Когда путешествуешь по древней земле ариев, по Ирану, очень сложно проехать мимо провинции Исфахан, так как она находится в самом сердце страны. Ее площадь составляет более 107 000 кв. км и она является пятой по своим размерам в Иране. Здесь проживают около 5 млн. человек. Административный центр носит тоже название, что и провинция. Как правило, туристы посещающие этот регион, прибывают в нее из Тегерана с севера. Мы последуем их примеру, а заодно немного погрузимся в увлекательную, наполненную драматизма и величия, историю этой провинции.
Первые поселения на территории нынешней провинции Исфахан появились еще в эпоху палеолита (20 тыс. лет до н.э.). Пятым тысячелетием до нашей эры датируется цивилизация Сиалк, раскопки которой ведутся на севере провинции, в 3 км от города Кашан. Ее обнаружили в 1931 г. По мнению исследователей, холмы Сиалк были первым местом обитания человека, где жилища были построены с использованием строительных материалов (сырого кирпича и соломенно-глиняного раствора). Во время вторичных раскопок археологам удалось обнаружить самый древний зиккурат (ступенчатую пирамиду) мира, в котором при строительстве было использовано более 1 млн. кирпичей. Его датируют началом третьего тысячелетия до нашей эры. В Сиалке были найдены самые древние письменные документы региона, относящиеся к доахеменидскому периоду.
В самом Кашане можно посмотреть на Пятничную мечеть и минарет Зейноддин, построенные в 1073 году. Нельзя пройти мимо имамзаде Хабиба ибн Мусы (1269 г.), известного тем, что в нем похоронен шах Аббас I Великий, на веки прославивший Исфахан. У многих могут вызвать интерес несколько шикарных дворцов иранской аристократии XIX века, превращенные ныне в изящные музеи. Среди них наиболее интересными считаются дома Аббасиан, Бруджерди, Амери, Табатабаи, Ал-е-Ясин и Тадж.
В городе развиты кустарная промышленность и ковроткачество. Многие изделия, сотворенные во времена правления Сефевидов, в 16-ом -17-ом и начале 18-го веков, выставлены в самых известных музеях мира. Сотканный в Кашане ковер Ардебиль, украшает музей Виктории и Альберта в Лондоне.
В 6 км к юго-западу от г. Кашана расположен дворцовый комплекс сада Фин, сотворенный тысячу лет назад. Ранее там располагался шахский дворец. Он вошел в историю Ирана тем, что в нем по приказу Насреддин-шаха Каджара в 1851 году был убит один из величайших политиков и общественных деятелей того времени визирь Амир Кабир, который сделал много для независимости и укрепления своей страны.
В 25 км к югу от Кашана расположена деревня Камсар, в окрестностях которой выращивают миллионы роз. Ежегодно в мае там собираются туристы и поклонники цветов, чтобы участвовать в церемонии изготовления розовой воды. О ее высоком качестве можно судить по тому факту, что именно ей ежегодно опрыскивают самое священное для мусульман место в мире - Каабу в Мекке.
На достаточно крутом склоне горы, входящей в хребет Каркас, на высоте 2500 метров над уровнем моря, в 40 км на западе от города Натанз находится знаменитая деревня Абьяне. Она интересна многочисленным путешественникам своими специфическими культурными и архитектурными особенностями, и сохранившимися до сегодняшнего дня старинными обрядами, берущими свое начало еще в зороастрийский период.
