Музей РАФ-2: основной истребитель Fiat CR.42 Falco.

Dec 21, 2017 15:07

Fiat CR.42 Falco (Сокол) - одноместный истребитель, являлся основным истребителем Regia Aeronautica (ВВС Италии) в начальный период Второй мировой войны. Самолёт разработан в конструкторском бюро компании Fiat под руководством Челестино Розателли. Fiat CR.42 стал венцом эволюции истребителей созданных Розателли. Первый свой истребитель, Fiat CR.1, Розателли создал в 1924 году, а последний, CR.42, впервые поднялся в воздух 23 мая 1938 года. В это время истребители-бипланы уже считались анахронизмами - будущее было за истребителями-монопланами с низкорасположенным крылом. Тем не менее, лётчик-испытатель после первого полёта на самолёте назвал его величайшей машиной. Всего было построено более 1800 самолетов. Сохранилось всего 4 борта.


Музей РАФ и РАФ-2
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

Это Fiat CR.42 Falco с номерами MM5701/8468M,бортовой номер 13-95, 1940 года выпуска. Этот самолет служивший в Regia Aeronautica под управлением сержанта Pietro Salvadori из 95a Squadriglia был захвачен англичанами 11 ноября 1940 года,когда он был вынужден аварийно приземлится на галечном пляже в Orfordness, Suffolk из-за перегрева двигателя. В течении лета 1941 года, он летал в Air Fighting Development Unit для проверки его в воздушном бое против британских самолетов. В конце 1943 года все испытания были завершены и самолет решили сохранить для будущего музея по более раннему запросу от Air Historical Branch. В дальнейшем он хранился на различных хранилищах RAF вплоть до 1978 года, когда его передали в нынешний дом,в музей RAF.

Здесь полная история этого самолета.


Cотрудники компании Aeronautica d’Italia(в 1926 году Fiat основал Società Aeronautica d’Italia) в инициативном порядке провели коренную модернизацию истребителя-полутораплана CR.32, а фактически создали новый самолет. 23 мая 1938 года в Валентине Куз под Турином состоялся первый полет машины без опознавательных знаков и номеров. Это был прототип истребителя Fiat CR.42, оснащенный 14-цилиндровым двухрядным радиальным двигателем воздушного охлаждения Fiat А 74R1 С38 (мощность 840 л.с.) в тесно пригнанном кольцевом обтекателе.


Машина, подобно многим изделиям итальянской авиапромышленности, отличалась изяществом. Конструкторы отказались от "чайки" верхнего крыла. Полуторапланная "коробка" имела с каждой стороны по две пары подкосов, крайние из которых - с ленточными расчалками. Верхняя плоскость с неглубокой выемкой по задней кромке (для улучшения обзора из кабины) крепилась к фюзеляжу N-образными стойками, на "кабане", с небольшим выносом относительно нижней. Крылья разъемной конструкции состояли из полых (с перфорацией для снижения веса) лонжеронов и нервюр прямоугольного сечения в полотняной обшивке. Верхнее крыло несло элероны.


Овальный в сечении фюзеляж имел каркас из стальных труб и дюралюминиевую обшивку на всей поверхности, за исключением секции между кабиной и оперением (боковые проемы закрыли полотном для экономии веса). С каждой стороны фюзеляжа находилось по одному масляному радиатору двигателя. Их охлаждение осуществлялось через воздухозаборники в корневых частях нижнего крыла. Свободнонесущие киль и стабилизатор были цельнометаллическими. Дюралевый каркас рулей нес полотняную обшивку. Неубирающееся консольно-подкосное шасси крепилось к лонжеронам нижнего крыла. На основные стойки надевались "штаны", на колеса - каплевидные обтекатели. Шасси оснащалось масляными амортизаторами и пневматическими тормозами. Первые итальянские истребители-монопланы намного обогнали CR.42 в появлении на свет. Однако министерство авиации Италии отдало предпочтение Fiat - полутораплану, хотя он в отличие от более прогрессивных машин не входил в госзаказ. Сыграли свою роль и захватнические планы Муссолини (ведь CR.42 как нельзя лучше подходил для войны со слабым противником на юге Европы и в Африке), и сочетание относительной дешевизны с простотой производства, и мнение летчиков (новый истребитель унаследовал у CR.32 легкость управления и отличные пилотажные качества). Поэтому в начале лета 1938 года был заключен контракт на 200 экземпляров CR.42, а уже после - на монопланы: 99 С.200 и 45 G.50.


