Начало
Церковь Синагоги.
Оттуда мы двинулись в церковь Синагоги. Нет, это не оксюморон. В Евангелии от Луки в 4-й главе рассказывается о том, как Иисус пришел в свой родной город и читал драшу в синагоге. Хотя местные жители и были уже наслышаны о чудесах, совершаемых неким Иисусом, однако они отказались признать Мессию в том, которого они знали с детства, как облупленного. И когда Иисус дошел в своей проповеди до места в книге Исаии, где говорится о Мессии (намекая на себя), то разьяренные жители погнали его из города на "Гору Прыжка" с отвесным обрывом. Скинуть его они не успели, он телепортировался в Капернаум. На этой горе и были произнесены слова "никакой пророк не принимается в своем отечестве".
В то время Назарет был маленькой деревней. Иосиф Флавий, упоминая Циппори и Явниэль, обходит молчанием Назарет (а так ли он тогда назывался?), лежащий посредине между ними. Насколько нам известно, византийцы игнорировали эту синагогу и ничего не построили. И правильно, с какой стати надо увековечивать синагогу, откуда изгнали самого Иисуса! Однако крестоносцы думали иначе. Они решили отыскать остатки того самого дома собраний и возвести на его месте церковь. Кто-то из предприимчивых местных жителей сказал, что да, по преданию вот в этом самом месте и стояла синагога и продал им этот клочок земли. Храбрые, но не слишком образованные рыцари не стали дотошно проверять эту версию и радостно принялись за строительство. Между тем, синагога времен Иисуса вряд ли там стояла. Совсем недалеко от нее источник, где по православной легенде, Мария получила 2 полосочки на тесте от Гавриила, следовательно, это место находилось за пределами поселка. Да и ось построенной церкви крестоносцы провели неверно - с запада на восток. А ведь синагога должна была располагаться по направлению к Иерусалиму - т.е. с севера на юг.
Сегодня церковь принадлежит общине греков-католиков. Сначала они относили себя к ортодоксальной церкви, однако в 1724 году часть греков решило что выгоднее быть под покровительством Папы, а не иерусалимского Патриарха. Тем не менее, они продолжали обставлять свои церкви в прежнем стиле.
Например, на старых рисунках 19 века, у дальней стены стоял иконостас. До 1887 года они молились в этой церкви, но потом была построена более вместительная неподалеку. Как видно на фотографии ниже, греки построили современную церковь на фундаменте постройки крестоносцев - первые ряды камней сильно отличаются.
Там же
valad_bin_lakis сделал забавную фотку меня и Шарифа - вглядитесь на картину висящую на стене.
Церковь Архангела Гавриила.
До православной церкви Благовещенья, или церкви архангела Гавриила было рукой подать. В этот раз судьба была к нам благосклонна и мы смогли войти.
Хотя предполагается, что еще византийцы построили над источнком часовню, документально известно, что только крестоносцы первыми выстроили церковь в 1150 г. В 1263 году войска египетского султана Бейбарса взяли Назарет и разрушили все христианские святыни. В 1741 году греки покупают участок у источника. Происходит во времена правления Дагер эль-Омара, который, дабы привлечь инвестиции богатых ливанцев-христиан, благоприятствует их единоверцам в Галилее. Позже (в интернете я видел разные даты - 1767, 1771, 1781) строится церковь Архангела Гавриила, которую мы и наблюдаем сегодня. Передняя часть выполнена в традиционном православном стиле, с иконостасом у восточной стены, подаренным греческим торговцем в 1766 году. Через низкий коридор, облицованный армянской мозаикой, мы попадаем в Крипту, где находится сам источник и поныне действующий. Сам источник "начинается" метров 30 к северу от церкви (под ЛЭП), где были обнаружены естественные пещеры.
При постройке Крипты обнаружили каналы, которые выводили воду из источника метров на двадцать к югу. Дело в том, храм над источником фактически перекрывал доступ к нему и лишал значительную часть города воды. Чтобы избежать народных волнений вода была выведена наружу.
Вот так увидел этот источник М.Твен:
"Источник богородицы - это тот колодец, к которому, как говорит предание, Мария в юности по двадцать раз на день ходила по воду. Вода течет из трубы, вмазанной в стену древней кладки, стоящую поодаль от деревни. Девушки Назарета и по сей день десятками сходятся здесь и громко хохочут и проказничают. Юные назареянки нехороши собой. У некоторых большие блестящие глаза, но мы не встретили ни одного милого личикa..."
(М.Твен "
Простаки за границей"). Интересно, что про церковь он не упоминает, хотя прошло почти сто лет после ее постройки. Может их не туда водили? ;) (По версии
yozhik_, возможно они были около "
фонтана Марии").
Когда мы вышли из церкви, возник спор - из какого дерева был сделан иконостас? Вроде пришли к выводу, что использовался ливанский кедр. Однако, Дмитрий Скалон, описывая свое
путешествие по Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году, пишет об иконостасе из кипариса:
"Сойдя с коней, мы пошли через маленький двор, обнесенный стеною н вымощенный плитняком, в церковь Архангела Гавриила. Она украшена иконостасом велнколепной резьбы из темного кипариса с живописью древнего византийского стиля. В противоположной входу стене сделан проход с лестницей, спускающеюся в корридор и маленькую часовню, где находится обнесенный мрамором колодезь, у которого благовествовал Пресвятой Деве Марии архангел Гавриил. Вправо от него устроено окно с железною решеткой и видна высеченная в скалах лестница, по которой, как говорят, спускалась к источнику Богоматерь..." . Собственно, это довольно точное описание того, что мы видели в субботу.
Кстати, читая М. Твена, я вспомнил и о Mensa Christi виденной на
предыдущей экскурсии:
"Мы побывали также в новой часовне, среди города, построенной над каменной глыбой футов двенадцати в длину и четырех в поперечнике: несколько лет назад священники открыли, что однажды, возвращаясь из Капернаума, апостолы отдыхали на этом камне. Они поспешили позаботиться о сохранности этой реликвии. Подобные реликвии - выгодная недвижимость. Странно было бы, если бы путешественники любовались ею даром, и они в самом деле охотно платят за это удовольствие...."
В крипте над источником висит довольно редкая икона - Мария с Иисусом в животе, причем Иисус уже стоит...
Московия.
Когда мы вышли из церкви начался дождик, быстро перешедший в ливень. А я в футболке - куртку оставил в машине, ведь было жарко час назад ;) В резком темпе добежали до Московии, где спрятались под навесом во дворе. Про Московию я уже
писал, добавлю еше несколько деталей. С 1882 по 1914 год там функционировал "семинар руси" - русский семинар. Т.е. школа, где преподавали русские учителя на русском, а позже и на арабском. Многие известные арабские писатели и поэты первой половины 20 в. там учились. Шариф рассказал, что еще пару десятилетий назад были живы старики, сносно говорящие по русски. Интересно, что во всем этом массивном здании не нашлось места для церквушки. Разгадка проста - молиться ходили в ц. Архангела Гавриила неподалеку.
Окончание.