Закончив рассказ о посещении СЛА-2017 в Первушино,перехожу к следующему авиационному мероприятию,которое мне удалось посетить в этом сезоне. Это зарождающийся в нашей стране под эгидой ФЛА чемпионат старинных самолетов. В этом году он прошел на военном аэродроме Клоково,что под Тулой. Здесь же и в это же время тут проходил и чемпионат мира по пилотажу на Як-52. Собрали для компактности два мероприятия воедино. И публике было интереснее. Конечно тут есть куда двигаться. Может стоит провести виртуальный чемпионат? По интернету отобрать наиболее редкие и старые экземпляры воздушных судов? Страна у нас большая,плотность самолетов в ней маленькая и собрать даже несколько действительно ценных летающих экспонатов в одном месте почти невозможно из-за расстояний....
Чемпионат старинных самолетов аэр Клоково(Тула)-2017.В общем мы собрались лететь. Вроде и не очень далеко,но погодка подкачала. На Северке среди желающих полететь развернулись серьезные дискуссии о метеоусловиях на маршруте...
Некоторое время около Ступино шли по приборам. Некоторые тут развернулись и пошли обратно.
Выглядело это приблизительно так: нижний край был всего метров сто....
Над Ступино нам дали пройти над КТА,а ведь когда то летали туда регулярно,а сейчас там вояки:-((( Но хоть не за 30 километров отправляют,уже большой плюс.
Самолеты Володи Лисняка все еще ждут своей очереди попасть в Орешково.
Потом было как то так,но мы прорвались. Вообще по правилам соревнований,к ним допускаются к участию самолеты не моложе 50 лет,те от 1967 года выпуска. У меня таких три: Aero-Commander 680V,но он ждал своей очереди на регулировку углов установки винтов,Ан-2,но его красили и перетягивали и наконец Мушкетер,но он был закрыт за Ан-2 в ангаре. Поэтому полетели на одном из самых молодых бортов: Хаски. Всего то 18 лет самолету!!!:-)))
И вот мы уже перед огромной полосой аэродрома Клоково. Но сажают не на бетон,а на грунт. РП Клоково пугал какой то 500 метровой вышкой,которая оказалась чуть ли не на другом конце города,а мы то на подходе все глаза проглядели высматривая ее!!!
На заходе.... Видно,что на прямой путевая скорость благодаря ветру всего 74 км в час:-))) И все равно я умудрился попрыгать по грунтовой полосе!!! А как вы хотели: полная заправка,багажа выше крыши и собственно Женя:-)))
Родной горизонт на Хаски умер,ждем его восстановления уже второй месяц:-(( А пока используем переносной горизонт от Dynon. Полезная штука всегда!!!
Клоково - военный аэродром на северной окраине города Тула. С 1959 года до 1990-х годов являлся аэродромом совместного базирования, на территории которого размещался аэропорт.
Аэродром «Клоково» 3-го класса, способен принимать самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Як-40 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов.
Весной 2011 года в Клоково с аэродрома Мясново (западная окраина Тулы) была передислоцирована 110-я отдельная военно-транспортная авиационная эскадрилья (войсковая часть 25520, самолёты Ан-2), располагающаяся здесь и в настоящее время.
Часть аэродрома - военный сектор - иногда используется для тренировки воинов-десантников из 51-го парашютно-десантного полка 106 ВДД.
Здание аэропорта крупнее. Но в него в этот раз нам так попасть и не удалось,а наверное было бы интересно?
Здесь мы уже не первые. На стоянке Zlin-326 и Шершень,чуть поодаль на бетоне Л-29.
Самодельный самолет Шершень Александра Оробинского из под Липецка. Кроме старинных самолетов в чемпионате могут принимать участие и более молодые,но самодельные самолеты.
Злин-326 начал выпускаться еще в далеком 1959 году.
На его крыле Владимир Лисняк заполняет документы для участия в чемпионате своего Л-29.
Интересный самолет и очень напоминает в воздухе издалека немецкие самолеты времен ВОВ,поэтому и несет на себе такую цветовую схему для участия в реконструкции событий тех лет на земле и в воздухе.
Кабина закрыта,но мы издалека,всего лишь одним глазком взглянем...
Я традиционно припахал своего второго пилота Евгения Овсянникова,крепит наш самолет к матушке земле. Росгидромет все лето нас пугает ураганами и штормами,чтобы прикрыть свою задницу,а мы продолжаем из раза в раз ему верить:-)) Плохому верим,а хорошему уже не очень!!!