По дороге из Абьяне в Натанз в селении Ханджан находятся хорошо сохранившиеся руины крепости. А недалеко в гористой местности на окраине солончаковой пустыни, на трассе Кашан-Исфахан раскинулся город Натанз. Рядом с ним расположен Каркасский хребет, имеющий высоту более 3000 м. В этих горах при отступлении перед войсками Александра Македонского, сатрапом Бессом был убит последний царь Ахеменидов Дарий III. Подоспевший к телу царя Александр с нескрываемой скорбью укрыл труп своим плащем, и оказал Дарию царские почести во время похорон. В городе имеется каменная цитадель, известная как «Рабат-санг», датируемая Парфянской эпохой, и зороастрийский храм огня периода правления Сасанидов. В древние времена Натанз занимал важное место на торговых путях. Одной из самых интересных достопримечательностей является, расположенная на севере города, Пятничная мечеть Джаме. Она была построена во времена династии Буидов и реставрирована в период правления Ильханов в 1304 г. К ней примыкает необычный мавзолей Нураддина Абд-оль-Самада, построенный в 1304-1325 годах.
В окрестностях Натанза в местечке Гадамгахе-Али, согласно легендам, оставил свой след, отдыхавший там зять и соратник пророка Мохаммада имам Али. Интерес представляет и Храм Орла. По преданию, гробницу орлу построил шах Аббас I Великий, после того, как тот спас ему жизнь, не дав выпить из отравленного земеиным ядом источника. В 5 км северо-восточнее Натанза, в деревне Кафр находится красиво расписанное орнаментом имамзаде Ахмад и руины древней крепости.
В южных предгорьях горной цепи Каркас, в 110 км к северо-востоку от Исфахана можно посетить город Ардестан. Считается, что он был основан в Сасанидский период. От эпохи правления Сельджуков в Ардестане сохранились мечети, базар, водные резервуары и исторические здания. Считается, что Ардестан был родиной знаменитого Сасанидского царя Хосрова I Ануширвана, правившего Ираном в 6-ом веке на протяжении 48 лет. Помимо того, что этот шах сделал многое для укрепления могущества Ирана, он в 528 году подавил тогдашнее иноземно-большевистское движение Маздака, контролировавшееся тогдашними сионистами. Ардестанская Пятничная мечеть Джаме была построена в XII веке Сельджуками на месте более старого сооружения, возведенного немного ранее. Считается, что это первая двухэтажная мечеть в истории ислама.
Столица провинции город Исфахан также отличается своей древностью. Есть предание о возрасте Исфахана, восходящие к царю Джамшиду из легендарной династии Пишдадидов. Оно относит появление этого города к периоду, на 1000 лет более раннему, чем восстание героя «Шахнаме» Кавуса-кузнеца против тирана Зохака Мардуша из народа Ад, который ассоциируется согласно древнеиранской мифологии с иудеями.
Древний Исфахан был частью Эламской империи. Во времена ее могущества, в 2700 - 539 годах до н.э. город был широко известен, как Аспандана. Первые письменные упоминания о нем встречаются у греческого ученого Птолемея. Затем он стал одним из главных городов Мидии и могучей империи Ахеменидов. В IV в. до н. э. он был захвачен победоносными войсками Александра Македонского и вскоре его включили в государство Селевкидов. Во времена таинственных парфян и Сасанидов город являлся местом сбора армии. От парфянской и Сасанидской эпох в городе сохранились зороастрийское святилище Аташгах и крепость Марбин на западе города, красивый мост Шахрестан на юге, и недалеко от него любопытный холм Ашраф теппе.
Храм Аташгах и крепость Марбин находятся в 9 км западнее центра Исфахана, на скалистом холме высотой 210 м, на высоте 1680 метров над уровнем моря. На вершине холма расположены руины нескольких зданий и оплывшая от времени глиняная башня с большими проемами. Храм был намеренно разрушен в XVII веке во время начала гонений на зороастрийцев. Впервые научно исследовавший эти руины в 1937 г. археолог Андре Годар предположил, что это было не оборонительное сооружение, а часть общего комплекса зороастрийского храма, что в последствии подтвердили исследования 1960-1970-х годов. В настоящее время храм не действует и в 1952 г. он был превращен в музей.
С вершины горы открывается красивейшая панорама сельскохозяйственных равнин, обширных и зеленных садов и замысловатых изгибов реки Зайендеруд в южной стороне. Но подъем к храму достаточно сложный и требует немалого терпения.
