дневники.Но тут «огромная сложность - увидеть большое в малом, доказать типичность тех явлений, о которых идет речь в мемуарах, дневниках, письмах, показать общее и особенное. Мы допустим грубую ошибку, выбирая отдельные, случанйые факты и примеры и выдавая их за массовое явление»(С.131).

Заканчивает свою методическую статью академик Поляков так, что мне хочется согласится:

«Существует опасность ухода в мелкотемье, утери концептуального подхода, видения историеческого процесса в целом, появления возможности за деревьями не увидеть леса, ухода в описательность, опасность преувеличения частностей... Мы можем увлечься и опустить науку до уровня дамского рукоделия, изучать историю общественных уборных и организацию чистки штиблет на улицах. Во всем нужна мера»(С.131-132).

«Мы думали, что решениями партии и правительства сумеем перевоспитать человека, за короткий срок превратить его в активное, высокосознательное существо, думающее прежде всего об интересах общества, алишь потом о своем благе. Но эта задача не решена ни в одном государстве, ни при одном режиме. Процесс перевоспитания человека оказывается длительным, сложным»(С.132).


Фотографии в альбоме «Повседневность: понятие, методология.» mitrofan-alyabjev на Яндекс.Фотках

























повседневность, источниковедение, методология, мнение ihistorian'a, современная историография

Next post
Up