De Havilland DH.89A Dragon Rapide это английский пассажирский биплан 1930 годов,оказавшийся весьма долговечным несмотря на свою простую фанерную конструкцию. Всего построен 731 самолет разных модификаций. Сохранилось как минимум 14 самолетов и многие из них в летном состоянии(скорее всего значительно больше).
Мадрид DH-89A
Мадрид DH-89A
Шаттлворф бывший Dominie Mk1
Лиссабон бывший Dominie Mk1
Museo del Aire,Мадрид(Испания). Музей в Шаттлворте. Museo do Aire (Лиссабон) все,что у меня есть по DH-89 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Первый самолет это De Havilland DH-89A Dragon Rapide C/N 6261 с регистрационным номером G-ACYR из Museo Del Aire, Мадрид.
Это был самолет на котором генерал Франко летал из Gando(Канарские острова) в Tetuan 19 июля 1936 года,когда командовал армией в протекторате Марокко. Этот самолет принадлежавший компании Olley Air Services продолжал летать на Британских островах вплоть до 1953 года.
Потом этот самолет был куплен Mr Griffith,который был другом генерала Франко и главой AIR COURIES. А передали самолет в музей 3 декабря 1968 года.
Остается лишь внимательно разглядеть самолет.
На носу памятная табличка.
Текст этой памятной таблички.
Меня все время поражали крылья этого самолета: и их форма и крутка...
Табличка с описанием самолета.
Пассажирская дверь с левого борта фюзеляжа.
На самолете установлены два шестицилиндровых двигателя de Havilland Gipsy Queen 2 мощностью по 200 лс.
Двигатель приводит в действие двухлопастной винт фиксированного шага.
Общий вид справа.
Второй борт из этого музея: De Havilland DH-89A Dragon Rapide 1937 года выпуска C/N 6345 с бортовым номером 40-1 и бывшими регистрационными: EC-AKO и G-AERN.
Немного истории:
построен как DH-89A.
у неизвестного владельца с c/r G-AERN (DH89A RAPIDE, 6345).
1 декабря 1954 продан Ignacio Soler de la Riva с c/r EC-AKO (De Havilland DH-89A Dragon Rapide, 6345).
с 1971 по 1986 не летал. Стоял в Sabadell.
1986 Не летал. Стоял в Castejon de Monegros.
ноябрь 2003 передан в Museo Del Aire (Air Museum), Cuatro Vientos Air Base, Madrid, Madrid.
Чуть крупнее вид слева.
Общий вид спереди.
Крупнее,а на месте таблички как у первого самолета какая то лампочка.
Здесь на винтах есть коки.
Судя по ванночкам для масла,оно в самолете есть и это вполне себе жизнеспособный экземпляр.
Общий вид справа. У этого самолета какое то более аккуратное крыло.
Переходим к третьему самолету из Великобритании,из музея им Шаттлворфа:
это летающий De Havilland DH-89A Dominie/Dragon Rapide 1945 года выпуска C/N 6884 G-AGSH,также бывшие номера EI-AJO и NR808.
Немного истории:
в 1945 построен как Dominie Mk1 компанией Brush Coachworks Ltd из Loughborough.
25 мая 1945 поступил на службу в Royal Air Force с s/n NR808.
Позже его из военного варианта превратили в гражданский DH-89A.
июль 1945 продан Channel Islands Airways Ltd, Jersey с c/r G-AGSH.
с ноября 1946 по январь 1947 в Minister of Civil Aviation.
с 1947 по 1955 в British European Airways. Нес маркировку: RMA James Keir Hardie
4 июня 1956 продан Airviews Ltd, Ringway.
26 апреля 1957 продан Air Kruise (Ireland) Ltd, Killarney с c/r EI-AJO.
18 июля 1957 продан WS Shackleton Ltd, London W1 с c/r G-AGSH. Базировался в Kidlington, Oxford.
2 июля 1958 продан Jersey Airlines.
12 февраля 1959 продан Airlines (Jersey) Ltd. с названием Alderney Airlines.
25 января 1962 продан British European Airways Corporation, Saint Just. Нес маркировку: RMA Robert Baden Powell
20 мая 1964 продан British Westpoint Airlines Ltd, Exeter;.
24 августа 1965 продан GRP Capt Leslie George Patrick Martin (и) Squadron LDR John Grant, T/A RAF (Abingdon) Sport Parachute Association, RAF Abingdon.
30 января 1973 продан Roy Marsden Jenkins.
8 апреля 1975 продан Anthony Vincent Heath T/A Pioneer Aviation Trust, Jersey. Нес маркировку: James Kier Hardie
с 21 марта 1983 по 8 марта 1985 был у Exeair Travel Limited.