Мост Шахрестан находится примерно в 5 км ниже по течению от наиболее значительного моста Си-о-се, в небольшом парке рядом с крупным выставочным центром. Его длина почти 108 метров. Он единственный из исфаханских мостов, который не выполняет в нагрузку функцию дамбы.
В 643 г. город был захвачен арабской династией Омейядов. Еще через полвека Исфахан стал эпицентром еврейского мессианского движения Абу-Исы аль-Исфахани, жившего при халифе Абд аль-Малике. Объявив себя пророком - предшественником Мессии, он собрал войско, чтобы освободить евреев от власти халифа. Во главе 10 тысяч еврейских головорезов он сразился с армией халифа, однако был убит в сражении в районе Рея, в южном пригороде нынешнего Тегерана. Мятежник говорил о себе, что Бог якобы беседовал с ним и приказал ему освободить иудеев из-под власти «грешных народов и царей-притеснителей». Кстати, именно халиф Абд-аль-Малик дал приказ построить в Иерусалиме, на месте разрушенного римлянами храма Соломона мечеть Куббат-ас-Сахра - Купол Скалы, до сих пор мешающую сионистам провозгласить своего Мессию, христианского Антихриста. Так что, нынешнее бряцание оружием со стороны Израиля в отношении Ирана и высокомерные речи сионистских лидеров имеют глубокие корни в иранской и вообще исламской истории. И всегда это прискорбно заканчивалось для израильтян. Вызывает удивление безмерное терпение иранцев. Ведь до сих пор в Исфахане, недалеко от мечети Джаме, существует еврейский квартал Джуибаре, в котором спокойно живут иудеи и даже торгуют одеждой и одеялами.
После Омейядов до 931 г. Исфаханом правили Аббасиды. Следует отметить, что арабы называли этот город Абу-ль-Мо-лук (Отец царей). В X веке при Буидах, Исфахан вновь обрел свою значимость. При дворе эмира Ала ад-Давла последние 14 лет жизни в 1023-1037 годах служил знаменитый медик и ученый Авиценна (Ибн Сина). Правда, похоронен он в городе Хамадане.
В 1047 г. Исфахан захватил сельджукский султан Тохрул. Он сделал этот город своей столицей и потратил колоссальные деньги на его благоустройство. Город получил дальнейшее развитие при преемниках Тохрула Альб Арслане и Малек-шахе. Наиглавнейшим памятником того периода является Пятничная мечеть Джаме Атиг. В ту пору многие воспринимали ее как одно из чудес света. Там можно проследить историю персидского «мечетестроения» за последнее тысячелетие. Первый мусульманский храм был построен здесь в 755 г. н.э. на месте старого зороастрийского храма и рыночной площади.
Известный географ и летописец начального исламского периода Мукаддаси, говоря о мечети Джаме, пишет, что она была построена на городском рынке. Он упоминает также о ее круглых колоннах и высоком минарете. По словам Насир Хосрова Кубадияни и Якута Хамави, которые в своих путевых записках описывают мечеть Джаме в середине XI века, можно понять, что в ту пору Соборная мечеть Исфагана уже процветала. Та мечеть простояла примерно сто лет, но в 1121 г. она почти вся была уничтожена пожаром, в том числе сгорела дотла уникальная библиотека.
От той мечети до наших дней дошли только два больших купола над северным и южным порталами (айванами), до сих пор поражающие своей конструкцией и прочностью. В 1211 г. началось активное восстановление мечети. Множественные реконструкции закончились лишь в XVIII веке. Основная часть мечети была построена в XI-XIV веках.
В 1237 г. город разорили монголы, и он пришел в упадок. Значительная часть населения была убита. А многие были вынуждены покинуть его. Но монголы вскоре подверглись влиянию иранской и исламской культуры, что не удивительно, так как они совершенно не имели ни малейшего отношения к монголам, пасущим свои стада между Забайкальем и Китаем и узнавшим, что они, оказывается, были властителями почти всей Евразии только в конце 18-ого века от монахов-иезуитов, плохо знавших историю. Некоторые из так называемых монголов вскоре начали восстановление города. В частности были построены некоторые залы мечети Джаме.
