Север, февраль 2008, день первый

Feb 11, 2008 22:54


Пару недель назад тесть прислал из Иркутска несколько фоток - катание на тюбингах, конкурс по ледовой скульптуре, горячий чай на снегу и т.д. Наверное, намекая что у нас такого нет ;). Пришлось готовить "наш ответ Чемберлену"...
В конце недели прогноз обещал ясную и солнечную погоду в ближайшие дни после 3 дней снегопадов на Хермоне. Мы эту возможность решили использовать и рванули на север. Вначале хотели ехать полным составом, но Максимка немного приболел и после долгих колебаний мы решили оставить его на попечении наших родителей.
Циммер я заказал в Бейт-Гилель, но туда мы собирались приехать в субботу под вечер, а до тех пор поколесить по Галилее. Возле Кейсарии Оксана сменила меня за рулем и до самого вечера я служил штурманом. Правда штурманские обязанности заключались в настройке ГПС (как его позже Оксана окрестила "Где Поедем, Сусанин?").

Бейт Шеарим.
Первая остановку решили сделать в Бейт Шеарим. Мы там были лет 5 назад с Юлей, подружкой Оксаны, приехавшей из Сан-Диего, но я почти все уже подзабыл.


Археологи предполагают что место было заселено с 9 в. д.н.э., хотя почти не найдено ничего с той эпохи. Поселок находился вдоль одной из дорог ведущих от моря на восток, но никакой ведущей роли он не играл. Позже Бейт Шеарим упоминается Иосифом Флавием, как главное поместье принцессы Береники, дочери Агриппуса. К этому времени относят большое количество бус и украшений найденных здесь.
После подавления восстания Бар-Кохбы много евреев бегут из центральной и южной части в Галилею, чтобы избежать притеснений со стороны римлян. В том числе сюда перебирается р. Иехуда хаНаси вместе со всем Синедрионом. Впрочем не как беженец, а как хозяин поместья (одного из нескольких) подаренном ему его близким другом Римским наместником Антониусом. В это время и начинается расцвет Бейт Шеарим. В конце своей жизни р. Иехуда хаНаси перебрался в Циппори (опять таки вместе с Синедрионом), но завещал похоронить его в Бейт Шеарим. Собственно, еще при жизни он подготовил отдельную пещеру для захоронений его семьи.

С этого момента в Бейт Шеарим начинается паломничество умерших. Евреи со всего Ближнего Востока стараются быть захороненными рядом с духовным лидером того времени. Из Ливана, Сирии, Греции, Персии и других стран прибывают корабли с саркофагами умерших. Естественно, подобное мероприятие было по карману только зажиточным евреям, так что Бейт Шеарим становится не только духовным центром, но и весьма преуспевающим городом. По естественным причинам весьма популярным занятием местных жителей было оказание ритуальных услуг (на одной из табличек было написано "Гробовых Дел Мастер Безенчук").  По словам экскурсовода, во времена расцвета население города насчитывало 10.000 человек. К этому выводу пришли, подсчитав количество найденных колодцев. Пешеры с захоронениям получили название "Некрополис" - "Город Мертвых" - и это действительно город!
В середине 4 в. н.э. город был разрушен, скорее всего во время еврейского восстания во времена римского наместника Галуса в 351 году. Косвенным образом на дату разрушения указывает найденный мешок монет, спрятанных возле центральной синагоги.
Во времена Византийской империи там было небольшое поселение (найдена здоровенная глыба из выплавленного стекла весом 8.5 тонн). Чуть позже началось разграбление могил, которое
стало особенно популярным вначале владычества арабов. В пещерах даже были найдены предметы быта "черных археологов" тех времен. Судя по найденным кухонным принадлежностям, грабители жили там неделями. Однако в более поздние времена входы в пещеры осыпались и заросли бурьяном. Вновь они были открыты в 1903 германским ориенталистским сообществом, однако находка осталась незамеченной и дальнейших раскопок не было. В 1928 году Александр Зайд, занимавшийся в то время охраной земель ККЛ случайно наткнулся на вход в одну из пещер, прополз в него и обнаружил огромные залы с саркофагами. Несколько лет спустя начались серьезные раскопки города и захоронений, которые продолжаются и по сей день.
По поводу названия ведутся споры. Одни историки полагают что название пошло от массивных ворот в крепостной стене, другие считают  что место было названо в честь одной из коэнских семей, поселившихся там после разрушения Второго Храма (хотя уже И. Флавий упоминает похожее название), третьи считают что имя пошло обычая выращивать рожь в этой местности.
По пещерам водят гиды-добровольцы (хотя можно и самому ходить). Из всех мне известных мест, Бейт Шеарим наиболее полная иллюстрация к способам захоронений того периода и устройству погребальных пещер.
Вкратце,
об эволюции способов захоронений. Во времена Первого Храма умерших клали узкие прямоугольные ниши выдолбленные в стене, после некоторого времени собирали кости и складывали в специальный общий саркофаг. Однако, во времена Второго Храма, под влиянием идеи восстания из мертвых после прихода мессии, кости стали складывать в небольшие личные ящики (оссуарии). Примерно со второго века н.э. сохранность мощей приобрела еще большее значение, и умерших стали хоронить в саркофагах "в полный рост". Немного позже стали хоронить в земле, обернутых в саван. Последний обычай приобрел популярность после смерти р. Иехуда хаНаси, который завещал похоронить его таким образом. Хотя могила не подписана, но место практически точно идентифицировано как его захоронение - рядом с ним находится женская могила, а также в этой же пещере (с самым величественным входом из всех) находятся могилы его 2 сыновей и его ученика (которых р. первыми упомянул в завещании).

