В воскресенье был в Бахчисарае и не мог не побывать в его знаменитом на весь мир дворце.
Этот дворец притягивает к себе отнюдь не великолепием и изяществом архитектуры, как другие дворцы
Крыма, а неповторимой аурой исторических событий и легенд, наполненных восточными страстями.
Визит нашей великой императрицы положил начало новой крымской истории. Отныне Крым неотделим от
России. Несмотря на последуюшие перекраивания политической карты мира, он сохранил с ней духовное
единство.
Многократно разрушенный, сожженный и перестраиваемый, Бахчисарайский дворец каждый раз возрождался
как птица Феникс и сохранил гармонию стиля и теплую как южное солнце красоту. Лишь одна мечеть сохранилась
в первозданном виде с незапамятных времен... Все так же как и сотни лет назад вздымаются её минареты,
провозглашая славу Аллаху!
Конюшни крымского хана, как и все здания дворца красивы своей лаконичностью. Простота архитектуры
подчеркивается легкими аркадами и колоннами.
Упокоенные с миром крымские ханы и члены их семейств нашли последнее пристанище здесь же, у стен
дворца. Несмотря на жестокость нравов того времени, вечные ценности были свойственны человеку
независимо от вероисповедования, культуры и положения в обществе. Память, увековеченная в камне...
Соколиная башня служила местом содержания охотничьих птиц хана и смотровой площадкой для бдительных
евнухов, наблюдающих за святая святых - гаремом крымского владыки. Она же являла собой единственное
окно в окружающий мир для жен и наложниц султана, которые любовались с нее окрестностями.
Дворцовая площадь объединяет ансамбль зданий в единое драгоценное ожерелье. Жилой корпус дворца -
главное звено этой цепочки, привлекающее внимание вошедшего через главные ворота.
Главный зал ханского дворца - диван. Здесь творилась история Крыма, решались судьбы народов и государств.
Власть хана была ограничена собранием мурз и старейшин, хотя решающим конечно было слово владыки.
Тронный зал дворца украшен красивейшими витражами, каждый из которых неповторим по рисунку узора.
Над центральным входом в зал располагается балкон для матери хана, которая принимала довольно активное
участие в управлении государством. Сама ханша находилась за плотными узорчатыми решетками,
закрывающими её от глаз присутствующих в зале.
В летней беседке с фонтаном хан и его придворные наслаждались отдыхом в знойные летние часы. Танец
живота под звуки зурн и восточных флейт наверняка вдохновил крымского государя на великие подвиги...
Это золотая беседка со стороны дворцовой площади. Дивное творение архитектора и художника Омера
до сих пор находится на реконструкции. Под ней располагается летняя беседка в которой мы только что были.
Дворцовая мечеть сохранила в себе элементы древних настенных росписей. Михраб правда лишился своего
главного украшения - страусиного яйца, которое висело здесь на кованой цепи вплоть до начала 90-х годов.
Наиболее древний памятник дворца - Демир-Капу(в переводе - железная дверь) - портал с деревянной
дверью, обитой железными полосами ручной ковки. Этот портал создан ещё в 1503 году итальянскими
зодчими при содействии русского царя Ивана III. Надпись на ней гласит:"Приказал построить этот
величественный порог и эту возвышенную высочайшую дверь султан обоих материков и хакан обоих морей,
султан, сын султана, Менгли-Гирей-хан, сын султана Хаджи-Гирей-хана, в 909 году" (1503)
Золотой фонтан - удивительное по красоте и богатству оформления сооружение так и не нашедшее своего
признания, в отличие от более скромного фонтана слез.
Когда я вижу это великое произведение Омера, каждый раз охватывает восторг и трепет... Может быть это
и влияние Пушкина, не буду спорить, но все же заложена в нем потрясающая по силе образность и энергетика.
Центр источника - цветок, символизирующий человеческий глаз. Капля за каплей вытекает из него горе,
наполняя душу страданием... Со временем боль утихает, разделяясь на две половины, затем вновь
воспоминания наполняют чашу души печалью и так до конца жизни... У подножия фонтана улитка - символ
сомнения и вечности...
Гарем закрыт со всех сторон другими зданиями дворцового ансамбля и высокими неприступными стенами.
Но жены мусульман, несмотря на значительную изоляцию от общества, имели достаточно прав в то время.
Даже право на развод, если супруг не обеспечивал жену или не выполнял супружеские обязанности по
причине физического недостатка.
Женщина при разводе могла взять с собой только то имущество, которое было в это время при ней. Поэтому
все украшения, ожерелья, серьги, перстни она старалась одевать каждый день, чтобы быть готовой к
неожиданному разводу.
Гаремная рещетка - мушараби. Только через неё женщина могла видеть мир вне гарема.
Внутренние покои гарема уставлены медными подсвечниками, инкрустированными столиками для фруктов
и лампами для благовоний. Нехитрая и со вкусом обстановка. До нас дошло мало свидетельств о внутреннем
убранстве гарема, поэтому все здесь подобрано, полагаясь в основном на фантазию дизайнеров.
Трехметровые каменные стены надежно защищают гарем от поползновений злоумышленников.
Мавзолей Диляры-Бикеч, той самой, которая стала причиной создания великого памятника вечной любви -
фонтана слез...