Долго я не мог собраться,чтобы описать этот автожир и в итоге у меня набралось пять автожиров из разных музеев мира,поэтому я собрал их воедино в одном посту.
Cierva С.30А - автожир,разработан испанским инженером Хуаном де ля Сиерва. Прототип этого автожира совершил свой первый полёт в 1932 году. В августе 1934 года экспонировался на авиационной выставке в Копенгагене. Начиная с 1934 года компания Avro на своём заводе в Манчестере построила в общей сложности 77 С.30А. А всего в том числе лицензионных было построено 148 автожиров. До наших дней дошло 10 оригинальных и одна реплика,а мы посмотрим на пять из них.
Мадрид Cierva C.30A XVU.1-1 летающая реплика с двигателем Siemens
РАФ Avro 671 Rota I(Cierva C.30A) K4232
Fantasy of Flight Avro 671 Rota I(Cierva C.30A) K4235 идейно летающий....
Музей в Ле Бурже Leo C-302 F-BDAD
Музей в Даксфорде Avro Rota I HM580 изначально G-ACUU
Museo del Aire,Мадрид(Испания). Музей РАФ и РАФ-2 Fantasy of Flight museum Авиационный музей в Ле Бурже. Музей в Даксфорде. все,что у меня есть по Cierva C-30 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Музей в Мадриде Cierva C.30A XVU.1-1 летающая реплика с двигателем Siemens. В связи с празднованием юбилея La Sierva ВВС Испании и фонд La Sierva договорились с музеем РАФ в Хендоне(Лондон) об обмене Bucker Jungmann. Музей в Хендоне должен был предоставить оригинальные компоненты C.30A и помочь построить реплику. Музей в Мадриде предоставлял шасси и двигатель Siemens. В итоге после большой работы 15 января 1998 года эта реплика была поднята в воздух под управлением Lt Col F.Iglesias. После этого была еще масса испытательных полетов и как результат 22 апреля 1999 года International Aeronautical Federation вручила приз Aerofenix за лучшее восстановление ВС. В июне 2000 года после небольшого инциндента пошли разговоры о передаче автожира в музей. Реальная передача состоялась в феврале 2002 года.
C.30 - разведывательный автожир, разработанный испанским инженером-конструктором Хуаном де ла Сиерва. В 1932 году появился самый удачный автожир Сиервы - С.30. На нем впервые внедрили управление направлением полета с помощью наклона несущего винта. До этого автожир управлялся как самолет - рулями высоты и направления на оперении, а также элеронами на рудиментарных крыльях. Но все эти органы были малоэффективны на небольших скоростях, характерных для взлета и посадки автожира.
Теперь винт крепился в шаровом шарнире и его положение могло изменяться ручкой, прикрепленной к его основанию и спускающейся вниз в кабину пилота. Это давало летчику возможность эффективного управления аппаратом на малых скоростях. Эту систему экспериментально проверили на автожире С.19 Мк V. Лишь после этого мастерским National Flying Services заказали постройку опытного образца С.30. Он оснащался радиальным двигателем Genet Major IA мощностью 140 л.с.
Внешне С.30 отличался от всех своих предшественников тем, что не имел крыльев - они стали не нужны. В отличие от С.19 двигатель не был закрыт капотом. Хвостовая часть фюзеляжа имела узкие вытянутые кили сверху и снизу. Округлый руль поворота продолжал контуры килей. Горизонтальное оперение примерно с середины размаха имело большое поперечное V. Винт, по конструкции аналогичный винту С.19, но отличающийся по устройству крепления, стоял на пирамиде из трех труб, прикрытых обтекателями. Обтекатель располагался и на вершине пирамиды.
С.30 имел двойное управление - из обеих кабин. Основной кабиной считалась задняя, но большинство приборов дублировалось. Рычаг, управляющий положением винта, тоже раздваивался - вторая ручка от него шла в переднюю кабину.
Стойки шасси, несшие маленькие по диаметру колеса низкого давления, были выдвинуты далеко вперед, к двигателю. Стойки имели масляно-пневматические амортизаторы. Сзади в выемке руля направления стояло самоориентирующееся хвостовое колесо. Основные колеса снабжались тормозами, но тормоза могли работать только синхронно.
