Великая путинская реформа. Акт третий.

Sep 19, 2013 18:25



Пакет документов Думы, связанных с "реформой РАН". Там по одной из ссылок ниже можно скачать текст проекта закона, вынесенный к третьему чтению. В третьем чтении он уже не менялся
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=305828-6

Самое основное, что получилось в итоге.

Собственность у РАН отбирается. Согласно п.2 статьи 1, «Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Российской академии наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.»

Это и есть то самое главное, для чего собственно и затевалась эта пресловутая «реформа».

Чисто большевистский декрет.

Академия без собственности, будучи сколько угодно независимой на бумаге, попадает в рабскую зависимость от государства, низводится на положение одного из его ведомств.

Пункта о том, что этот ведающий имуществом федеральный орган, по должности будет возглавлять президент РАН, - нет (как это было предложено Фортову). Какое-то время для вида побудет во главе его Фортов, а потом….

Согласно статьи 4, расходы на содержание РАН определяются отдельной строкой в госбюджете, а сама РАН их уже определяет.

Не прописано здесь самое главное, - какой процент бюджета должен тратиться на РАН, чтобы обеспечить и ее приличное функционирование и безбедную жизнь сотрудникам ее институтов.

Статья 18-я присоединяет к РАН две другие академии, - РАСХН и РАМН (сельскохозяйственную и медицинскую) «со дня вступления в силу закона». Таким образом, переходный период объединения не предусмотрен, а само объединение происходит по принципу поглощения двух маленьких академий одной большой (РАН), а не путем создания какой-то общей для них новой надстройки (Сверх-Академии). При том их действительные члены автоматически становятся академиками РАН (член-корры подлежат избранию). Для чего это делается, - мне кажется, и так понятно.

Ослабить влияние РАН как корпорации, умалить ее авторитет.

Пункт 9 статьи 18-й касается судьбы институтов трех Академий (но всех больше всего волнует судьба институтов РАН)

Институты у РАН отнимаются (за исключением Сибирского, Дальневосточного и Уральского отделений).

Дословно:

«9. Организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций. Положения настоящей части не распространяются на Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук.»

Исключение (скорее всего, временное) для этих трех отделений и было сделано потому, что с их стороны были наиболее сильные протесты.

Следующий пункт 10-й статьи 18-й ставит эти организации (институты РАН) в сильную зависимость от госзаказа:

«10. Государственные задания на проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований научными организациями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений и переданными в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, утверждаются данным федеральным органом исполнительной власти с учетом предложений Российской академии наук.»

То есть РАН влияет на эти задания, но главное слово остается за правительством.

В виде «кости» для институтов им оставлена выборность руководителей, но с важными ограничениями, - кандидатуры в директора согласовываются с Президиумом РАН и одобряются «комиссией по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, с их последующим утверждением данным федеральным органом исполнительной власти». (Пункт 12 статьи 18).

Не Президиумом РАН, не Отделением (как это было раньше) директора утверждаются, а именно этим органом.

Отраслевые отделения РАН (как историко-филологическое) законом не предусмотрены (в отличие от территориальных).

Пункт 14 статьи 18 оставляет дальнейшие вопросы регулирования слияния трех Академий за указами президента и постановлениями правительства.

Пункт о возможности исключения членов Академии исчез. Видимо, тоже повлияла критика.

РАН без институтов и собственности - уже не РАН, хотя бы она существовала с этим названием еще 200 лет.

Previous post Next post
Up