В одной из пещер можно наблюдать почти все эти виды захоронений.



На саркофагах высечены самые разные орнаменты: геометрические, меноры, животных, ремесла умерших ит.д



Еще фотки с  Бейт Шеарим - здесь.

Яаран
Оттуда поехали в Кфар Тавор, в музей марципана. Оксана давно туда рвалась, да и мне было любопытно.
Недоезжая перекрестка Голани, я обратил внимание на "scene road", уходящую вправо. Помня о подобных дорогах на горе Гильбоа и возле Цубы, я скомандовал оксане крутить руль. Дорога оказалась не настолько живописная как выше упомянутые, но вполне приятная, со смотровой площадкой на северную часть изреельской долины. На смотровой площадке Оксана с Йонькой обнаружили угли и принялись рисовать рожицы
В центре леса стоит дом облицованный камнем. С этого места начались посадки саженцев. В 1946 году члены мошава "Мицпе хаГалиль" оказались на грани голода в виду отсутствии работы на ферме Саджера. Тогда они послали своих представителей в Иерусалим в центральное управление ККЛ. После обследования территории восточнее Нацерета было решено разбить там парк, который позже превратился в небольшой лес. Так ККЛ получила почти бесплатную рабочую силу, а члены мошава работу, и что немаловажно, оставили после себя память потомкам.




Поплутав, мы выехали на 65 трассу немного севернее Кфар Тавора. Про сам музей Оксана обещалась написать отдельным постом, так что я пока пропускаю, вот только фотку оттуда для юзерпика выкладываю ;)



Арбель.
После Тверии свернули посмотреть гору Арбель. Как хорошо видно на месте, раньше здесь стояла одна большая гора, но после землетрясения/попадания метеорита середина горы обрушилась оставив зияющий проем с вертикальными стенками. На нижележащий Хам'ам смотришь как  с самолета. У подножия утеса вроде бы есть пещеры, но мы туда не пошли.



Над лестницей сидела арабка, не то чтобы королева красоты, но симпатичная. Я попросил разрешения ее сфоткать, она сразу заулыбалась :)



Посещение горы бесплатно. Пока бесплатно. Но уже сооружают будку для взимания денег. На ремонт провала, чтобы совсем не провалился...


Остальные фотки с Арбеля - здесь.

После Арбеля мы вышли на финишную прямую к нашему циммеру, или "домику", как Йонька стал его называть. День был насыщенный и Йонька устал, но против своего обыкновения не засыпал, а спрашивал кажды
е 5 минут (как осел из "Шрека") "мы уже приехали?".
В Бейт Гиллель мы приехали уже поздним вечером, улица там довольно темная, вывеску циммера мы чуть не проскочили. Дом оказался выше наших ожиданий. Во первых, нам дали дом с двумя спальнями и салоном (хотя обещали с одной спальней). Во вторых, в салоне был камин с приготовленными дровами, который я сразу зажег. Йосеф, хозяин циммера, принес нам пеканов, апельсинов и ореховый пирог, так что остаток вечера мы провели расщелкивая орехи под отблески камина. Наутро рассмотрели двор - тоже очень приятный. Столики, гамаки, мангалы. Самое интересное, это был один из самых дешевых циммеров, которые я прозвонил. Так где подвох? Так и не узнали ;) Короче, я решил что этот циммер заслуживает рекламы - "בקתות ישראלי".
Завтра надо было вставать рано - хоть и воскресенье, но то что мы на Хермоне не будем в одиночестве -  было ясно.

День второй...

поездки, Север

Previous post Next post
Up