Американцы кричат их братья Райт построили первый в мире самолет,наши вспоминают о Можайском,а Европа и особенно Бразилия считает таким героем Alberto Santos-Dumont. Итак,еще один претендент на звание самого первого самолета по версии Fédération Aéronautique Internationale (F.A.I.): 14-bis (Quatorze-bis), также известный как Oiseau de proie (хищная птица на французском),это один из первых экспериментальных бипланов построенных по схеме утка. Конструктор самолета бразильский пионер авиации Alberto Santos-Dumont. Самолёт представлял собой биплан с 6 стойками. Силовая установка состояла из двигателя Антуанетт мощностью 50 л.с. Построен всего один экземпляр. Многие исследователи считают,что именно он стал настоящим полноценным первым самолетом в мире,в отличии от самолетов братьев Райт,летавший без катапульты.
Museo do Aire (Лиссабон) Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
В июне 1905 года Gabriel Voisin совершил полет на планере,который буксировал катер по реке Сена(Seine),дальность его составляла более 150 m (500 ft). Крыло и хвостовое оперение планера были сделаны из ячеек Hargrave,он напоминал большого змея построенного из коробок,что обеспечивало определенную устойчивость. Это показало,что конструкция из ячеек Hargrave является полезными и для самолетов тяжелее воздуха.
Santos-Dumont жил в Париже в это время и был одним из самых активных воздухоплавателей в Европе,разработав серию нежестких дирижаблей,которые продемонстрировали непревзойденную маневренность,легкость в управлении и скорость. Santos-Dumont встретился с Voisin в конце 1905 года,и попросил его помочь построить самолет для победы в конкурсе,которые устраивал Aéro-Club de France для аппаратов тяжелее воздуха.
Это был приз Coupe Ernest Archdeacon prize и 1500 франков за первый полет на 25 m (82 ft) и следующий приз в 1500 франков за полет на 100 m (330 ft).
В итоге Santos-Dumont получил биплан из ячеек Hargrave (подобный змею)оснащенный двигателем Antoinette. Крылья,каждое из которых было сделано из трех ячеек,располагались сзади и имели четко выраженную V образную форму для улучшения поперечной устойчивости. Двигатель V8 Antoinette мощностью 18 kW (24 hp) жидкостного охлаждения со впрыском располагался на самой задней точке фюзеляжа. Он приводил в действие двухлопастной толкающий винт. А пилот располагался в корзине от аэростата прямо перед двигателем.
Подвижная конструкция в носу самолета в виде коробки,крепилась на шарнире и управлялась тросами. Она предназначалась для управления по тангажу и рысканью. Позже такую конструкцию назовут "canard",а по нашему "утка". Самолет был построен из бамбука и сосны соединенных алюминиевыми конструкциями и обтянут японским шелком.
Первые испытания самолета были проведены на территории Santos-Dumont в Neuilly 22 июля 1906 года,где его и собирали. Для имитации условий полета, Santos-Dumont прикрепил его к своему последнему не жесткому дирижаблю "Number 14". Именно поэтому самолет известен как "14-bis". Затем самолет перевезли по земле на территорию Château de Bagatelle в Bois de Boulogne(Булонский лес), где было гораздо больше места. Испытания самолета прикрепленного к дирижаблю оказались очень опасными так как силы приложенные к самолету почти разрушили дирижабль. Но они позволили сделать правильную центровку и изменить баланс.
Дальнейшие испытания самолета проходили следующим образом: самолет подвесили на трос длиной 60 m (200 ft) натянутый между двумя вышками,одной высотой 13.5 m (44 ft) ,а другой 7 m (23 ft).
Первые испытания самолета в свободном полете прошли на поле для поло в Булонском лесу 21 августа 1906 года,но были остановлены повреждением недавно установленного винта с алюминиевыми лопастями. Он заменил деревянный винт обтянутый шелком. После ремонта испытания продолжились уже на следующий день. Снова возникли проблемы: повредили носовое колесо и мощности двигателя не хватало для взлета и Santos-Dumont решил заменить двигатель на Antoinette мощностью 37 kW (50 hp). Испытания возобновились 4 сентября,правда снова без особого успеха. А 7 сентября после очередного повреждения винта,было решено установить винт большего диаметра.
И наконец 13 сентября 1906 года наблюдатели Aéro-Club de France собрались для регистрации рекордного полета. Самолет не смог оторваться с первой попытки,а со второй поднялся и пролетел между 4 и 7 метрами на высоте около 70 cm. После этого самолет приземлился задрав нос вверх и снова повредив винт,на этом летный день завершился. Этот короткий полет еще не мог претендовать на приз,но был благосклонно встречен зрителями.
