Алексей Иванов «Комьюнити».

May 04, 2012 17:01





Лучший русский писатель представил роман, обличающий социальные сети и интернет-зависимость как чуму 21 века

Новый роман Иванова рассчитан на несколько уровней восприятия. Для непритязательного читателя это мистический триллер, рассчитанный на целевую аудиторию тружеников и активных пользователей интернет-медиа проектов. Уже неплохо, нечасто мастера такого уровня развлекают читателей жанровой прозой. Гиков и прочих юзеров зомби из сети, возможно, заинтересуют больше, чем приключения более реалистичных персонажей. Автора критикуют за плохое знание предмета, но терминами он не злоупотребляет, а названия поисковиков и смартфонов употребляются уместно с точки зрения и действия, и смысла. Единственное замечание, птичий язык любовницы главного героя - так не говорят ни подростки, ни интернет-сообщество. Похоже, Иванов попытался придумать новое наречие, как ранее в «Золоте бунта», но в этот раз не столь удачно.



При более глубоком погружении роман превращается в постмодернистскую карикатуру на общество потребления, напичканную цитатами из Сорокина, Пелевина, Минаева, Бегбедера, Эллиса - более изощренный филолог наверняка найдет еще ряд первоисточников. Впечатляют глубокие познания автора в сфере урбанистической литературы, ранее он увлекался исключительно реконструкцией сибирской истории и провинциальным бытописанием. Тем более, что постмодернистские игры использованы как прием, без цели осмеять и унизить упомянутые образцы современного искусства. Но анафема консьюмеризму - тема избитая, роман может быть воспринят всего лишь как лицензированная версия «Духлесс» и «99 франков» для профсоюза интернет-работников.

Но по смыслу текст - манифест традиционализма, вдохновленный неприятием арабской весны и протестной активности в родной стране. Поддержка режиму пришла с неожиданной стороны, Иванов ранее не был замечен в излишних проявлениях симпатий к властям. Действие романа происходит на фоне столичных волнений в конце 2011г., упомянутых вскользь, но с очевидным презрением. При этом суть «Комьюнити» - проклятие всех технологических и культурных достижений, направленных на развитие мыслительных и коммуникационных процессов у стандартного участника митингов что на Болотной, что на площади Тахрир. Социальные сети, семантический поиск, коммуникационные и информационные функции смартфонов, интеллектуальная проза, иностранные модные бренды, интернет-телевидение, портал «Афиша», блоггинг - все это предъявлено в качестве источника новой чумы, легко пересекающей границы виртуального и реального миров. Неуклюжий лай Говорухина и Никиты-бесогона получил поддержку в произведении, художественный уровень которого недоступен штатным культурным авторитетам. Там, где арсенал постаревших метров ограничен плевками и оскорблениями, Иванов предлагает убедительные метафоры и яркие образы.

В то же время выводы автора не подаются как единственно верное учение, скорее Иванов предлагает рассмотреть медиа прогресс с иной точки зрения. Кажется, писатель остался не услышан - роман критикой представлен всего лишь как неумелое бытописание интернет-среды, в лучшем случае как очередной клон «Американского психопата». Ранее не было оценено описание вынужденной транформации архаичного явления под названием «семья» в сложную структуру «фамильона» в «Блуда и Мудо». При огромном количестве практических примеров существования подобных схем никто не отметил первенства автора в осмыслении явления. А если в равной степени проигнорированное предсказание виртуальной чумы окажется настолько же точным? Даже думать не хочется.

Previous post Next post
Up