с 8 марта 1985 по 15 июня 1989 находился у Specialist Flying Training Limited.
15 июня 1989 продан Techair London Ltd, London/Phillip Meeson. Нес маркировку: Jemma Meeson
в 2009 продан Philip Meeson, Old Warden.
27 февраля 2009 базируется в Shuttleworth Collection, Old Warden Aerodrome, Biggleswade, Bedfordshire-Central, England.
Поскольку это летающий самолет,то и выглядит он более живым.
Табличка с описанием самолета.
А вообще в Великобритании вы можете полетать на подобном самолете на всевозможных авиашоу.
Что это за подушка в кабине.
Вообще насколько я помню,пилот в кабине самолета помещается лишь один и сидит он по центру кабины...
Общий вид самолета.
Хвостовое колесо слегка подспущено...
Общий вид справа.
Кабина пилота.
Это у нас вместо генератора?
Чуть поменьше,чем родной винт от двигателя:-))
Выхлопная труба.
Огромный руль направления с весовым компенсатором.
Имя собственное самолета в BEA и эмблема... А что это за хрень перед эмблемой?
Общий вид слева.
С этой стороны тоже такой источник электрического тока.
Легко открываемые капоты двигателя.
Мотогондола и лючки для масла и для топлива...
Вид сзади.
И общий вид ангаром в музее.
И наконец четвертый самолет уже из музея в Лиссабоне:
De Havilland DH-89A Dominie/Dragon Rapide C/N 6899 с регистрационным номером CS-ADI и бывшим регистрационным NR835 и сохраненным для музея 2307.
Немного истории:
Некоторые португальские источники полагают,что это на самом деле DH-89A c/n 6430 (или 6439?) с предыдущими регистрационными номерами CS-AEB и CR-LCO (Ангола). Пока пытаются выяснить...
построен как Dominie I.
поступил на службу в Royal Air Force с s/n NR825.
передан в Companhia de Transportes Aeros (CTA) с c/r CS-ADI.
в 1950 поступил на службу в Forca Aerea Portuguesa с s/n 2307.
передан в 1 BA.
использовался как VIP транспорт.
в 1968 списан со службы в Forca Aerea Portuguesa.
в ноябре 1979 года передан в Museo do Ar Sintra, Sintra Airport, Sintra, Lisboa (Lisbon).
Этот самолет Dragon Rapide была приобретен в 1950 году авиатранспортной компанией (CTA) ВВС. Он летал между Лиссабоном и Порту. Это самолет версии D.H.89B Dominie Mk I, построенный для RAF в 1945 году и превращенный позже в гражданскую версию. Военное оборудование было модифицировано для аэрофотосъемки. Списали его со службы в 1968 году.
Он слегка потрепан жизнью...
А тут как то и помят слегка и лючки немного в другом месте. Все эе это военная версия изначально...
Вид сзади.
Тут и шторки на окнах...
Общий вид зала.
Вид сзади.
Передняя часть крупнее.
Хвостовое оперение.
Открыты посадочные щитки.
Здесь немного по другому сделано остекление и дверь немного больше.
Что это все же в носовой части? Крепление носового обтекателя?
Табличка с описанием самолета.
Вид спереди.
Винт в интересных чехлах:-)))
Модификации:
D.H.89 двухдвигательный легкий транспортный биплан. первая серийная версия.
D.H.89A улучшенная версия, оснащена посадочной фарой на носу, модернизированными законцовками крыла и обогревом кабины.
D.H.89A Mk 4 один самолет D.H. 89A , оснащенный двумя поршневыми двигателями de Havilland Gipsy Queen 2 , с ВИШом
D.H.89A Mk 5 один самолет D.H.89A , оснащенный двумя поршневыми двигателями de Havilland Gipsy Queen 3 , с винтом изменяемого вручную шага .
D.H.89A Mk 6 один самолет D.H.89A оснащенный винтами фиксированного шага Fairey X5 .
D.H.89M военно-транспортная версия. экспортировалась в литву и испанию.
D.H.89B Dominie Mk I учебный самолет для подготовки радистов и штурманов.
D.H.89B Dominie Mk II связной и транспортный вариант.
ЛТХ:
Модификация DH.89A
Размах крыла, м 14.64
Длина самолета,м 10.52
Высота самолета,м 3.12
Площадь крыла,м2 31.21
Масса, кг
пустого самолета 1487
максимальная взлетная 2727
Тип двигателя 2 ПД de Havilland Gipsy Queen 2
Мощность, л.с. 2 х 200
Максимальная скорость, км/ч 253
Крейсерская скорость, км/ч 212
Практическая дальность, км 895
Практический потолок, м 5950
Экипаж, чел 1-2
Полезная нагрузка: 6-9 пассажиров