В 1387 г. последовало нашествие Тамерлана, принесшее новые разрушения городу. Более 75 тысяч горожан было убито. Из их отрезанных голов Тимур соорудил 28 минаретов. От тимуридского периода в Исфахане осталось одна из самых почитаемых святынь имамзаде Шахшахан.
В 1499 г. Исмаил, из племени Ак-Куйонлы (Белая овца), по материнской линии потомок византийской династии Комнинов, пришел к власти и создал династию Сефевидов, при которой для Исфахана наступил Золотой век. В XVI в. при шахе Аббасе I Великом, сделавшим город столицей своего государства, были созданы феноменальные мечети, парки и библиотеки, изумлявшие европейцев. Тогда появилась поговорка «Исфахан - половина мира».
В 1612 г., когда на Руси ополчение Минина и Пожарского освобождало Москву от оккупантов, в Исфахане была построена площадь Имама, которая по размерам является второй площадью в мире, после китайской Тяньанмынь. Ее длина 560, а ширина 165 метров. С востока к ней примыкает мечеть Шейха Лотфоллы, с юга - мечеть Имама, с запада - дворец Али Капу, с севера ворота Кейсарие и Большой Базар.
Дворец Али-Капу или «Имперский дворец» был возведен в начале XVII века в период правления Сефевидов по приказу шаха Аббаса. Он являлся центральным административным зданием. Высота дворца - 48 м. Его длина 386 метров, ширина 140 метров. Первоначально он задумывался как монументальная въездная арка, ведущая к шахским дворцам, но позднее правители стали принимать здесь послов иностранных держав.
Мечеть Имама или «Шахская мечеть» была построена в 1611-1638 гг. Она полностью покрыта голубой мозаикой и затейливым орнаментом. Общая площадь мечети 20 000 кв. м. Она имеет 4 минарета. Их высота достигает 42 метров, а высота главного купола - 52 метра. Купол имеет два слоя. Между внешним и внутренним слоями - 13 метров пустоты. Благодаря чему и достигается феноменальный акустический эффект внутри мечети. На ее возведение пошло не менее 18 млн. кирпичей, а на украшение - 500 000 мозаичных плиток. Шах Аббас, желая поскорее закончить строительство, велел использовать новый метод поливного декора под названием "Хафт-ранг" - "семь цветов". Фундамент мечети сложен из знаменитого в XVII в. белого Ардестанского мрамора.
Входом в мечеть служит роскошный портик с огромными воротами высотой 27 м, двумя бирюзовыми минаретами и сталактитовыми нишами. Внутри мечети можно увидеть мраморный михраб -нишу в стене, показывающую направление на Мекку, и изящной работы минбар (кафедру). Конструкция стен позволяет услышать в противоположном углу человеческий шёпот. В мечети в пол вложено несколько черных каменных плит, которые, если произвести шум, создают громкое продолжительное эхо.
Известный иранист профессор Артур Поуп в своей книге, посвященной иранской архитектуре, пишет в описании мечети Имама: «Этот исторический памятник олицетворяет кульминацию целого тысячелетия строительства мечетей в Иране... Хотя грандиозность узорного купола и портиков изумляет человека, гармоническое повторение архитектурных элементов, симметричные портики, а также всеохватывающий цвет, который равномерно распределен на поверхности здания, помогают человеку ощутить красоту здания».
