Финал «Нацбеста» - 2013 как операция «позолоти ручку Максиму Кантору».

Jun 01, 2013 16:08



О предыстории вопроса и своем отношении к «Нацбесту» я уже не раз писал и повторяться не буду. Кратко - о самом главном.

Финал литературной премии «Национальный бестселлер» состоится завтра в Питере. Среди номинантов роман-эпопея (1 том!) «Красный свет» Максима Кантора, и он же - главный и единственный фаворит этого конкурса. Другие работы писателей добавлены в список, чтобы создать видимость «конкуренции» и «честной победы». На самом деле никакой борьбы нет, так как исход предрешен заранее. Выпущенный, как чертик из табакерки, «писатель Кантор» - «нужный», «свой» «человечек» для неких высоких кругов. Не беда при том, что его литературные упражнения - убогая графомания, к мастерству художественного слова никакого отношения не имеющая, и награждение ее одной из трех главных литпремий в стране (кроме «Нацбеста», есть еще только «Русский Буккер» и «Большая книга», в финалисты последней Кантор тоже уже включен) - прямое издевательство (или, если угодно, насмешка) над русской литературной традицией. Важно здесь только то, что графомания эта - идейно правильная. Остается только посочувствовать членам жюри «Нацбеста», играющим в этом случае заранее написанную им роль марионеток. Да и реального выбора у них нет. Что, - неужели «конкуренты» Кантора лучше? Да, скорее всего, такие же. А что раньше «просыпались знаменитыми» в «Нацбесте» лучшие и достойные? Соглашусь, что «Пастернак» Д. Быкова - прекрасное ЖЗЛ. Но это биография, а не роман, однако «Нацбест» в 2006 г. он получил. «Господин Гексоген»? Ну, уж нет, извините. В это жюри, например, был введен, - вероятно, для придания ему видимости объективности, - известный публицист и националист, видный представитель антипутинской оппозиции Константин Крылов. Раскрученные такие фамилии вводятся для придания авторитету этой отживающей, как я искренне надеюсь, свой век лавочке. «Нацбест» в этом году пережил кризис, поставивший под угрозу… не существование, конечно, а финансовое обеспечение этой премии. Много лет «кормивший» ее (с самого основания в 2001 г.) предприниматель Константин Тублин объявил, что больше не может этого делать. Перед заправилами «Нацбеста возникла трудная задача.

Но спонсоры для премии были поразительно быстро найдены. Одним из двух ее спонсоров стал одиозный телеканал «дважды два», - тот самый, который много лет травит российскую аудиторию (преимущественно молодежь) круглосуточным показом пошлейших и бредовых американских и японских мультипликационных сериалов (таких, как «Симпсоны», «Футурамы» и т.д.), то есть занимается настоящим развращением. Но раз деньги не пахнут, то почему и в грязный источник не полезть за ними? Так, вероятно, рассуждали те, что согласились на «дважды двачную» помощь.

Хотя деньги, взятые от растлевающей людей тележвачки, - грязные по определению.

Дело в том, что вручение литературной премии Нацбест сопровождается отнюдь не символической денежной наградой.

Так, победитель прошлогоднего финала премии Александр Терехов за его роман «Немцы» получил в 2012 году 250 тысяч рублей.

«Победитель получает денежную премию (эквивалентную 10 000 долларов США), которая делится в пропорции 7:3 между ним и номинатором. Участники шорт-листа получают поощрительные призы в размере, эквивалентном 1000 долларов США. И главный, и поощрительные призы вручаются лишь при условии присутствия участников шорт-листа или их доверенных лиц на заключительной церемонии, как правило, в последнюю пятницу мая в Санкт-Петербурге». http://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E0%F6%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%E1%E5%F1%F2%F1%E5%EB%EB%E5%F0

Но и соображения престижа тоже имеют место. Получивший такую премию иной амбициозный графоман может с важным видом ссылаться на нее, как на факт признания литературной среды. Премия, как бы ни был низок ее престиж НАСТОЯЩИЙ, - все-таки одна из трех, существующих в стране. Ее получали и Дмитрий Быков, и Проханов, и Прилепин, и Пелевин, то есть хорошо раскрученные имена.

Главный распорядитель и основатель этой премии, ответственный секретарь «Нацбеста», давно известен, - скажем, мягко, - своей ужасающей неадекватностью и мерзким, склочным характером. Его давние дружеские отношения с Кантором, его к нему подобострастность и идейное с ним единомыслие прямо обуславливают протаскивание Максиму Карловичу этой, бесспорно заслуженной им награды. Он уже поставил автора «Красного света» на одну доску с… Гоголем, Булгаковым и Толстым. Ну, не премировать такого классика было бы настоящим свинством и несмываемым позором за всю историю «Нацбеста».

Чтобы оценить художественные достоинства «Красного Света», рекомендую читателям сделать следующее. Прочитайте несколько страниц М.А. Булгакова, а затем, - канторовой писанины. И, как говорят, «почувствуйте разницу».

Previous post Next post
Up