Жюри соревнований:главный инженер ФЛА Юрий Раскачаев и президент ФЛА Николай Мазурин.
А это наш вездеход Aviat Husky A1B.
Член экипажа Л-29 прибывшего из Орешково.
Вице-президент ФЛА и член жюри: Ольга Олехник.
Юрий Раскачаев,сам активно летающий пилот,но сюда прибыл по земле.
Николай Михайлович Мазурин оценивает Л-29 Владимира Лисняка.
Птичек и прочую антиавиационную нечисть тут отпугивают такие вот чучела:-)))
Добровольные помощники жюри.
Михаил Болдырев внимательно все осмотрел,отфотографировал,описал и выложил очень интересные рассказы о празднике в фейсбук.
о чемпионатеАн-2ШершеньZlin-326L-29о самолетахВильгаPiper PA-28Zlin-142О людях, технике и природевидео После этого мне в принципе более добавить нечего:-)))
Александр Оробинский,пилот и владелец самолета Шершень.
Единственный прибывший реактивный самолет на конкурс. Ждали еще один Л-29,но что-то пошло не так:-((( L-29 выпускался с 1963 по 1973 год,так что вполне влезает по возрасту:-)))
Сейчас,сейчас мы все внимательно наконец разглядим. Жюри оценивает аутентичность борта....
Летает?...:-))
Номинанты ходят хвостиком за жюри:-)))
Михаил Болдырев когда что-то рассказывает об авиации,то он это знает в силу образования и подготовки,а я из-за отсутствия этого лишь тщательно выковыриваю информацию из интернета:-(((
Компетентное жюри откручивает ценные запчасти под видом оценки борта:-)))
Тут вам и Гармин и трекер.....
А мы оглядевшись на 326 Злин,идем "принимать во внутрь большие количества". Кушать одним словом в шале для спортсменов,которые участвуют в чемпионате мира по пилотажу на Як-52.
Я так и не понял,сегодня день и для посещения публики или лишь день подготовительный? Но люди помаленьку бродили несмотря на плохую погоду и отсутствие развлечений...
Мимо проносятся Як-52 на исполнительный...видимо для оценки способностей прибывших участников летать на этих самолетах?
Рядом расположился Ан-2 войсковой части 25520. Их тут десяток и самый старый 1959 года.... С них бросают десантников с парашютами.
Красивый и ухоженный самолет.
Ну а мы направились к ангару для участников соревнований.Здесь выстроились Як-52 для участников. Як-52 начали производить лишь в 1977 году,так что они в наших соревнованиях участвовать не могут:-(((
Реклама и спонсоры видимо чемпионата мира?
В ангаре кипит работа:-))
После легкого перекуса мы возвращаемся обратно к статической стоянке самолетов. Прибыл еще один борт из Сонино: Piper PA-28. Он кстати попадает под требуемый возраст. Ему уже тоже 50 лет:-))) Впервые эта модель самолета поднялась в воздух в 1960 году....
Л-29 на бетонной полосе,куда более никого не пустили.
Прибыл Дмитрий Славович Олехник на своей боевой Вильге.
И куда бы нам зарулить как бы думают они... А вот помучайтесь,думают организаторы:-)))
Пассажиры-испытатели:-)))
Традиционные уже волонтеры на мероприятиях организуемых ФЛА: Павел Шулятьев и Александр Слезкин.
Еще один волонтер: Татьяна Виноградова.
И сам волонтер всех волонтеров с наследником: Матвей Домченков...
Дмитрий Славович Олехник собственной персоной.
После приема пищи с улучшенным настроение жюри оценивает следующий борт. Кто говорил,что после еды надо походить? Надо посидеть,и лучше в удобном самолете:-)))
Юрий Мухин к сожалению прибыл не на своем раритетном Фокке-Вульфе-149 1959 года:-((( Но надеюсь на следующий то год!!!!
Кроме Михаила Болдырева(он на заднем плане) интенсивно все снимал Юрий Соляник.
Прибывает еще один Злин,но на этот раз уже Zlin-142. Он хоть и не подпадает под категорию самолета участвующего в чемпионате(первый полет прототип совершил всего лишь в 1978 году:-)) ,но будет участвовать в показательном воздушном бою завтра. Именно для этого оба Злина и несут такую цветовую схему наших врагов!!!
Перед касанием...
Есть посадка...
Матвей мотивирует свое отвлечение от работы наличием сына на руках:-)))
Красивый самолет,но очень непростой для обслуживания:-(((
Вот он заруливает на стоянку. К подножке у него приделано крепление для дымовой шашки...