Выполнение первого заказа на истребитель CR.42, получивший довольно банальное имя Falco (ястреб), началось в феврале 1939 года на заводе Fiat. Головные машины серии имели в отличие от прототипа неубираемое хвостовое колесо большего диаметра. В мае 1939 года первые CR.42 поступили в 53-й Стормо, расквартированный в Каселле, неподалеку от завода-изготовителя.
Структура ВВС Италии в то время была такова: самым крупным соединением являлось стормо (в дословном переводе - стая) полк из двух группо (авиагрупп, дивизионов). Группу образовывали три эскадрильи, в каждой из которых по штату полагалось 12 самолетов. Таким образом, итальянский авиаполк имел нормальную численность в 72 машины.


Первоначально CR.42 выпускались с очень слабым вооружением из двух пулеметов, одного - крупнокалиберного BREDA SAFAT (12,7 мм) и второго калибром 7,7 мм, расположенных под капотом двигателя. Следующий вариант истребителя CR.42bis нес уже пару крупнокалиберных пулеметов. На 163-CR.42, успевших до этого поступить в войска, пулемет калибра 7,7 заменили на 12,7.
Установка еще двух пулеметов в корне нижнего крыла была вызвана необходимостью хоть как-то увеличить суммарный залп истребителя. Дооснащение CR.42 велось на сборочных линиях и непосредственно в частях. С вооружением из четырех SAFATOB выпускались и CR.42, имевшие заводской шифр "ter". Они предназначались, кроме прочего, для поддержки войск на поле боя.


Fiat CR.42 модифицировали неоднократно, приспосабливая быстро устаревающий истребитель к иным формам боевого применения.
Специально для действий в африканской пустыне строился истребитель-бомбардировщик и штурмовик Fiat CR.42AS. Он отличался не только тропическим противопылевым фильтром на воздухозаборнике карбюратора. Помимо четырех 12,7-мм пулеметов, в состав его вооружения входили две стокилограммовые бомбы под нижним крылом (его лонжероны усилили). Те же узлы подвески использовались для 100-литровых топливных баков. Бортовое оборудование дополняла радиостанция увеличенного диапазона. Не оставили без внимания и бронирование кабины.


Для отражения ночных налетов английской авиации на индустриальные центры Италии предназначался перехватчик CR.42CN,это был обычный CR.42 с пламегасителями на выхлопных патрубках и прожекторами на внешней подвеске. Электричество вырабатывал генератор с крыльчаткой, установленный на верхнем крыле.
Fiat с дополнительными топливными баками и навигационным оборудованием становился дальним истребителем CR.42 Egeo, способным охранять бомбардировщики и торпедоносцы над Средиземным морем.
Поплавковый ICR.42, построенный в одном экземпляре в 1940 году, мог прийти на смену отслужившему гидроистребителю IMAM Ro.44 (катапультному и берегового базирования), к началу войны задержавшемуся на вооружении только в 161-й эскадрилье морских истребителей в Леро на Эгейском море.


В марте 1941 года на испытания вышел экспериментальный CR.42DB. Пытаясь "осовременить" машину, на Fiat установили 1010-сильный двигатель водяного охлаждения Daimler-Benz DB 601Е. Максимальная скорость достигла 520 км/ч, что было, пожалуй, пределом для самолетов бипланной схемы. Но дальше прототипа дело не двинулось - эти двигатели предназначались лишь для новых типов истребителей.


Серийное производство и работы по модернизации Fiat окончательно завершились только летом 1944 года. Всего с учетом прототипов, экспериментальных образцов и машин, предназначенных для экспорта, было выпущено 1782 самолета CR.42 (это максимальное количество, приводимое историками, по другим сведениям построили несколько меньше, 1 710 экземпляров).
В январе 1940 года 34 машины этого типа приобрело правительство Бельгии, вооружив ими две эскадрильи. А уже в мае итальянские истребители с бельгийскими кокардами на крыльях вступили в схватку с превосходящими силами люфтваффе. После оккупации Бельгии чудом уцелевшие Fiat перелетели во Францию, влившись в части, прикрывавшие предместья Парижа.
Почти одновременно с Бельгией закупку CR.42 произвела Швеция, присвоившая им обозначение J.11. 72 истребителя, оснащенных двигателями местной компании NOHAB (английский лицензионный Bristol Mercury), летали еще в послевоенные годы.


