Перед отправкой домой было немного времени и я прогулялся по Варзуге!
отБаренцового до Белого моря на снегоходах, март 2010.Плясать я начал от печки: те от того места,где мы поселились.
Варзуга - село в Терском районе Мурманской области. Население - 351 житель (2002). Расстояние от районного центра 140 км.
Село расположено на двух берегах реки Варзуге в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая - Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов).
Некогда Варзуга была крупнейшим селом Кольского полуострова. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья в реке Варзуге и по морскому берегу - ловища и леса.
Дальше немного видов общих.
Поселок расположен на обоих сторонах реки,плюс на нескольких уровнях
В ранний период существования Варзуги важную роль в жизни селения играл Соловецкий монастырь, который построил в Варзуге подворье, стал вести в реке лов семги, а также в марте 1491 года была освящена церковь во имя Святого Николая Чудотворца - покровителя мореходов.
После падения самостоятельности Новгорода (1478 год) Терская земля перешла под власть Москвы. Варзуга именуется «волостью» - отдельной административной единицей, подчиненной двинскому наместнику великого князя с резиденцией в Холмогорах.
Подробные сведения о Варзужской волости содержатся в описи 1563 года. В государевом селе насчитывалось 167 семей в 124 дворах. По масштабам Русского Севера это - весьма многолюдное селение.
Промысловые и сельскохозяйственные угодья (луки и сенные покосы) в волости находились в совместном владении местной сельской общины, церковных (Соловецкий, Николо-Корельский и Антониев-Сийский монастыри) и светских собственников.
Очень популярны такие собачки,по крайней мере мне попалась парочка.
В 1568 селения Северо-Западного Беломорья подверглись опричному погрому, совершенному отрядом Басарги Леонтьева, Варзуга тоже не осталась в стороне. Это событие вошло в историю как «Басаргин правёж» (правёж - взыскание долгов или податей посредством мучений).
Донесения о правёже не сохранилось, но результаты и последствия этого злодеяния отчетливо видны в описи села, проведенной в мае 1575 года. Спустя семь лет после «Басаргина правёжа» в Варзуге было 79 пустых дворов и 33 поросших бурьяном места, на которых до погрома стояли крестьянские дома; никем не использовались 11 семужьих тонь, а Успенская и Никольская церкви «стояли без пенья».
В 1614-1619 годах Варзужская волость стала вотчиной Соловецкого и Новоспасского монастырей и Патриаршего Дома. За пользование тонями и покосами варзужские крестьяне платили своим владельцам оброчную подать.
Но Екатерина II в 1764 году своим указом ликвидировала духовные вотчины, перевела монастырских и патриарших крестьян в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала свободной и быстро разбогатела.
В поселке есть тир
По переписи 1897 года в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживало 1001 житель, действовали училище Министерства народного просвещения и церковно-приходская школа.
Революция 1917 года не прошла для Варзуги незаметно. Жизнь начала перестраиваться и 1 мая 1930 года четырнадцать семей варзужан объединились в колхоз, который назвали «Всходы коммунизма».
Почти вся экономическая жизнь села связана с колхозом, который до сих пор носит название - «Всходы коммунизма». Колхоз имеет статус рыболовецкого и занимается производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной и рыбной продукции. Колхоз входит в Союз рыболовецких колхозов Мурманской области (Мурманский рыбакколхозсоюз), на учете в реесте мурманских судов состоит пять его промысловых судов: Жемчужина, Аметист, Катрин, Таврический, Усма, и три транспортных: Катран, Лоухи, Смольнинский. На них трудятся 300 моряков.
В большом здании даже есть ресторан
Новым направлением деятельности колхоза в 1990-х годах стало развитие рыболовного туризма. На реках Варзуга, Умба, Кица и других было возведено 14 спортивно-туристических лагерей для российских и иностранных туристов. Их посещают туристы из 97 стран мира, главным образом из Великобритании. Одним из известных гостей был Эрик Клэптон. Для обслуживания туристов имеется вертолёт. Колхоз внесен в единый федеральный реестр туроператоров Федерального агентства по туризму Российской Федерации (Свидетельство номер МВТ 002864).
В конце 2000-х годов колхоз решил расширить сферу любительского рыболовства и арендовал 12 озёр по всему Терскому берегу. Путевки на отлов рыбы распространяются, в основном, среди жителей Мурманской области; наиболее популярен зимний подледный лов.