В 1932 г. мечеть была зарегистрирована в списке национальных памятников Ирана и в качестве одного из предметов религиозной и национальной гордости вместе с площадью Накш-и Джахан включена в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Мечеть Шейх-Лотфолла была возведена в 1603-1619 гг. по приказу неутомимого шаха Аббаса I в честь одного из своих тестей, почитаемого ливанского ученого шейха Лотфоллы. Она была известна под названием «Женской мечети», так как подземный ход, ведущий в нее из дворца Али Капу, позволял женам и наложницам шахского гарема посещать молитвенный зал, не показываясь на людях. Надписи, выполненные великим каллиграфом династии Сефевидов Али Резой Аббаси, поражают своей изысканностью и красотой. В самом центре купола можно увидеть очертания маленького павлина, который распушил свой красивый хвост по всему куполу мечети. В куполе есть небольшое отверстие, проходя через которое, свет, растекаясь по куполу, создает необычное визуальное явление. Особенностью этой мечети является то, что она не имеет минарета и внутреннего двора.
На северном конце площади Имама находятся ворота Кайсарие. Они были построены в начале XVII века и ведут на Большой Базар, открытый в 1620 г. Это лучшее место в Иране, где можно купить сувениры, изящную посуду, ковры, скатерти и т.д. Базар ведёт к Пятничной мечети Джаме, расположенной на северо-востоке города.
Потомки шаха Аббаса Великого не достигли успехов в государственных делах, но проявили усердие в постройке своих резиденций, представляющих большой интерес до сих пор. В 1647 году по приказу шаха Аббаса II был возведен дворец Чехель Сотун, а в 1660-х годах при Сулеймане I дворец Хашт Бехешт.
Дворец Чехель Сотун (в переводе «Сорок колонн») расположен посреди парка площадью 67 тысяч кв. м, в 300 метрах к западу от площади Имама Хомейни. За входными воротами находится большой сад, пересекаемый с востока на запад длинным прудом, на краю которого стоит сам старинный дворец. Свое название он получил благодаря 20 колоннам своей гигантской веранды. Они отражаются в дрожащей зяби пруда, и их становится как бы сорок. Во дворце можно посмотреть на несколько огромных красочных фресок с историческими сюжетами. Среди которых можно выделить следующие:
1. «Битва при Мерве между персидским шахом Исмаилом и узбекским ханом Мухаммедом Шейбани в 1510 году».
2. «Шах Аббас II принимает узбекского хана в 1646 году»;
3. «Концерт после приема шахом Аббасом I эмира Бухары Вали Мухаммед Хана в 1611 году».
4. «Чалдыранская битва 1514 года между шахом Исмаилом I и турецким султаном Селимом I». Тогда персы не смогли устоять против османской артиллерии, и им пришлось отступить.
5. «Прием шахом Тахмаспом I Великого Могола Хумаюна в 1544 году».
6. «Победа Надир-шаха над индийской армией в битве 1739 года у Карнала». После этой битвы персы захватили Дели. Тогда персидский правитель Надир-шах возжелал увезти к себе на родину знаменитую нержавеющую колонну Ашоки. Несмотря на многие усилия вытащить колонну из грунта так и не удалось. Тогда, отчаявшийся, шах приказал обстрелять ее ядрами. Ядра оставили на поверхности столба только незначительные отметины, которые можно увидеть и в наши дни на столбе, расположенном в комплексе Кутаб-Минар на юге Дели.
Дворец Хашт Бехешт находится в 5 минутах ходьбы от Чехель Сотуна, посреди большого живописного сада «Болбол» (в переводе «Соловей»). Здание дворца имеет длину 35 метров и ширину 28 метров и находится на цоколе из мрамора высотой 2 метра над уровнем сада. Название дворца переводится, как «Восемь Раёв». Для усиления прохлады центральная часть дворца не имеет стен и продувается всеми ветрами. Когда-то это был самый богато украшенный дворец в Исфахане, но вторгшиеся в Персию в XVIII веке афганцы посчитали, что истинным мусульманам не подобает жить в такой роскоши, и испортили великолепные фрески. Внутри очень хорошая акустика. Молодой, но уже известный иранский каллиограф Али Хири любезно продемонстрировал мне это, спев старинную иранскую песню.
