Давным давно, во времена когда корабли ещё были деревянными, а моряки железными, наши предки делили людей на живых, мёртвых и тех, кто в море. Моряки, выходившие в плавание на парусниках, часто не возвращались домой. Из средств связи на море существовала лишь бутылочная почта и сообщить родным и близким о том, что жив здоров, путешествующим не было никакой возможности. Опасная это была профессия, и тяжёлая неимоверно. Не было на парусниках электрических лебёдок, огромные паруса ставились и убирались вручную, а для этого нужно было лазить на мачты, и в шторм тоже. Потом появились пароходы и на мачты лазить стало не нужно. Уголь в топке шуровать конечно тоже не сахар, но зато сорваться с реи вниз нельзя. Безопасность увеличилась.
В наше время все суда оборудованы навигационными, спасательными, аварийными, противопожарными и прочими средствами согласно многочисленных национальных и международных норм и постановлений. Круглосуточно несут дежурство спасательные службы, готовые в любой момент, получив сигнал бедствия, задействовать все средства, начиная от находящихся в районе происшествия судов, кончая спасательной авиацией. Но, не смотря на высокие технологии двадцать первого века, суда периодически продолжают гибнуть и далеко не всех моряков получается спасти. Море по-прежнему остаётся стихией.
Последние достижения техники безмерно повысили безопасность плаваний коммерческого флота и больших судов. С малыми же яхтами не всё так однозначно.
Эффективные средства связи создают иллюзию, что помощь можно вызвать в любой момент и в любом месте. И моряк, на уровне подсознания, расслабляется. Он не так придирчиво контролирует и готовит свою лодку. Теперь авария, как будто, не грозит неминуемой гибелью, помощь обязательно придёт. Но помощь может не подоспеть вовремя, крохотную лодку не так легко найти в штормовом море, даже с помощью хитроумной электроники, а тонет она гораздо быстрее, чем большой пароход.
GPS и электронные карты упростили навигацию до абсурда. Но, даже самые профессиональные карты, иногда оказываются неточными и слепое к ним доверие может привести к беде. Особенно это касается яхтсменов. Они ведь не ходят набитыми маршрутами от одного коммерческого порта до другого, а норовят забраться в самые отдалённые, малопосещаемые бухты, заливы и острова, карты которых не обновлялись со времён парусного флота. Нередко отдельные рифы и скалы совсем не обозначены на картах.
Сигналы спутников могут быть отключены, а сам приёмник GPS это электронный прибор. Вы готовы к тому, чтобы ваша жизнь зависела от электронных плат и микрочипов, работающих в агрессивной морской атмосфере? А навыки навигации без этого чудесного прибора, по большей части, утеряны. Когда у меня однажды неожиданно погас монитор картплоттера, я испытал ужас, несмотря на то, что шёл в видимости берега. Привычка!
Электрическая сеть на малом судне тоже, как правило очень уязвима и может отказать в экстремальной ситуации. Тогда уже все электронные гаджеты становятся совершенно бесполезными. В феврале 2013 года экипаж яхты WOLFHOUND (Сван 48) из пяти опытных яхтсменов, подал сигнал SOS и был эвакуирован лишь потому, что на лодке не было электрического питания. В остальном лодка была исправна, но, не работала навигация и радио, нельзя было завести двигатель и даже сварить поесть, так как газовая плита была снабжена системой безопасности, работающей от электричества. Лодка была брошена в океане, а через 2 месяца её видели целой и невредимой. Но ведь ещё меньше века тому назад практически все яхты, выходящие в океан, не имели никакой электроники и вообще электрооборудования на борту.
Двигатель на современной яхте давно превратился из вспомогательного в один из самых важных элементов. В большинстве портов маневрирование под парусом запрещено и тут двигатель необходим. Но, с другой стороны, рассчитывая всегда на то, что мотор вывезет, яхтсмены не очень беспокоятся о том, чтобы иметь достаточный запас свободной воды с подветренной стороны. И в случае резкого ухудшения погоды, а двигатели, как правило, отказывают именно в плохую погоду, часто попадают в опасную ситуацию.
И даже метеопрогноз может сослужить плохую службу, когда вы в нём уверены, а он не оправдался, и вместо приятного ветерка разразился шторм. А вы к нему не готовы, вы рассчитывали на хорошую погоду.
