Пещеры Эски-Кермена я увидел только после пятого моего посещения древнего города. То по плато брожу полдня, то
орхидеи ищу по кустам и полянам, то любуюсь видами с Северного дозорного комплекса. А в этот раз поднялся в город
с северо-восточной оконечности и пошел потихоньку по самому краю восточной части горного массива, даже не подозревая
о том, что вскоре попаду в настоящее царство пещер.
В недрах скального массива Эски-Кермена скрывается 332 искусно вырубленных в скалах крипт - своеобразный рекорд
для юго-западного Предгорья. А еще - это "затерянный" город: достигнуть его подножия можно только преодолев
пешком или на автомобиле расстояние в несколько километров. Может быть, именно это обстоятельство и способствовало
относительно хорошей сохранности здешних пещер и сооружений.
Одним из уникальных объектов Эски-Кермена является его осадный колодец. В конце XIX века в недра горы через этот колодец
спускался П.И. Сумароков. Вот как он описывает свои впечатления: "Я спускался по искусственным ступеням, которые числом 77
имели равную, по полуаршину, высоту и шли поворотами. Порча многих из них, притом царствующий там мрак угрожают гибельным
падением, для чего я с помощью двух татар продолжал нисхождение, и... дошел, наконец, до удивительного меня бассейна. Вода в
нем вкусна, холодна, глубока".
Этот древний пещерный город полон тайн и загадок. В его истории взлеты чередовались с падениями, свобода - с неволей
и подчинением. Построенный византийцами в VI веке он долгое время пользовался независимостью благодаря своей неприступности.
А в X веке, пожелав выйти из-под власти Херсонеса, был наказан присылкой карательного отряда и утратил свободу. Эски-Кермен
прекратил свое существование как крепость, но ещё долго процветал как неукрепленный город.
В бывших казематах устраиваются храмы, по периметру скалы, там, где раньше прятались лучники, теперь
разводят виноград и занимаются сельским хозяйством. В административном отношении Эски-Кермен должен
был подчиняться Херсонесу.
Не исключено, что усадьбами, которые в эти столетия строятся на Эски-Кермене, владели херсониты; у
богатого херсонита мог быть дом в Херсонесе, а поместье с рабами, производящее вино и зерно на продажу -
в Эски Кермене.
Из боевых орудий древности при обороне Эски-Кермена могли использоваться камнеметы (баллисты), снаряды для которых
в виде круглых каменных ядер небольшого диаметра были найдены в ходе раскопок в Эски-Кермене, и стрелометы. Дальность
полета ядер и стрел, выпущенных из этих орудий, могла достигать нескольких сотен метров.
Практически все известные сегодня достопримечательности древнего города размещаются по периферии плато горы-останца,
вблизи головокружительных отвесных обрывов. Это и пещеры разного назначения и остатки мощных оборонительных стен,
преграждающих противнику путь, вырубленные в скалах лестницы, виноградные давильни-тарапаны и зерновые ямы.
В 1578 г. побывавший здесь Мартин Броневский, нашел уже одни развалины, которые, по его словам, «так древни, что
ни сами греки, ни турки, ни татары не знают названия их». И как нельзя лучше подходит этому городу имя Эски-Кермен,
что в переводе означает «старая крепость».
Пещерные казематы с амбразурами для скатывания камней и бойницами для стрельбы из лука сооружались в скалах,
как правило, ниже уровня крепостных стен для отражения нападения врага в «мертвых пространствах» и для усиления
защиты расщелин в скале. Воины, оборонявшие город, из амбразур пещерных казематов могли поражать противника
сверху.
Оценивая оборонительные сооружения Эски-Кермена, автор первых раскопок Н.И. Репников отметил: "Оборона города на всем
протяжении задумана с тонким пониманием местных условий, что позволяет видеть в авторе проекта опытного военного инженера".
Высказывалось предположение, что Эски-Кермен как крепость был построен сразу, "в порядке государственного мероприятия",
пришлой строительной артелью".
На восточном краю плато Эски-Кермена в скалистом мысе, расположенном к югу от «восточной калитки», высечена
анфилада пещер, которые в древности были боевыми казематами, имевшими амбразуры и бойницы. После утраты
боевого значения пещеры были приспособлены под хлева. В них появились ясли и «кольца» для привязывания скота.
Эски-Кермен возник в конце VI века на высоком плато, ограниченном отвесными скалами, возле торговых путей из степей
в Херсонес Таврический. Согласно существующей версии, именно через этот район проходил древний сухопутный путь из
Северного Причерноморья и степной части Крыма в Херсонес, а поселение на Эски-Кермене возникло первоначально как
один из пунктов ночных стоянок.
Предположительно в 80-х гг. VIII в. крепость была разрушена в связи с антихазарским восстанием Иоанна Готского. Толчком
к выступлению против хазар мог послужить захват последними Дороса, главного города Готии. Скорее всего, Дорос - это
крупнейшая в Крыму крепость, находившаяся на Мангупском плато.
Эски-Кермен, расположенный от Мангупа всего в 5 км, тоже, вероятно, подвергся разгрому, но раскопки последних лет
позволяют предполагать, что оборонительные стены в дальнейшем были восстановлены. К немногим существовавшим
до этого внутрискальным помещениям у стен и на обрывах, служивших укрытиями для караульных, добавляются
разнообразные и многочисленные искусственные пещеры, приспособленные для хозяйственных нужд - кладовые, стойла.