Накануне капитуляции 7 сентября 1943 года ВВС Италии располагали 103 CR.42, среди которых 29 CR.42 CN и 34 дневных истребителя. В итальянских подразделениях, выступивших на стороне союзников, состояло всего пять боеспособных CR.42. Остальные находились по другую сторону, в ВВС марионеточного государства на севере Италии, созданного Муссолини с немецкой помощью. Кроме того, 75 CR.42 последнего года выпуска достались люфтваффе. В октябре 1943 года из CR.42 и "случайных" самолетов других типов сформировали две группы ночных бомбардировщиков: NS Gr 7 и 9, применявшихся в различных боевых операциях, в том числе - на Балканах. Несколько CR.42 стали вспомогательными истребителями ПВО на юге Германии.


64 Fiat CR.42 Falco пережили войну в исправном состоянии. Часть из них отправили в учебные центры новых ВВС Италии. Две дюжины даже переделали в двухместные самолеты с двойным управлением. Последние экземпляры CR.42 последнего в истории истребителя-биплана были списаны в 1950 году.


Модификации:
CR.42 ранние CR.42 были вооружены одним пулеметом 12.7 mm (.5 in) и одним пулеметом 7.7 mm (.303 in). На CR.42bis заменили 7.7 mm вторым 12.7 mm.
CR.42 Egeo оборудован для Эгейского театра военных действий дополнительным топливным баком на 80 L (20 US gal) в фюзеляже.
CR.42AS версия для непосредственной воздушной поддержки войск. К двум стандартным пулеметам 12.7 mm добавили еще два. Плюс крепление под крылом для двух 220 lb (100 kg)бомб. AS означало 'Africa Settentrionale.' Установлен доп фильтр на двигатель для предотвращения попадания в него песка.
CR.42B один самолет оснащенный двигателем Daimler-Benz DB 601, достигший максимальной скорости 518 km/h (323 mph). Также известен позже как CR.42DB.
CR.42bis стандартное вооружение из двух 12.7 mm пулеметов.
CR.42CN ночной истребитель с прожакторами в гондолах под крыльями и удлиненным выхлопом для уменьшения заметности.
CR.42ter 2 × 12.7 mm (.5 in) machine guns with two additional guns mounted in blisters under the wings.
I.CR.42 экспериментальный поплавковый самолет разработанный CMASA, скорость уменьшилась лишь на 8 km/h (5 mph) несмотря на увеличение веса на 124 kg (273 lb).
CR.42LW противопартизанский ночной самолет для German Luftwaffe. Самолет получил пламегаситель на выхлопную трубу, пару 12.7 mm пулеметов и подкрыльевое крепление для четырех 50 kg бомб. 150 было построено,из которых 112 поступили на службу в Luftwaffe.
CR.42 "Bombe Alari" (неофициальное,но широко использовавшееся имя) модификация проводимая на SRAM (ремонтные центры), позволяющая использовать устаревающие истребители для атак наземных объектов. Были добавлены подкрыльевые пилоны для 2 бомб по 50 kg (110 lb); часто на них крепили бомбы по 100 kg (220 lb). Подобную модификацию прошли Fiat G.50 и Macchi C.200.
CR.42 two-seaters несколько итальянских CR.42 были конвертированы в двухместные связные самолеты.
CR.42DB один CR.42 был оснащен ранним двигателем 895 kW (1,200 hp) DB 601A. Скорость выросла до 525 km/h (326 mph).


ЛТХ CR.42
Экипаж: 1 человек
Длина: 8,25 м
Размах крыла:
верхнего: 9,7 м
нижнего: 6,5 м
Высота: 3,06 м
Площадь крыла: 22,42 м²
Масса пустого: 1 782 кг
Нормальная взлетная масса: 2 295 кг
Двигатели: 1× Fiat A.74 RC.38 воздушного охлаждения 14-цилиндровый
Мощность: 1× 840 л. с. при 2 400 об. (627 кВт)
Воздушный винт: трёхлопастной Fiat 3D41
Максимальная скорость:
на высоте: 441 км/ч на 6 400 м
у земли: 343 км/ч
Крейсерская скорость: 399 км/ч
Скорость сваливания: 129 км/ч
Практическая дальность: 780 км
Практический потолок: 10 211 м
Скороподъёмность: 11,8 м/с
Нагрузка на крыло: 102 кг/м²
Тяговооружённость: 270 Вт/кг
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +14 g
Вооружение:
Пулемётное: первая серия:
1× 12,7 мм пулемёт Breda-SAFAT
1× 7,7 мм пулемёт Breda-SAFAT
Пулемёты установливались сверху двигателя и стреляли сквозь винт.

позднее:
2× 12,7 мм пулемёта Breda SAFAT по 400 патронов на ствол
Бомбовая нагрузка: 2× 100 кг бомбы

fiat, raf, 2014, музей, fiat cr42, раф

Previous post Next post
Up