Я вовсе не хочу сказать, что нужно ходить на лодках оборудованных как сто лет назад и не пользоваться электроникой, двигателем и прогнозом погоды. Все эти вещи облегчают плавание и делают его приятным. Просто нужно быть максимально готовым к ситуации, когда всего этого неожиданно (а плохие вещи всегда случаются неожиданно) у вас не станет.
Многих опасностей на море можно было бы избежать, соблюдая простые общеизвестные правила. Все знают, что в открытом море нужно пристёгиваться, но все ли это делают? В автомобиле ремни безопасности обязательны, но в России подавляющее большинство водителей застёгивает их только при приближении к посту ГИБДД. В море полиции нет, и каждый уверен, что уж с ним ничего такого не случится, при том, что самой частой причиной гибели яхтсменов бывает падение за борт.
Короче говоря, море уважать всё же нужно, как в той поговорке: - Боишься - значит уважаешь. Нужно его немного побаиваться и считать коварным. Конечно, вероятность того, что на лодку обрушится неожиданная большая волна и попытается смыть вас, не зависит от того, пристегнулись вы или нет, но лучше считать, что океан всё же следит за нами и, как только зазеваешься.... Лучше не давать ему повода.
Во многих странах на управление парусной яхтой даже не требуется никаких прав и никаких обязательных требований к оборудованию. Купил лодку и иди себе, полностью на свой страх и риск. Речь конечно о частных, некоммерческих яхтах. Страховка требуется, так как при швартовке в марине можно нанести ущерб другим лодкам и имуществу, а права нет - так как задавить кого то на парусной лодке маловероятно и неопытный шкипер если и представляет для кого-то опасность, так для самого себя.
Я считаю, что такой подход правильный. Всякие обучающие курсы, для желающих научиться ходить под парусом, должны быть, но чисто добровольные. Тогда их будут посещать только с целью чему-то научиться, а не получить заветные корочки. В Италии, к примеру, требуются права на парусную яхту, но курсы для их получения, являются чистой формальностью, причём не дешёвой. И новоиспечённый шкипер с документом дающим официальное право на плавание без ограничения района, начинает думать, что он и вправду «имеет право», он ведь заплатил. А морю совершенно безразлично, есть у вас корочки или нет. И подкупить его нельзя. Неправильно выбрал время и попал в шторм, плохо подготовил лодку, не справился с ней в тяжёлой ситуации, не пристегнулся и т. д. - виноват только сам и наказание может последовать очень тяжёлое - просто за не пристёгнутую страховку, вплоть до высшей меры. И взяткой Нептуну не отделаешься, и приговор его не обжалуешь.
Поэтому, собираясь в голубые дали, конечно, нужно учиться, приобретать опыт, содержать в порядке лодку, и т. д., но всегда нужно помнить, что не всё зависит от вас, что отдав швартовы, даже в 20 веке, вы автоматически переходите в разряд «тех кто в море». Знания, умения, опыт, надёжное судно снижают риск до минимума, но не до нуля.
Но, видимо, как раз этот потенциальный риск, часто героически преувеличенный, и придаёт романтику морским путешествиям. Все самые захватывающие виды спорта, как правило, и самые опасные. Если из жизни полностью исключить все риски, она станет пресной и превратится просто в ожидание естественной смерти. Является ли уровень риска приемлемым, каждый должен решать для себя сам, и тут всё зависит от натуры человека. Есть люди «безбашенные», от развившейся адреналиновой зависимости или от глупости. Это кандидаты на дарвиновский эволюционный отсев. Есть боящиеся каждого шороха. И есть всевозможные варианты между этими двумя крайностями. Но где же находится та мудрая комбинация спасительной трусости и здорового авантюризма? Ну конечно же у меня! - Все кто едут по автостраде медленнее меня - тормоза, а кто быстрее, те самоубийцы. - Могу поспорить, каждый ловил себя на такой мысли.
И никто за вас не решит - готовы ли вы к конкретному приключению или нет. Более того, если кто-то спрашивает: - Как вы думаете, я уже могу отправиться....? Святой долг спрашиваемого ответить: - Нет. Вы ещё слишком молоды(стары), опыта надо поднабраться, лодка у вас маловата. - Но ведь и на меньших ходят. - Так ведь они ни у кого не спрашивают.