А трудяга Як-52 куда то повез нового пассажира...
Командир прибывшего Zlin-142.
И ведь тоже надо куда то ставить на статику? Кроме реконструкции в воздухе,завтра еще стоит ждать реконструкции боев и на земле.
В свете приближающегося апокалипсиса по версии Росгидромета,системы крепления становятся весьма актуальны...
Панель приборов Zlin-142.
В отличии от 326 Злина,тут посадка пилотов плечом к плечу.
Як-52 к взлету готов...
Юрий Соляник к фотографированию тоже...
Фактически в торце аэродрома уже располагаются жилые дома. Большим бортам здесь видимо уже не летать:-(((
Всех вновь прибывших переписывает для Росавиации и Ространснадзора и наверное Транспортной прокуратуры(шучу) еще один волонтер: Светлана Мазеева.
А Владимир Лисняк посетив Клоково собирается бежать от непогоды обратно к себе в Орешково.
Чего им тут,двадцать минут и они уже на своей земле.
Небольшая фотосессия для небольшой группы владельцев фотоаппаратов:-)))
Вот он уже в кабине своего Л-29 сидит такой весь серьезный....
Все,даже президент ФЛА!!! помогают отбуксировать самолет на исполнительный....Конечно,тут с улыбкой в этот момент в кабине сидеть чревато:-)))
Ну всех подключили:-))) Даже,прошу особо отметить,даже дядя Матвей сына куда то сбагрил,тут уж не отлынишь никак...:-)))
А потом дружно показывают пилоту Zlin-142 куда ему идти со своим "молодым" самолетом,который не соответствует требованиям чемпионата:-))) Шучу,но куда они кажут я так и не понял!!!
Игорь Морозов,......,Николай Мазурин.
К Ан-2 тут подход серьезный,военные,что вы хотели!!! У них и буксировщик есть для такого случая.
У него точно там кислород,а не какие нибудь более веселые или галлюциногенные аналоги?:-))
Игорь Морозов,Юрий Раскачаев,.....
Игорь Борисович Морозов,пилот Пайпера прибывшего из Сонино. Сегодня они улетят домой,но завтра обещали вернуться.
Юрий Викторович Раскачаев главный инженер ФЛА.
Л-29 к взлету готов....
Небольшое видео взлета Л-29 из Клоково,Володе разрешили летать с бетона,больше никому этой привилегии не досталось:
You can watch this video on www.livejournal.com
Улетели....
Саша Слезкин к работе готов. Работа к нему не готова,это есть:-)))
Пилот Злина-326.
До новых встреч Володя!!!
Замок для буксировки планеров у Zlin-326.
Евгений Овсянников и Татьяна Виноградова,прямо вот хотел попросить их взяться за руки как на известной скульптуре Мухиной и написать про версию в период капитализма... Но как то смог удержаться,а здесь не смог:-)))
Одинокие зрители взирают на авиатехнику из-за заборчика....
Собственно ваш покорный слуга.
А это заводские и не очень таблички с Пайпера с Сонино. Меня в общем за их фотографированием и застали:-))
Напротив Пайпера зрителей то поменьше будет:-)))
Помогло бы это против публики или немецкий язык нынче не в особом почете у изучающих?
Як-52 и новый пассажир...
Посадка...
У разных людей телефон вызывает разные реакции: Михаил Болдырев и телефон...
Дмитрий Олехник и Паша Шулятьев и опять телефон... может разные сайты?:-))
А на аэродроме оборудование всяческое есть видимо у военных.
А что они делают с помощью этих антенн?
Юрий Мухин,бывший военный врач,счастливый обладатель Фокке-Вульфа-149.
Игорь Морозов. Все они базируются в Сонино и собираются туда улететь на ночь.
А я планирую все это снять для истории:-)))
Экипаж занимает свои места...
На статике остаются шесть самолетов...
Глядя на облака позади самолета,я понимаю желание экипажа слинять отсюда побыстрее и желательно в направлении противоположном этим тучкам:-)))
Все готово.
Юрий Мухин и Игорь Морозов.
Разбег...
Немножко как то в сторону....
И полетели...,до завтра!!!
Полоса тут как показал осмотр,не очень ровная:-)))
Видео взлета Пайпера из Клоково:
You can watch this video on www.livejournal.com
Но герои так просто не уходят. они вернулись,чтобы сделать проход над нами.
Крупнее...
Я стоя на середине полосы играл в игру:взляни чудовищу в глаза...
И умчались в даль светлую...
А мы возвращаемся к нашим баранам:-)))
От пилотажников к нам приходят люди...