Испытания С.30 завершились успешно. Опытный автожир оказался очень маневренным и в то же время устойчивым в полете. Эту машину нельзя было загнать в штопор. Комания Avro решила выпустить серию таких автожиров. Серийная модификация именовалась С.30А и отличалась тем, что пилон образовывали четыре, а не три стойки, лопасти винта складывались, чтобы аппарат занимал меньше места в ангаре, а колею шасси значительно увеличили. Опытный С.30А следует считать головным серийным образцом.
Начиная с 1934 года завод Avro в Манчестере построил в общей сложности 77 С.30А. Из них 49 поставили заказчикам в Великобритании, а 28 экспортировали. Кроме этого, С.ЗОА по лицензии строили и за рубежом. В Германии их производила компания Focke-Wulf. Немецкие машины отличались более мощным двигателем Siemens Sh 14A. Их построили около 40. Во Франции С.30А строил завод Lioré et Olivier как LeO.301 с двигателем Salmson 9Ne в 175 л.с. Собрали 25 LeO.301.
В августе 1934 года серийный С.30А экспонировался на авиационной выставке в Копенгагене. Датчане купили лицензию на эту машину. В Дании изготовили всего два С.30А для военной авиации. Они имели местное обозначение IM.
В Англии автожиры покупали аэроклубы, летные школы, небольшие фирмы и частные лица. Их использовали для аэрофотосъемки, для связи в труднодоступных районах, наблюдения за дорожным движением и других целей. 12 автожиров поставили британским ВВС. В 1933 году министерство авиации заказало 10 С.30А как Avro 671 или Rota I. Они предназначались в качестве корректировщиков артиллерийского огня и аппаратов связи. Пять машин сдали ВВС в июне 1934 года и пять в августе. Одну из них доработали под требования морской авиации и летом 1935 года погрузили на уходящий в море авианосец "Корейджес". Его испытывали на предмет пригодности для спасательных операций и связи с берегом. Этот автожир проделал вместе с "Корейджесом" весь летний поход, но дальнейших заказов от флота не последовало. Девять других автожиров Rota I передали летной школе взаимодействия с армией в местечке Олд Сарум.
Немного позже заказали еще две машины. Одну, предназначенную для различных исследований, изготовили в январе 1935 года, а вторую - в мае. Второй автожир на заводе Short в Рочестере установили на поплавки. На военно-морской базе в Феликстоу его испытывали в качестве спасательного.
Два автожира Rota I разбили в авариях: один в январе 1935 года, а другой в ноябре 1936 года. Один разобрали на запчасти. Один автожир использовался в качестве нелетающего учебного пособия. В ценности автожиров для ВВС начали сомневаться, и в конце 1938 года восемь машин законсервировали.
Музей РАФ-2
Вот он как раз Avro 671 Rota I(Cierva C.30A) с регистрационным номером K4232.
Здесь вы можете посмотреть полную историю этого автожира.
Когда в начале Второй мировой войны вновь встал вопрос об их использовании, только три из них удалось "реанимировать". Зато реквизировали в общей сложности восемь исправных гражданских С.30А. Из них две машины военные получили в 1939 году, пять - в 1940 году и одна - в 1941 году. Кроме этого пять автожиров собрали в Даксфорде в 1941-42 годах из узлов и агрегатов ранее списанных аппаратов и запчастей.
Автожиры использовали для калибровки радиолокаторов, установленных на побережье Англии. Они входили в 74-е крыло (полк), располагавшее, кроме винтокрылых машин, легкими самолетами различных типов. В феврале 1942 года автожиры выделили в отдельное 1448-е звено, дислоцировавшееся в Хэлтоне.
Обычно аппараты действовали поодиночке с площадок, располагавшихся близ радиолокационных станций. В районах действий немецкой авиации автожиры прикрывались истребителями. Было зафиксировано несколько случаев атак самолетов противника, но ни один автожир не получил боевых повреждений. Во всех случаях эскорт успешно отбивал нападения. А вот за счет поломок потери имели место. 16 апреля 1942 года С.30А упал в море близ Ситона. 24 октября 1943 года подобная судьба постигла еще одну машину. Впоследствии ее извлекли со дна, но сочли непригодной для ремонта и списали.