Колхоз занимается также животноводством и переработкой сельскохозяйственной продукции. В селе производится масло, колбаса. Кроме того, он осуществляет жилищное строительство в селе, в его ведомстве находятся два детских сада, две общеобразовательные школы.
Теперь посмотрим на храмы:
Церковь Николая Чудотворца:
Церковь Николая Чудотворца - расположена на левом, Никольском берегу реки Варзуги. Первой приходской церковью Варзуги, «состоявшей под владением монастыря», как пишет архимандрит Досифей в своем «Описании Соловецкого монастыря» 1836 года, стал храм во имя Святого Чудотворца Николая с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Местный краевед И. Ф. Ушаков пишет, что Никольская церковь была первым православным храмом на Кольском полуострове. Нынешнее здание церкви построено, предположительно, в XVIII веке. В советское время храм был закрыт, с него снесены все семь глав. С 30-х годов XX века он используется как колхозный магазин, причем вход в него прорублен через алтарь. В память о храме с западной стороны установлена икона Святого Николая.
Это первая увиденная мною церковь с номером дома
Большая колокольня:
Колокольня - расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Колокольня Успенского комплекса была построена одновременно с Успенской церковью.
Фотографии сохранили ее внешний облик: на четверик поставлен шестерик, завершенный шатром. Колокольня была разрушена в 1939 году.
подробнее
Новая колокольня была выстроена к 1 августа 2001 года. К храмовому празднику села - Успению Пресвятой Богородицы (15/28 августа) - были подняты на звонницу новые колокола, отлитые на Урале.
Новая колокольня возведена не в том же виде и не на том же месте, что и старая, причем при ее строительстве применен нетрадиционный для русского зодчества прием: четверик поставлен на восьмерик.
другой бок
икона
колокола:
Звонница имеет семь колоколов и два титановых била, воспроизводящих звучание колоколов в 2000 пудов и 300 пудов (32 тонны и 4,8 тонны соответственно).
Церковь Успенская:
Успенская церковь (1674) расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Посвящена Успению Пресвятой Богородицы. Высота основного объёма Успенской церкви 13 метров, высота всей остальной надстройки - 21 метр.
Такое соотношение размеров определяется «золотым сечением». В плане здание церкви имеет вид равноконечного креста. Площадь, отведённая для молящихся, составляет 70 квадратных метров. Иконостас Успенской церкви, включавший 84 иконы, был освящён 3 августа 1677 года, спустя 3 года после окончания строительства церкви.
Особый интерес представляет деревянная резьба иконостаса с многочисленными фигурками летящих ангелов. В церкви имеется расписанное потолочное перекрытие - небо. Небо Успенской церкви - единственное, сохранившееся на территории Мурманской области. Церковь, признанная памятником русского деревянного зодчества XVII века, в 1973 году была реставрирована.
В ходе этой последней реставрации была обновлена вся её верхняя часть. В 1996 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, и в нём возобновлено богослужение.
Церковь Святителя Афанасия Великого:
Афанасьевская церковь - расположена на правом, Пречистенском берегу реки Варзуги. Церковь во имя святителя Афанасия Великого основана соловецкими монахами в конце XV века. Нынешнее здание церкви возведено в 1854 году.
Церковь была закрыта в 1932 году. В ней находились ясли, позже мастерская по шитью лодок, а еще позже клуб. При этом была уничтожена глава церкви. Храм возвращен приходу и восстановлен в 1999 году. Второй престол церкви посвящен преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам. В храме проводятся регулярные богослужения.
Основным источником доходов местного населения во все времена были продажа сёмги, вылавливаемой в реке Варзуге. Кроме того, большое значение имел также «торосовый» (бой тюленя) и рыбный промыслы. В прошлом веке в селе Варзуге также существовала добыча жемчуга из раковин, водившихся как в Варзуге, так и в других реках. Кроме того, жители деревни занимались и скотоводством: разводили крупный рогатый скот, а также овец, лошадей и оленей. Растениеводство из-за сурового климата было развито плохо. Жители села сами строили свои дома, делали кирпич и клали из него печи. Мужчины строили («шили») лодки, женщины пряли и ткали. Также Варзуга остаётся одним из немногих мест, где хранится поморский устный фольклор.
Часовня открытая
Внутри
В настоящее время православный приход села Варзуги имеет в Успенской церкви главный престол. Настоятелем прихода является иеромонах Митрофан.