Прототип Су-27 (получивший название Т-10-1) был построен с двигателями АЛ-21Ф-З и поднялся в воздух 20 мая 1977 (пилот - заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин). На самолёте проводились испытания на общую работоспособность, на устойчивость и управляемость. Выполнено 38 полетов, произведены доработки, в частности, на законцовки консолей и кили установлены противофлаттерные грузы в виде штырей. Система вооружения на него не устанавливалась. Фотографий немного, но в следующий визит я буду основательнее его фотографировать.
Центральный музей ВВС в Монино ч1 Центральный музей ВВС в Монино ч2 все, что у меня есть по Су-27 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это первый прототип Су-27 (Т-10-1) с бортовым номером 10 синий.
В конце 1960 годов в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения. Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В качестве адекватного ответа в СССР была развёрнута собственная программа разработки перспективного истребителя четвёртого поколения, к которой в 1969 году приступило ОКБ Сухого. Учитывалось, что основным назначением создаваемого самолёта будет борьба за превосходство в воздухе. Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний маневренный бой, вновь признанный на тот момент основным элементом боевого применения истребителя.
В 1975-76 годах стало ясно, что первоначальная компоновка самолёта обладает существенными недостатками. Тем не менее, опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был создан и поднялся в воздух 20 мая 1977 года (пилот - Владимир Ильюшин).
Эта машина и стала первой в семействе истребителей, известных теперь как Су-27. Самолет имеет развитый наплыв и крыло овальной формы в плане, из-за чего было сложно применить механизацию передней кромки. Заднюю кромку занимает стандартная механизация - элерон и закрылок, а на законцовках крыла размещены противо-флаттерные грузы. Аналогичные грузы установлены на горизонтальном и вертикальном оперениях. Кили размещены на верхних поверхностях мотогондол. Радиопрозрачный обтекатель РЛС на Т-10-1 несколько короче, чем на серийных машинах, а обслуживание аппаратуры осуществляется через люки на боковой поверхности носовой части фюзеляжа. Фонарь кабины пилота сдвигается назад по направляющим. Так как двигателей АЛ-31Ф с верхней коробкой агрегатов, на установку которых был рассчитан самолет, еще не было, на этой машине установили АЛ-21Ф-ЗАИ с нижней коробкой. В результате очертания мотогондолы приобрели характерный "брюхатый" вид. На третьем и четвертом опытных экземплярах стояли уже АЛ-31Ф, но также с нижней коробкой. Однако множество вопросов аэродинамического проектирования самолета имело проблемный характер.
В это время стали поступать данные об американском F-15. Неожиданно выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Например, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки. Также не удалось реализовать заданный расход топлива. Перед разработчиками возникла нелёгкая дилемма - либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины. Было принято решение начать создание самолёта практически с нуля, не выпуская машину, отстающую по своим характеристикам от главного конкурента. Созданный впоследствии самолет получил название Су-27.
"Некоторые даты работ по Т10-1:
25/26 декабря 1976 - перевозка фюзеляжа в сборочный цех.
07-14 апреля 1976 - частотные испытания
27 апреля 1977 - показ в ОКБ Т10-1 секретарю ЦК КПСС Я.П. Рябову
29/30 апреля 1977 - перевозка Т10-1 из ОКБ на АЭ ЛИИ
10 мая 1977 - взвешивание самолета
11 мая 1977 - скоростная рулежка, В.С. Ильюшин
20 мая 1977 - 1-й вылет, В.С. Ильюшин. Сопровождение - на МиГ-21УМ, И.П. Волк
Всего за время испытаний было выполнено 250 полетов:
1977 1978 1979 1980 1981 1982
34 40 39 57 78 2
В период с ноября 1978 по ноябрь 1979 года полеты выполнялись в сопровождении Су-17УМ
Летные происшествия: 20 июня 1980 - н.р.№ 155, срыв фонаря, Ю.А. Егоров. Через 3 дня после этого, 23 июня 1980 Ю.А. Егоров погиб в катастрофе на Т8-5.
Участие в показах:
Кубинка - октябрь 1977 года, на земле.
Чкаловская - июнь 1978 года, в воздухе (В.С. Ильюшин)
Кубинка - апрель 1981 года, в воздухе (В.С. Ильюшин)
Кубинка - июнь 1981 года, в воздухе (В.С. Ильюшин)
Ведущий инженер: Р.Г. Ярмарков (09.74-02.80), Н.Ф. Никитин (02.80-1982)
В феврале 1982 года законсервирован. В 1983 году списан с налетом 202 часа. В 1985 году предполагалось установить как памятник на территории завода. В январе 1986 года передан в музей в Монино."
ЛТХ:
Модификация Т-10-1
Размах крыла, м 14.70
Длина, м 19.65
Высота, м 5.87
Площадь крыла, м2 59.02
Масса, кг
пустого самолета 12100
максимальная взлетная 25740
Тип двигателя 2 ТРДД АЛ-21Ф-3
Тяга нефорсированная, кгс 2 х 11300
Максимальная скорость , км/ч
на высоте 2230
у земли 1400
Практическая дальность, км 3100
Практический потолок, м 16500
Экипаж 1
Фото 3.
Фото 4.