23 октября 1906 года, после серии испытаний двигателя и высокоскоростных пробежек по земле(одна из которых закончилась повреждением стойки с колесом), Santos-Dumont наконец совершил полет на расстояние более 50 m (160 ft) на высоте 3-5 m (9.8-16.4 ft). Благодаря этому Santos-Dumont получил первый из авиационных призов, 3,000 франков за полет на 25 m (82 ft) или больше.
Эта посадка повредила самолет,но Santos-Dumont объявил,что он будет готов пролететь 100 метров на очередной приз уже 12 ноября 1906 года. 14-bis был восстановлен,были добавлены восьмиугольные элероны к середине каждой внешней ячейки крыла. Элероны управлялись тросами прикрепленными к плечам пилота!!! Утром 12 ноября 1906 года авиационная общественность Франции собралась на площадке Chateau de Bagatelle,чтобы наблюдать за очередной попыткой Santos Dumont. Santos-Dumont бежал на 14-bis по полю, а рядом ехала машина на которой Henry Farman бил в тарелки каждый раз,когда колеса самолета отрывались от земли или касались ее вновь. В первой попытке достигли полета длительностью 5 секунд и длиной около 40 m (130 ft) на высоте 40 cm над землей, вторая попытка принесла два кратких полета на 40 и 50 m (160 ft). Поспешная посадка после второй попытки ввиду близости деревьев привела к поломке колесной оси,но это все восстановили во время обеденного перерыва:-))) В полдень,новые полеты на 50 метров и наконец 82 m (269 ft) (достигнута скорость порядка 40 km/h), этот полет был прерван из-за близости границы поля для поло. На заходе солнца, Santos-Dumont предпринял еще одну попытку. Во время нее,публика вышка на поле и чтобы их не повредить,он перелетел через них. Через 22 секунды работы,он выключил двигатель и спланировал на посадку. В этот раз он пролетел 220 meters (свыше 700 ft), что было квалифицировано как победа и получение очередного авиационного приза в 1,000 франков за полет в 100 м и более. Это был последний зарегистрированный полет самолета. В следующий раз Santos-Dumont полетел в ноябре 1907 года, на своем новом самолете No. 19 Demoiselle(о нем расскажем в следующий раз).
Некоторые исследователи утверждают,что именно 14-bis совершил полет раньше чем Wright Flyer и именно он является первым настоящим самолетом. В 1903 году для взлета Wright Flyer использовали пусковой рельс и колесную тележку,которая оставалась после взлета на земле; самолет приземлялся на лыжи на песчанную поверхность в Kitty Hawk или в Huffman Field. После 1903 года братья Wrights использовали катапульту для помощи во взлете своих самолетов в 1904 и 1905 годах. А Santos-Dumont 14-bis не использовал катапульту и взлетал и садился на свои колеса.
The Fédération Aéronautique Internationale (F.A.I.) ("International Federation of Aeronautics"), основанная во Франции в 1905 году для регулирования спортивных полетов и отследивания авиационных рекордов и другой авиационной активности,изложила в своих правилах что самолет должен быть в состоянии взлетать используя лишь свою энергию для учета в рекордах. Поэтому бразильцы считают 14-bis первым самолетом в мире и Santos-Dumont отцом авиации в стране. Но 5 октября 1905 года Wilbur совершил кольцевой полет длиной 24 miles (38.9 km) за 39 минуты 23 секунды, над Huffman Prairie, и это за год до того,как Santos-Dumont пролетел 50 метров (160 ft). В общем разборки продолжаются:-)))
Считается,что письменные и фотографические свидетельства говорят о том,что Wrights совершил в 1903 году взлет в сильный ветер без катапульты и сделал это за три года до Santos Dumont. Но мы то за бразильца болеем? Не так ли?:-)))
Общий вид самолета,передняя часть справа:-)))
Японский шелк однако и бамбук!!!
Немудрено,что все это ломалось на грунтовом полет при немного не ловкой посадке!!!
Табличка к самолету на португальском языке.
Сделано так,как будто он должен был летать?
Общий вид сзади на самолет.
Здесь можно видеть оригинальные элероны внутри внешних ячеек.
И еще один общий вид.
ЛТХ
Экипаж: один пилот
Длина: 9.60 m (31 ft 10 in)
Размах крыла: 11.46 m (36 ft 9 in)
Высота: 3.75 m (11 ft 2 in)
Площадь крыла: 52 m² (560 ft²)
Вес нагруженного: 290 kg (661 lb)
Двигатель: 1 × Antoinette 8V V-8 поршневой, 37 kW (50 hp)
Макс скорость: 40 km/h (25 mph/21 kts)
Дальность: 220 m (720 ft) продемонстрированная
Нагрузка на крыло: 5.7 kg/m² (1.2 lb/ft²)
Тяговооруженность: 0.12 kW/kg (0.075 hp/lb)