В этот раз у нас пара самолетов из разных музеев:
Stampe et Vertongen SV.4 (также известный как Stampe SV.4 или просто Stampe) это бельгийский двухместный учебный биплан разработанный и построенный компанией Stampe et Vertongen. Самолет также строился по лицензии во Франции и французской Алжирии. Всего построено 1050 самолетов.
SV-4C из Мадрида
Летающий SV-4C из Даксфорда
Museo del Aire,Мадрид(Испания). Музей в Даксфорде и авиашоу 12-13 мая 2014 года. все,что у меня есть по Stampe SV-4 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Во время Гражданской войны в Испании Stampe et Vertongen SV-4G (с регистрацией EC-RAR) принадлежащий тогда Ignacio Carrion использовался как учебный и связной самолет. А в музее в память этого выставляется самолет построенный во Франции по лицензии и полученный по обмену с ассоциацией Victor Tatin.
И этот самолет это SV-4C с номером F-BFZJ и серийным номером C/N 46.
Самолёт SV.4 был принят на вооружение ВВС Бельгии в середине 1930 годов и использовался как тренировочный и связной. За время производства фирма SeV выпустила три модификации этой машины (SV.4A, SV.4B и SV.4C), различавшихся, в основном, двигателем.
Модификация А оснащалась двигателем Renault 4 - PO5, модификация В - de Havilland "Gipsy Major" и модификация С - Renault P-PEI (все моторы имели одинаковую мощность в 145 л.с.). При вторжении немецких войск 10 мая 1940 года некоторое количество SV.4 числилось в составе авиашколы и часть самолётов позже попала в руки противника.
Специально для колоний была собрана партия из 24 машин. Колониальные самолёты должны были придти на замену старым машинам Stampe-et-Vertongen RSV-26\215 и SV-22\180, которые были выведены из эксплуатации в течении 1939-1940 годов. В ходе эвакуации из Европы самолёт с номером V9 11 июня 1940 года был поврежден истребителем "Firefly"и восстановлению не подлежал. Остальные 23 машины прибыли в Северную Африку, где были "переданы в пользование" французским властям 7 сентября 1940 года.
Те как раз ощущали недостаток современной техники, поэтому поражение армий в метрополии неожиданно укрепило колониальную авиацию. Судьба французских SV-4B сложилась следующим образом - в непрерывной эксплуатации до 1944 года находилось 10 самолётов, 5 разобрали на запасные части и ещё один (c номером V7) потерпел аварию 13 января 1943 года в Таза Тадла около Касабланки (Марокко). На данный момент известны следующие номера французских SV-4B: V1-V2-V3-V4-V5*-V7*-V11-V13*-V15*-V17-V18*-V20*-V21-V22-V23 и V24*. Звездочками отмечены машины пригодные к полетам.
Через два года ситуация в Африке полностью изменилась. Союзники очистили от немцев Марокко, Алжир, Тунис и Ливию, собрав богатые трофеи. В числе прочего имелось немало бывшей французской техники, причем как бывшая в использовании, так и находящаяся на складах. Новая колониальная и союзная администрация договорилась в бельгийским правительством в Лондоне о направлении в Конго нескольких самолётов причем доставить их должен был французский персонал. В итоге машины с номерами V6-V8-V9-V10-V12-V14 и V16 отдали назад бельгийцам.
Эти SV-4B совершили 900-километровый перелет из Орана до Касабланки, что было довольно впечатляющим результатом, поскольку до этого момента они находились на хранении в разобранном виде. Все самолёты достигли назначенного пункта без особых проблем к 21 августа 1943 года, откуда их должны были доставить в Бельгийское Конго на транспортном корабле. Вторая фаза транспортировки затянулась почти на год. Корабль стоял в порту в Дакаре с ноября 1943 по март 1944 года. Тем временем самолёты были проданы авиакомпании Aviation Fransaise d'Afrique за 8 млн. франков, таким образом снова поступив в распоряжении французов. Сделка состоялась 14 июня 1943 года.
Прибыв, наконец, в колониальные владения SV-4B направили на выполнение функций связи, поскольку как тренировочные машины они были уже не пригодны. После 1945 года к ним прибавились Airspeed "Oxford" и DH.104 "Dove" - самолёты хотя и не самые новые, но более пригодные для работы в условиях африканского климата. Сейчас трудно сказать, сколько именно SV-4B использовалось по назначению, но летали они до начала 1950 годов.
Самолёты, оставшиеся в Бельгии, были захвачены немцами и активно использовались для тренировочных целей. В 1941 году одним SV.4 воспользовались два бельгийских пилота чтобы бежать из захваченной немцами страны. Угнанную машины отправили в Хендон и в августе 1942 года присвоили серийный номер МХ457. Затем его передали союзным силам в состав 510-й эскадрильи в октябре 1942 года и применяли в качестве связного до самого окончания войны. После войны SV.4 возвратили Бельгии, где он продолжал летать до 1948 года.
Общий вид слева.
А теперь из Даксфорда:
Начнем с того,что это летающий самолет. Stampe et Vertongen SV-4С 1946 года выпуска с номером G-AYGE(бывший номер F-BCGM) серийный C/N 242. Этот самолет был построен во Франции компанией Nord в 1946 году. До 1970 года он летал в различных летных центрах. И позже был продан в Великобританию и получил текущий регистрационный номер. А с 1997 года он принадлежит семье Proudfoot.
Табличка к самолету с описанием его параметров и истории создания.
Общий вид спереди.
Общий вид слева.
Тут тоже достаточно плотно все заставлено самолетами. Почти невозможно вычленить отдельно один борт.
Модификации:
SV.4 прототип
SV.4A учебный пилотажный самолет с двигателем 140 hp/104 kW Renault 4-PO5
SV.4B улучшенная версия с двигателем 130 hp/97 kW de Havilland Gipsy Major I. Послевоенный учебный самолет для BAF был оснащен более мощным Cirrus Major или Gipsy Major X
SV.4C строившаяся по лицензии версия с двигателем 140 hp/104 kW Renault 4-Pei
SV.4D один самолет ремоторизированный двигателем 175 hp/130 kW Mathis
Несколько SV.4 были оснащены другими двигателями, такими как Lycoming O-320, Ranger 6 или LOM 332b. И как минимум один получивший двигатель Lycoming (OO-KAT) стал называться SV.4E.
ЛТХ:
Модификация SV-4C
Размах крыла, м 8.40
Длина, м 6.81
Высота, м 1.93
Площадь крыла, м2 18.06
Масса, кг
пустого самолета 500
максимальная взлетная 780
Тип двигателя 1 ПД Renault P-PEI
Мощность, л.с. 1 х 145
Максимальная скорость , км/ч 188
Крейсерская скорость , км/ч 140
Практическая дальность, км 420
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2