Расцвет жизни на плато приходится на X-XIII вв. На месте бывшей крепости формируется средневековый город. К XII-XIII вв.
городище уж было застроено прямоугольными кварталами, разделенными улицами шириной до 2 метров. Величина крепости
позволяла при необходимости укрыться нескольким тысячам окрестных жителей со скотом и продовольствием.
В 1299 году город подвергся опустошительному набегу эмира Ногая. Почти все население погибло, уцелевшие разбежались.
Через некоторое время жизнь на плато возродилась и понемногу тлела, постепенно угасая до XV века.
Руины постепенно оказались погребенными под землей, заросли кустарником и лесом. В конце XVI в. татарское население
уже не знало настоящего его названия, именуя городище Черкес-Керменом, а еще позднее, в XVIII в., появляется название
Эски-Кермен.
Городище Эски-Кермен расположено на хорошо укрепленном самой природой месте: плато обрывается в долины отвесными
стенами значительной высоты и неприступно в большей своей части. В систему обороны входили не только хорошо защищенные
ворота и отвесные скалы, но и боевые стены с башнями, возведенными в тех местах, где в скалах были расщелины или небольшие
понижения.
«Башни» расположены довольно близко друг к другу. С площадок плато к ним ведут высеченные в камне лестницы, помещения
в них сообщаются переходами, в сторону обрыва пробиты ряды бойниц разной величины: более крупные - для скатывания камней,
меньшие - для стрельбы из лука. На верхних площадках скалы помещались более крупные орудия - камнеметы. Снаряды для них
в виде круглых ядер найдены при раскопках. Веймарн насчитывает шесть таких мысов-башен с оборонительными пещерами.
***
***
Общеизвестно, что приход монголов в Крым сам по себе не принес больших бед. Татары заняли в основном
степные области, где до них или никого не было, или были такие же кочевники. Однако, золотоордынские
правители постоянно воевали между собой.
Одним из полевых командиров, отколовшихся от центральной власти, был темник Ногай, пытавшийся
присвоить себе ханское достоинство. В 1299 году его войска обрушиваются на Крым, потому что в Каффе
убили его родственника, собиравшего налоги.
На Эски-Кермене устраивают страшный погром, после которого ему уже не суждено было возродиться.
Постепенно хирея, город приходит в упадок в течение XIV века. И только башня Кыз-Куле, на соседнем
плато осталась нетронутой как напоминание о былом величии Эски-Кермена
Чуть ниже главной улицы города находится погребальный комплекс. Сюда ведет дорога с выбитыми в скале колеями.
Эта дорога коротка и обрывается в пропасть.
У южного входа в город находится пещерный храмовый комплекс с крещальней, который иногда называют "судилищем".
В "судилище", общая площадь которого составляет около 140 кв.м, можно войти через одну из трех дверей, переступив
скальный порог, отделяющий его от "улицы". И еще три больших проема выходят на юго-восточный обрыв.
Посередине основного зала у восточной стены расположена полукруглая апсида со ступенчатой скамьей (синтроном) и
«горним местом» (епископским креслом) посреди нее. Перед ним - квадратное углубление в полу - место престола.
В восточной части комплекса, за апсидой центрального помещения, расположены три следующие одно за другим помещения.
Третье помещение является небольшим пещерным храмом, в восточной части которого высечена апсида со скальным порогом
и престолом, примыкающим к стене. Вдоль северной и южной стен этого храма высечены скамьи.
В южной части комплекса высечена в скале полукруглая скамья, имеется окно и дверной проем, в древности выводивший
на балкон, нависавший над обрывом.
***
***
Северная стена делится на четыре углубления. В основании трех из них имеется восемь вырубленных в скале гробниц.
Вдоль северной стены высечена скамья. Справа от гробниц находятся остатки крещальни, представляющие собой
полукруглую скамью вдоль стены и квадратную купель, высеченную в толще скалы, выступающей над уровнем пола.
Рядом с купелью в полу вырублена гробница.
***
***
***
***
Подняться на плато Эски-Кермена лучше всего с южной стороны, там, где находились главные ворота. Для этого надо
обойти его с востока, осмотрев по пути самое, наверное, необычное и прекрасное творение древних строителей города -
храм Трех всадников. Этот храм - словно скорлупа пасхального яйца, он высечен в отделившейся от основного массива
округлой каменной глыбе. В глыбе меньших размеров, стоящей почти вплотную, вырублена ризница (кладовая); вокруг
располагалось эскикерменское кладбище - некрополь.
Я с трудом сфотографировал в маленькое окошечко часть интерьера храма.
На северной стене сохранилась фреска с изображением трех всадников в развевающихся плащах: средний из них, Георгий
Победоносец поражает копьем змея-дракона, двое других держат копья остриями вверх, а за спиной одного из всадников
на крупе коня видна фигура мальчика. Под изображением - полустертая греческая надпись: «Высечена церковь и написаны
святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов». Храм этот воинский: воины, павшие в борьбе с неверными,
причислялись к лику святых мучеников за веру. Можно предположить, что здесь воины, перед тем, как отправиться в поход,
получали благословение церкви.