В середине 1943 года звено переименовали в 529-ю эскадрилью. Всю войну это была единственная в Королевских ВВС часть, оснащенная автожирами. С начала 1945 года в нее стали поступать американские вертолеты Sikorsky R-4, названные в Англии Hoverfly I. В октябре того же года, после капитуляции Японии, эскадрилью расформировали, а ее технику законсервировали. В мае 1946 года все автожиры официально сняли с вооружения и продали частным лицам, но практически все они более не поднимались в воздух.
В других странах было гораздо меньше автожиров типа С.30А, чем в Великобритании. Единичные экземпляры испытывались или эксплуатировались в Бельгии, Югославии и Испании. Несколько машин приобрела шведская компания Геликоптер-Флиг. Они довольно успешно работали в труднодоступных районах, в том числе и зимой.
В начале Второй мировой войны автожиры включили в состав морской авиации. Они патрулировали побережье Балтики и пролив Скагеррак, вели поиск плавающих мин и иногда уничтожали их, зимой доставляли продовольствие и медикаменты на вмерзшие в лед корабли. Часто винтокрылые аппараты использовали в спасательных операциях. Снежной зимой 1940-41 годов они совершали рейсы к отрезанным бездорожьем небольшим гарнизонам наблюдательных постов. За годы войны пилот Р.фон Бар налетал на автожирах 7000 часов и дважды вынужденно садился на воду. После окончания войны шведы купили еще несколько автожиров в Англии, включая один военный типа Rota I, на котором доработали хвостовое оперение.
Один автожир С.30А приобрело в 1934 году польское министерство коммуникаций. Его перегнал из Лондона в Варшаву по воздуху военный летчик подполковник Сташон. Автожир зарегистрировали как гражданский и направили для испытаний в Институт авиационной техники. Испытания показали, что машина пригодна для военных целей как разведчик и аппарат связи. Автожир показали на воздушном параде в Варшаве 14 сентября 1935 года.
Теперь посмотрим на автожир из Fantasy of flight
Это Cierva C.30A K4235 бывший (G-AHMJ) он в США с 1998 и был приобретен у Shuttleworth Trust, Old Warden.
Построен был как Rota I by Avro.
После этого поступил на службу в Royal Air Force с s/n K4235.
8 мая 1946 продан Fairey Aviation, Hayes, Middlesex с c/r G-AHMJ.
9 февраля 1950 списан.
С ноября 1998 в Fantasy of Flight/Kermit A. Weeks, Polk City, FL
Вон он в правом верхнем углу зала подвешен под потолком.
Поляки купленный С.30А в 1936 году передали ВВС. В 4-м авиаполку в Торуни сформировали подразделение автожиров, в котором собирались обучать пилотированию таких машин и отрабатывать тактику их применения. Предполагалось, что они заменят аэростаты и частично самолеты-корректировщики. Но отсутствие на С.30А радиостанции делало его неэффективным в этом качестве.
После завершения войсковых испытаний автожир отдали торуньскому аэроклубу для пропагандистских целей. Последний раз его демонстрировали на празднике в Гдыне летом 1939 года. Затем началась война и аппарат уничтожили немцы.
Один С.30А приобрели для изучения в Советском Союзе. В начале 1935 года эта машина поступила в ОЭЛИД ЦАГИ. Там ее подвергли тщательному изучению и провели цикл летных испытаний. После этого в сентябре автожир передали в НИИ ВВС. Там С.30А прошел полную программу государственных испытаний. Летал пилот А.А.Ивановский с различными летнабами - Шауровым, Никитиным и Шишкиным. Данные английского автожира сравнивались с результатами испытаний отечественного крылатого аппарата А-7. Последний специально создавался как военный и был признан лучшим. Позднее на С.30А изучали различные аспекты поведения бескрылого автожира в воздухе в процессе подготовки к созданию отечественного аналогичного аппарата А-12.
Лицензию на С.30А продали также в Японию, где компания Kayaba использовала ее при разработке конструкции собственного автожира, строившегося впоследствии малой серией и применявшегося во Второй мировой войне.