Во время бездарного правления последнего Сефивидского шаха Султана Хусейна, целостность государства была нарушена и страна покрылась очагами народных восстаний. В 1722 г. произошла битва при Гольнабаде. После долгой осады Исфахан захватили афганцы во главе с правителем Систана и Хорасана Махмудом. Они превратили большую часть города в руины и уничтожили большое количество граждан. Жертвой их вандализма стали многие блистательные дворцы, дома и иные строения. Империя распалась, а Исфахан на долгие годы потерял свое величие и значение.
Но несмотря, ни на что, Исфахан, как феникс, в 60-ых годах XX века снова начал восставать из пепла. Этому способствовал рост промышленных предприятий в его окрестностях и особенно строительство при помощи специалистов из Советского Союза крупного металлургического завода «Зоб Ахан». После победы Исламской революции город стал развиваться еще более быстрыми темпами.
Сегодня Исфахан процветает и радует своей ухоженностью, уютом, цветущими скверами, парками и бульварами, поражает неувядаемыми, величественными памятниками прежних эпох. Благодаря этому он включен в первую десятку крупнейших культурно-исторических городов планеты.
Одним из наиболее значимых ориентиров города является река Зайендеруд. Она пересекает Исфахан с запада на восток южнее его центральной части. Название реки означает «река, дарующая жизнь». Это одна из самых крупных рек в Иране. Ее истоки находятся в районе горной цепи, входящей в горы Загрос, называемой Зардкух (Желтая гора), в окрестностях горы Кухранг, в соседней провинции Чехар-Махал Бахтияри. К сожалению, летом река пересыхает. В современном Исфахане через нее до недавнего времени было перекинуто 11 мостов, пять из которых являются историческими и пешеходными. Наиболее интересными мостами, помимо упомянутого выше моста Шахрестан, являются Си-о-Се-поль, Хаджу и Чуби.
Мост Си-о-се-Поль был построен под непосредственным наблюдением знаменитого полководца грузинского происхождения Аллахвердина Ундиладзе, и именно поэтому он называется также мостом Аллахверди-хана. Он был воздвигнут по приказу в шаха Аббаса I в 1602 г. Он связывает город с Армянским кварталом. Уступая по изяществу мосту Хаджу, Си-о-Се Поль, тем не менее, более известен. Он является одной из визитных карточек города. Его протяжённость 295 метров, а ширина 14 м. При строительстве был применен кирпич и сарудж (известковый раствор с золой).
Мост имеет три этажа, с дорогами для пешеходов и всадников, и четыре шлюза. По обеим сторонам мост выложен камнем для того, чтобы люди могли отдыхать, когда уровень воды спадает. Мост построили не просто как переправу с одного берега на другой на торговом пути в город Шираз. Его многочисленные опоры, подобно дамбе, должны были сдерживать реку, чтобы в черте города даже в жаркие месяцы она была полноводной.
Мост Пол-е Чуби находится в 1200 метрах от моста Си-о-се. В переводе название означает «Мост Снов». Он самый узкий среди всех мостов Исфахана. Он был построен в 1665 г. как акведук, по которому подводили воду к шахским садам в дворцовом комплексе (ныне это сады Хашт Бехешт и Чехель Сотун). Говорят, что пересекать реку по нему разрешалось лишь шахам и членам их семей. Однако в наши дни преодолеть 150 метров, разделяющих берега Зайенде-Руд, по этому мосту может любой желающий.
Мост Пол-е Хаджу находится в 1800 метрах к востоку от моста Си-о-Се-поль. Он был построен в 1650 г. по приказу шаха Аббаса II, на фундаменте более старого - эпохи Тимуридов. Последняя серьезная перестройка и реставрация постигла этот мост в 1873 г. и именно в таком виде он и дошел до нас. Его длина 132 м., ширина-12 м, он насчитывает 23 арочных пролета высотой 14 метров. Мост состоит из 2 ярусов. В центре моста находится павильон Шах-Нешин, который предназначался для отдыха правителя.