Ольга Вячеславовна Олехник обещает застрелиться от навалившихся на нее забот:-)))
Евгений Андреевич Овсянников в редкие минуты сытости с улыбкой на лице,во все остальное время он делает вид серьезного специалиста,чтобы скрыть гримасу голода с лица:-)))
Нас проверили,все хорошо!!!
Мы тоже решили посмотреть что-там у них вдали?
Подозреваю раньше здесь было рабочее место РП этого аэродрома?
А у нас аэродромная жизнь на сегодня завершается. мы едем заселяться в гостиницу. В ней я возненавидел малую авиацию и большую с нею вкупе:-)) гостиница располагается недалеко от аэродрома,заселившись я открыл окошечко и стал ожидать выезда к монументу. и тут на аэродроме начались тренировки!!!! Я каждые две минуты подбегал к окну,так как мне казалось,что самолеты падают прямо на мой номер. И это я,любящий авиацию и хоть немного понимающий,что происходит!!! Да уж....
А мы отправляемся организованно возложить цветы к мемориалу «Защитникам неба Отечества» - мемориальному комплексу, расположенному при въезде в город Тула со стороны Заречья в районе Московского шоссе и возведенного к 71 годовщине победы над фашизмом во Второй мировой войне. Высота памятника более 27 метров, диаметр - более 93 метров.
Мемориал представляет собой две несущие опоры, изогнутые в виде траекторий полёта самолетов: истребитель Ла-5ФН на вершине опоры.
А самолет Фокке Вульф Fw - 189 (Рама) расположен почти у земли. Копии самолётов выполнены в натуральную величину.
Общий вид поближе.
Рядом какое то здание обнесено забором,обклеенным такими вот радующими глаз любителя авиации картинами.
Наши орлы с цветами. Тут как правильнее:Орлы с цветами или орлы с Цветами?:-)))
Мемориал с другого ракурса. В основе скульптурной композиции комплекса лежит реальный боевой эпизод из фронтовой биографии Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Вишнякова. В этом бою он сбил 2 немецких самолета-разведчика Фокке Вульф Fw - 189 (Рама), за этот беспрецедентный подвиг летчик и его ведомый Александр Шевцов были награждены орденом Александра Невского.
Вечный огонь.
Наш отряд,слева направо: Юрий Соляник,Николай Мазурин,Светлана Мазеева,секретарь ФДА Ольга Семеновна Корнийчук,Ольга Олехник,Юрий Раскачаев,......,........,.........,Александр Оробинский,его коллега,Павел Шулятьев и Евгений Овсянников.
Авторы и инициаторы мемориала: Фонд сохранения исторической памяти отечественной авиации «Защитники неба Отечества» в лице руководителя Вишнякова Михаила Ивановича - сына легендарного летчика-истребителя, Героя Советского Союза Ивана Алексеевича Вишнякова.
И Региональная общественная организация "Центр патриотического воспитания «Патриот» в лице руководителя Владимира Преображенского - внука Героя Советского Союза Евгения Николаевича Преображенского, летчика, который во главе флагманского экипажа в августе 1941 года участвовал в нанесении первого бомбового удара по военным объектам гитлеровского Берлина.
Президент ФЛА Николай Михайлович Мазурин произнес трогательную речь....
Небольшой отрывок ее на видео:
You can watch this video on www.livejournal.com
И мы идем возлагать цветы и знакомиться с мемориалом поближе.
Ла-5ФН.
Место расположения мемориального комплекса выбрано не случайно: В Туле формировался 171-й Тульский Краснознаменный истребительный авиационный полк, в котором Иван Алексеевич Вишняков командовал легендарной эскадрильей «За Олега Кошевого». Также здесь базировались: 46-й гвардейский женский ночной бомбардировочный авиационный полк «Ночные ведьмы» и эскадрилья союзников по стран антигитлеровской коалиции «Нормандия-Неман».(Франция)
У вечного огня....
Юрий Соляник тоже все это запечатлел.
Такие вот композиции.
На фасаде мемориала расположены 26 бронзовых табличек с именами 2420 летчиков-героев и установлены бронзовые барельефы 85 субъектов Российской Федерации, 15 бывших союзных республик СССР, стран антигитлеровской коалиции и Китайской Народной Республики.
Очень и очень впечатляет...
Табличка мемориала.
Рама чуть поближе.
Для сравнения размеров,самолет на фоне нашего богатыря....
Сделано очень необычно.
Пламя
Кабина
И пулеметик.
Так завершился наш первый день. Во втором событий было гораздо больше,но об этом чуть позже.