Север, апрель 2009. Бельвуар, 27.4

May 04, 2009 23:00

Гиноссар, Капернаум

После спуска на лодке по Иордану, мы решили сделать водный маршрут в Маджарасе, но я повернул не в ту сторону, и вместо того чтобы спуститься к Кинерету, мы уехали на северо-восток в сторону Хермона ;). Впрочем, нет худа без добра. Например, мы в первый раз увидели ветряные установки, о которых я много слышал раньше. Доехав до пересечения с самой восточной дорогой на Голанах, показался Хермон (на вершине еще снег лежит!) и я понял, что что неплохо бы все таки вернуться. Обратно мы поехали по дороге вдоль границы. К тому времени дети уже уснули, так что к ветрякам мы не стали заезжать (вернувшись домой, я увидел пост sestra_milo как раз об этом). Дорога была пустая, одна машина раз в несколько километров. Я неспешно ехал, рассматривая окрестности. Как раз там и родились мысли, которые я написал тем же вечером...
Солнце только перевалило верхнюю точку, так что мы решили поехать в Бельвуар, как раз дети поспят (а заодно и Оксана :) , пока мы доедем. Уже после подъема к крепости я попытался разбудить всех троих, но невнятное мычание поселило во мне сомнения по поводу вменяемости участников поездки во время осмотра замка. После нескольких попыток пробудить к жизни спящую красавицу и двух гномов, я бросил этот неблагодарный труд и покатился вниз. И вдруг, недоезжая бейт-шеановской трассы, все проснулись! Что же, поехали снова наверх.

Бельвуар.
При раскопках к югу от крепости были найдены остатки еврейского поселения времен Талмуда (~ 3 в.). Это самая ранняя дата заселения известная археологам. Довольно странно, что в предыдущие эпохи на вершине этой горы не был выстроен какой нибудь форпост, контролирующий важную дорогу. Впрочем, это не единственная подходящая вершина в округе.
Еврейский поселок в то время носил вполне поэтическое название  "כוכב הירדן"- "Звезда ВостокаИордана".

Несмотря на мои патриотические чувства, не могу не признать, что место популярно не из-за еврейского поселения, а благодаря крестоносцам, построившим внушительный и крепкий замок в 12-м веке. Примерно в 1140 году, после внутренних разборок, бывшая на том месте сельскохозяйственная ферма отошла к французским рыцарям из семьи Велос, которые окружили ферму стеной. 28 лет спустя орден госпитальеров купил этот поселок и построил внушительный замок с толстыми и крепкими стенами. Они контролировали дорогу от Бейт Шеана к Дамаску, а также отходящую дорогу вдоль речки Тавор в сторону  Средиземного моря. Крестоносцы назвали его Belvoir - "Прелестный вид", и они таки правы - вид с 550-метровой вершины над долиной Иордана действительно завораживает.
В 80-х годах того же века Салах-ад-дин начал свое победоносное шествие, захватывая все города на своем пути. Лишь 3 замка он не сумел взять с разгона - в Акко, в Цоре и Бельвуар. Убедившись, что стены замка толсты, ров глубок (12 метров) и в нем кишат крокодилы, а защитники многочисленны и отважны, мусульманская армия отступила и начала двухлетнюю осаду, после которой все таки смогла покорить крепостью.
После смерти Салах-ад-дина крепость перешла во владение султана Дамаска, который, дабы уберечь свою столицу от притязаний его брата (заключившего союз с Фридрихом II), решил усилить крепости ближней обороны (например Нимрод), зато дальние крепости разрушить, ослабляя тем самым господство своих врагов на занятой ими территории. Таким образом, в
1228 году Бельвуар был разрушен. Правда, не до основания (слишком уж это была тяжкая работа). Был снесен второй этаж и засыпан ров.Несмотря на то, что в середине 13-го века госпитальеры снова контролировали этот район, они решили не восстанавливать замок. В 18-м веке кочевое племя бедуинов решило осесть на ПМЖ как раз на развалинах замка, где они и прожили до 1948 года.
Замок имел 3 рубежа обороны. Во первых, это глубокий ров, во вторых,  у крепости высокие и крепкие стены по периметру. За стенами находились коридоры общего пользования, включая стойку для лошадей. И наконец, основная масса жилых помещений и складов была окружена внутренним кольцом стен с амбразурами. Внутри идентифицированы общая столовая, ванная, склады, кухня и подземная цистерна. Кстати, когда мы туда спустились, Йонька сам сказал, что там хранили воду!
Первые раскопки были проведены в 1966 году, позже была проделана значительная реставрационная работа - восстановление стен, перекрытий, арок. Более того, это один из немногих замков в Израиле, где археологические работы были полностью завершены.
Мы прошлись по всему замку, потом по узкой лестнице спустились в ров. Там Йонька спросил: "А почему стены рва сделали наклонными, так, что по плитам можно взобраться наверх?" Мне кажется, что абсолютно вертикальная стена хуже поддерживает крепость, но это только моя догадка.

Ванная с остатками керамики.

Судя по толщине засовов, двери были весьма прочны...

Йонька рассматривает Иорданию (бинокли нам дали на входе за 10 шекелей)

Прямо возле крепости находится станция для подкормки орлов и других хищных птиц

Игра в камешки. Я до сих пор встречал подобные камни в постройках времен Римской империи. Интересно, это игра дожила до 12-го века, или при постройке использовали блоки из еврейской деревни?