С балкона второго этажа уже можно было взглянуть на автожир поближе.
А это уже вид снизу.
Любопытные у него колеса.
Общий вид с другой стороны.
И крупнее передняя часть.
Музей в Ле Бурже
Это Leo C-302 F-BDAD,заводской номер 15.
Построен как C-302 компанией Liore-et-Olivier.
Позже попал к неизвестному владельцу с c/r F-BDAD.
И наконец остановился в Musee de L air et de L Espace (The Air and Space Museum), Le Bourget, Paris, Ile-de-France.
Французская версия смотрится как то изящнее английской или может все дело в окраске?
Общий вид зала из которого пришлось вычленять автожир.
Тут же можно увидеть насколько сильно разнесены основные стойки шасси у этого аппарата по сравнению с другими.
Вид на лопасти.
Также в общей массе других бортов.
Хвостовое оперение.
Музей Даксфорда Avro Rota I(Cierva C.30A) HM580 изначально G-ACUU
Немного истории:
построен как C-30A.
с 26 июня 1934 по 31 декабря 1938 трудился в Air Services Training, Hamble Airfield, Southampton с c/r G-ACUU.
сентябрь 1942 поступил на службу в Royal Air Force с s/n HM580. Как Rota I.
23 мая 1946 списан из Royal Air Force.
с 3 декабря 1946 по 21 апреля 1950 принадлежал The Cierva Autogiro Co Ltd, Eastleigh Airport, Southampton с c/r G-ACUU.
с 29 апреля 1950 по 14 ноября 1988 принадлежал Guy Spencer Baker, Trustee of:, Montgomeryshire Ultra Light Flying Club, Rosebank, Bryneglwys, Welshpool.
30 апреля 1960 закончился сертификат летной годности.
14 ноября 1988 прекращена регистрация, G-ACUU.
И наконец попал в Imperial War Museum, Duxford Airport, Duxford, Cambridgeshire/Cambs, England.
Это крайний борт в этом обзоре. Он тоже имеет защитную схему окраски.
Табличка с описанием
Общий вид. Любопытный тянущий винт. Он с фиксированным шагом и как то хитро гнутый из пластины.
Хвостовое оперение.
Каково пилоту сидеть между этими стойками? Что он там видит?:-)))
Система принудительной раскрутки винта.
Крупнее.
Модификации:
C.30 оснащенный радиальным двигателем 105 hp (78 kW) Armstrong Siddeley Genet Major I.
C.30P улучшенная версия, оснащенная радиальным двигателем 140 hp (104 kW) Armstrong Siddeley Genet Major IA
C.30A основная серийная модель, оснащенная радиальным двигателем 140 hp (104 kW) Armstrong Siddeley Genet Major IA.
Rota Mк I обозначение RAF для Cierva C.30A.
Lioré et Olivier LeO C-30 59 построенных по лицензии Cierva C.30, оснащенных 175 hp сильным (130 kW) Salmson 9Ne двигателем, были предложены French Air Force и French Navy. Все автожиры LeO C-30 были разрушены или захвачены во время оккупации Германией Франции в 1940 году.
Lioré et Olivier LeO C-30S автожир с номером 26 был построен как модификация C-30S.
Lioré-et-Olivier LeO C-301 улучшенный C-30 оснащенный масляно-пневматическими амортизаторами Messier. Шесть автожиров было поставлено в French Navy в начале июня 1940.
Lioré et Olivier LeO C-302 C-302 интенсивно использовался для испытаний винта и шасси ,но они прекратились в 1949/1950 годах.
Focke-Wulf C 30 Heuschrecke (Heuschrecke (кузнечик)): 40 автожиров было построено, оснащенных 140 hp (104 kW) Siemens Sh 14A 7-цилиндровым радиальным двигателем.
ЛТХ C.30A
Диаметр несущего винта, м 11.38
Длина, м 6.01
Высота, м 3.38
Масса, кг
пустого самолёта 553
нормальная взлётная 816
Тип двигателя 1 ПД Armstrong Siddeley Genet Major IA
Мощность, л.с. 1 х 142
Максимальная скорость, км/ч 177
Крейсерская скорость, км/ч 153
Практическая дальность, км 459
Экипаж 2