Рядом с площадью Бозоргмехр, на северном берегу реки находится одна из самых необычных скульптур города. Там на невысоком постаменте среди цветов установлен кентавроподобный стрелец Нимасеб, который со времен шаха Аббаса Великого считается небесным покровителем Исфахана. Его можно найти во многих местах города. Например, на мозаичном панно возле мэрии и на портале ворот Базара Кейсарие. У Стрельца тело льва. Из него произрастает мужской торс с головой, украшенной короной. В руках у кентавра лук, из которого он приготовился стрелять в собственный хвост, представляющий собой дракона с раскрытой клыкастой пастью. Местные жители трактуют это изображение следующим образом: стрельба в собственный драконий хвост - это победа над собой, своими страхами, своими темными, «задними» мыслями и поступками.
К юго-западу от реки Зайендеруд живет своей бурной жизнью Армянский квартал Джульфа, в котором сейчас можно посмотреть 13 армянских церквей и старое христианское кладбище. Наиболее интересен собор Ванк. Он построен между 1606 и 1655 гг. Это один из первых соборов в исламском мире и основной храм армянской церкви в Иране. В нем можно посмотреть на очень впечатляющую фреску «Страшный суд». В расположенной неподалеку Вифлеемской церкви, построенной в 1628 г., можно увидеть интересные фрески, не уступающие по красоте фрескам собора Ванк. А в церкви Св. Марии, возведенной в 1613 г., имеются 4 иконы, написанные венецианскими художниками, и мозаики, относящиеся ко второй половине XVII века.
Большой интерес у гостей Исфахана вызывают качающиеся минареты «Манар-е-Джомбон». Они расположены на проспекте Аташгах в 7 км к западу от центра города, по дороге к храму зороастрийцев. Минареты представляют собой две башни полуметрового диаметра по 17 м высотой. С 11 утра и далее каждый час служитель забирается в один из минаретов и начинает его раскачивать. Амплитуда движения верхушки сооружения -15-20 см. Второй минарет, связанный через крышу с первым деревянной балкой также раскачивается, но его амплитуда намного меньше - 5 см.
В Исфахане имеется еще много красивых парков, дворцов, мечетей, минаретов и других исторических зданий. Чтобы насладиться ими в полной мере, там надо прожить несколько лет...
В 70 км южнее Исфахана, среди гор Загрос и цветущих яблоневых и гранатовых садов, находится небольшой городок Шахреза. Его наиболее важные достопримечательности пещеры Шах Хандаб и имамзаде Шахреза, расположенное на северной окраине города, у подножья горы. Внутри мавзолей Шахрезы отделан маленькими зеркалами, переливающимися в зависимости от освещения. Когда находишься внутри и всматриваешься в свое отражение, создается ощущение, будто твоя душа растворяется в каждом из зеркал и соединяется с Богом. Перед мавзолеем раскинулось ухоженное кладбище шахидов - героев, отдавших свои жизни в войне против Ирака. Из Шахрезы удобно двигаться далее в остан Шираз, к древностям Персеполиса, Накше-Рустама и других интересных объектов, а по дороге можно насладиться чарующими видами местной природы, горами, бесконечными яблоневыми и гранатовыми садами, тянущимися вдоль дорог.
Для того чтобы рассказать обо всех достопримечательностях провинции Исфахан не хватит и сотни повествований. Все эти красоты лучше лицезреть наяву. В остане имеется более 7000 исторически и архитектурно-значимых мест. Города провинции обладают широкой сетью благоустроенных отелей на любой вкус и кошелек. Местные туристические компании всегда готовы оказать помощь в проведении любых туров, в том числе и оздоровительных. Как и большинство других провинций Ирана, Исфахан - это шикарный музей под открытым небом. И «двери» этого музея всегда открыты для гостей со всего мира.
Игорь Семенов. 10.10.2012 г.